Папки-передвижки

Инновационные подходы к обучению и здоровьесбережению детей с ОВЗ и инвалидностью

Светлана Никулина
Инновационные подходы к обучению и здоровьесбережению детей с ОВЗ и инвалидностью

Внедрение в систему дошкольной организации инклюзивного образования заставляет педагогов ДОО искать инновационные подходы к обучению и здоровьесбережению детей, обеспечивающие адекватные приемы дошкольного образования с коррекционной направленностью в отношении детей с ОВЗ и инвалидностью.

Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, педагоги нашего детского сада целенаправленно работают над созданем благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищут методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с ОВЗ. Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д.

Публикация «Инновационные подходы к обучению и здоровьесбережению детей с ОВЗ и инвалидностью» размещена в разделах

Поэтому дефектологу, логопеду, воспитателю группы, музыкальному руководителю работающим с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий.

Я - учитель-логопед, работаю с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (Тяжелые нарушения речи). В коррекционной работе с детьми использую разнообразные здоровьесберегающие технологии, в том числе традиционные и нетрадиционные, адаптируя их под возможности и потребности детей.

Хочется особо отметить технологии, которые вызывают наиболее эмоциональный отклик у детей.

Большой интерес у детей имеет применение упражнений с шариками и колечками СуДжок, которые базируются на традиционной акупунктуре. Актуальность использования шариков Су-Джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениям позволяет не только повысить интерес к занятию, но и оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Помимо традиционного массажа с поглаживанием, растиранием, пощипыванием, сгибанием и разгибанием пальчиков и т. д. активно использую массажи (игры) с помощью различных материалов, катание грецкого ореха, ребристого карандаша, как по внутренней, так и по тыльной сторонам руки, различных шариков, сжимание игрушек из материалов разной плотности (в т. ч. эспандеров, игры с бельевыми прищепками, камушками). .

Зарекомендовал себя в практике аурикулярный массаж (массаж ушных раковин). Он помогает улучшать работу всех систем организма, интеллектуальные возможности, усиливает концентрацию внимания. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволяет широко внедрять его в практику. А подборка интересного речевого материала, сопутствующего процессу выполнения массажа, делает его не только полезным, но и увлекательным.

Дети с большим удовольствием выполняют кинезиологические упражнения «гимнастика для мозга». Она направлена на активизацию коры головного мозга, что позволяет развивать способности. Универсальность этих упражнений в том, что их можно включать практически в любое занятие в виде динамической паузы или проводить перед занятием как оргмомент, настраивая детей на работу.

Эффективной является биоэнергопластика - сопряжённая гимнастика руки и языка, т. к. у детей с ОВЗ часто отмечается снижение или нарушение кинестетических ощущений. С этой целью используются специально подобранные упражнения - «Театр пальчиков и языка».

Очень зарекомендовали себя этюды психогимнастики, нашли отклик у детей и показали свою эффективность упражнения для снятия напряжения с глаз «Пальминг».

Так же успешно использую в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста камешки Марблс. Коррекционная цель при использовании этих камешков — это развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук; развитие мышления; развитие ориентировки на плоскости; работа над запоминанием цвета; обогащение словарного запаса; развитие внимания и памяти; развитие фантазии ребенка. Разноцветные шарики и камешки успешно применяются для создания сюрпризного момента, эмоционально-положительного настроения. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний

Многофункциональные сенсорные дидактические пособия «Лепбук», «Бизиборд» способствуют развитию процессов мышления, внимания, памяти, координации зрительного и тактильного анализаторов, мелкой моторики, а также восприятия и воображения. У детей создается опыт тактильных ощущений при исследовании поверхностей с множеством интерактивных предметов в форме различных застежек, пуговиц, липучек, пряжек.

Песочная терапия - одна из форм естественной деятельности ребенка. Я использую на занятиях по автоматизации звуков планшет с песком, который предназначен для игровой терапии и развития творческих способностей ребенка, развития мелкой моторики повышения тактильной чувствительности.

В результате сотрудничества родителей и педагогов детского сада каждый ребёнок имеет возможность сохранить и укрепить своё здоровье. Всеобщее дистанционное обучение одна из новаций, которую принесла в нашу жизнь пандемия короновируса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования. В период самоизоляции я через интернет ресурсы размещала для родителей информационные материалы на сайте детского сада, в родительских группах, в инстаграм. Такой вид деятельности позволил родителям глубже познакомиться с логопедической работой и расширить практические навыки работы с детьми.

Практикуя применение здоровьесберегающих технологий в своей работе с детьми с ОВЗ, отмечаю, что у них постепенно проходят неуверенность и зажатость, которые часто связаны с речевым дефектом, проблемами здоровья или личностными комплексами. Дети становятся более раскрепощёнными и эмоционально открытыми. Это создает условия для оптимального развития детей и коррекции имеющихся у них речевых нарушений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих технологий в НОД способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.

Литература:

1. Панфёрова И. В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 - №2.

2. Интернет-ресурсы:http//www.logopedsfera.ru/2007/05/286,http//kinziology.

Публикации по теме:

Правила этикета при общении с Людьми с ИнвалидностьюПравила этикета при общении с Людьми с Инвалидностью ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ. Долгое время в нашей стране, не было правил культурного общения с инвалидами, скажу.

Конспект занятия по здоровьесбережению «Мишка-Топтыжка» для детей второй младшей группы в форме путешествия Цель: Продолжать формировать у детей бережное отношение к своему здоровью. Привлечь детей к занятиям физической культурой Развивать физические.

Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников»Консультация для воспитателей «Инновационные технологии и подходы к организации ИКТ дошкольников» Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня хочу вам сообщить о современных подходах и методах по развитию коммуникативных компетенций дошкольников.

Консультация для воспитателей на семинаре «Инновационные технологии в речевом развитии детей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии Презентация "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста через инновационные музыкально-игровые технологии" (для конкурса по обмену.

Проект по здоровьесбережению для детей младшей разновозрастной группы ДОУ «Здоровью быть, дружок!»Проект по здоровьесбережению для детей младшей разновозрастной группы ДОУ «Здоровью быть, дружок!» «Здоровью быть, дружок!»Актуальность. Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое.

Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах Слайд 1 Орфография в начальной школе Слайд 2 «Самая умная, самая остроумная цитата, написанная с орфографическими ошибками, выглядит,.

Теоретические подходы к проблеме игровой компьютерной зависимости у детей младшего школьного возраста Молниеносное развитие компьютерных технологий внесло существенные изменения в человеческую жизнь. Они активно применяются не только в качестве.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные подходы к обучению и здоровьесбережению детей с ОВЗ и инвалидностью
Опубликовано: 7 апреля 2023 в 07:30
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД