Папки-передвижки

Инновационный педагогический опыт по теме: «Воспитание экологической культуры в ДОУ»

Юлия Загрекова
Инновационный педагогический опыт по теме: «Воспитание экологической культуры в ДОУ»

Инновационный педагогический опыт работы воспитателя МБДОУ Теньгушевский детский сад

комбинированного вида «Солнышко»

Загрековой Юлии Александровны

по теме «Воспитание экологической культуры детей в ДОУ»

Актуальность опыта.

Публикация «Инновационный педагогический опыт по теме: „Воспитание экологической культуры в ДОУ“» размещена в разделах

Экологическое образование занимает все более широкое место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания и родители детей. Формирование начал экологического образования дошкольников является становление осознанно-правильного отношения к природе во всем её разнообразии, к людям, охраняющим её, отношение к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Проблемы экологического воспитания являются актуальными проблемами современности. На что и обращают внимание ведущие лидеры нашей страны, так год 2017, объявлен президентом РФ В. В. Путиным «годом экологии». Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Основная форма работы с дошкольниками и ведущий вид деятельности для них является игра. Поэтому перед педагогами стоит задача как можно больше показать детям необходимость видеть красоту, уникальность, универсальность природы, через игровую деятельность во время прогулок, экскурсий, непосредственно образовательную деятельность.

Я считаю, что проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста остается актуальной и обуславливает выбор темы опыта : «Воспитание экологической культуры в ДОУ».

Концептуальность.

Изучая программы экологического образования, методические пособия и передовой педагогический опыт по исследуемому вопросу, позволило мне выбрать и применить на практике наиболее актуальные к нашим условиям методические приемы, спроектировать, спланировать и выстроить систему воспитательно-образовательной работы.

В своей работе я использую программу Н. Н. Кондратьевой «Мы». Программа предназначена для детей от 3 до 7 лет. Поэтому, начиная работать с детьми 2 младшей группы, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.

Цель: способствовать развитию экологической культуры, познакомить дошкольников с природой родного края, научить воспринимать природу во всех ее проявлениях, воспитывать бережное отношение к ней и потребность ее охранять.

Задачи:

1. Усвоение системы знаний о природе (ее компонентах).

2. Формирование представлений об универсальной ценности природы.

3. Воспитание потребности в общении с природой.

4. Привитие трудовых навыков.

5. Развитие экологического сознания.

6. Формирования бережного отношения к природе в различных видах деятельности.

Методы и приемы работы по экологическому воспитанию дошкольников :

- наблюдения за природой;

- поисковая деятельность детей;

- метод моделирования;

- метод интеграции (+ театрализованная, музыкальная, двигательная деятельность);

-экологические беседы, сказки;

- проведение дидактических игр;

- проектный метод;

- беседы, вопросы, разъяснения;

- опыты;

- чтение художественной литературы;

- использование загадок, пословиц, поговорок и т. д.

Формы образовательной работы с детьми:

- организованная НОД;

- совместная деятельность;

- праздники и развлечения;

-наблюдения в природе;

- экскурсии;

- организация конкурсов и поделок из природного и бросового материалов;

- просмотр презентаций, видеофильмов, слушание музыки.

Важно, чтобы основой культуры растущего человека было накопление ребенком гуманных знаний о человеке, обществе и природе как важнейшей составляющей окружающего мира.

Работая над этой темой, я выдвинула следующие приоритеты:

1. Создание предметно-развивающей среды в группе.

2. Широкое использование художественной литературы.

3. Знакомство с опытно-экспериментальной деятельностью.

Наличие теоретической базы;

В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры.

В педагогической науке и практике достаточно полно разработаны основные идеи образования и воспитания в области окружающей среды (И. Д. Зверев, С. Н. Глазачев, А. Н. Захлебный, И. Т. Суравегина, Н. М. Мамедов и др.).

Теоретической основой моего опыта послужили работы таких авторов, как С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, Е. Н. Рылеева.

Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.

Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия: Л. Згурской «Экология-малышам», Н. В. Коломина «Воспитание экологической культуры в детском саду», М. В. Коробовой «Малыш в мире природы», Н. А. Рыжовой «Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники», З. Ф. Аксеновой «Войди в природу другом», В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников» и др.

Ведущая педагогическая идея;

Моя педагогическая идея – формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста. Экологическое воспитание и исследовательские способности воспитанников могут быть развиты только, когда ребёнок каждый день будет открывать для себя при активном участии взрослого что-то новое, расти исследователем, чтобы каждый шаг его был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживая сердце, закаляя волю. Овладение детьми знаний о природе, о здоровом образе жизни, использование здоровье сберегающих технологий, привело к снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей.

Цель педагогической идеи – формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.

Оптимальность и эффективность средств;

Представленный опыт включает все важные составляющие: цели, методы, оптимальные и эффективные средства, формы обучения. Основным подходом ее работы является ранее формирование культуры ребенка, его личности, начиная с дошкольного возраста. Формирование понимания ребенком, что каждый человек, независимо от возраста – часть природы, что у каждого человека есть Родина: близкие и дорогие ему места. И все это необходимо сохранить для будущих поколений.

Начиная с младшего возраста, закладываю в детях первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечиваю понимание первоначальных связей в природе – понимание одного или двух условий для их жизни. В этом возрасте большое внимание уделяю наблюдениям. Предварительно проводя беседы о том, зачем нужны солнце, снег, деревья, дождь, используя дидактические игры: «Когда это бывает?», «Листочки», «Большой- маленький», слушаем с детьми шум деревьев, при порывах ветра следим за движением листьев, рассматриваем их форму.

Постепенно увеличиваю сроки наблюдения и расширяю тематику. Не только отмечаю характер погоды, но и обращаю внимание детей на небо. Изменяю и характер наблюдения за растениями, отмечаю окраску листьев и цветов. Закрепление, уточнение представлений успешно осуществляется в дидактических заданиях, которые в основном провожу в форме игры.

При наступлении зимы продолжаем наблюдения за погодой, снегом. Гуляя по снегу рассматриваем свои следы, любуемся красотой деревьев, покрытых пушистым снегом. Проводим эксперименты со снегом (например, почему он в группе тает). Выясняем с детьми, что в тепле в стакане появляется вода, а на улице она снова превращается в лед.

Использую в работе художественную литературу, которая открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств, взаимоотношений, сопровождает его с первых лет жизни.

Устное народное творчество – потешки, пословицы, поговорки – играют важную роль при проведении режимных моментов, которые знакомят детей с образностью родного языка, позволяют им понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.

Широко использую специально подобранную детскую познавательную литературу, в зависимости от времени года и погоды приобщаю их к красоте художественного слова, заучиваю с ними в свободной деятельности наизусть стихи.

Наблюдения за одним и тем же объектов периодически повторяю. Это дает возможность закрепить образ предмета, явления, уточнить его детали.

В своей работе подбираю экологические загадки. Они помогают развивать слуховое восприятие, способствуют расширению у детей представлений о природе, которые я стараюсь чаще всего использовать в свободной деятельности.

Создание экологически развивающей среды – это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию экологических пространств, их совершенство и коррекцию.

В процессе ознакомления дошкольников с окружающим миром создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: детям предлагается проанализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажет или прочитает им воспитатель.

Постоянно стараюсь пополнить знания детей о родном крае и родной стране, чтобы вызвать у них интерес, развить любознательность. Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления. Собираем с детьми разнообразный природный материал, который в дальнейшем используем для изготовления поделок. Это не только сближает детей с природой, но и дает радость созидания, творчества.

Постоянно в группе организуются выставки детских работ, поделок их природного материала: «Дары осени», «Весенняя фантазия» и др. Проведение таких выставок заметно усиливает интерес родителей к воспитанию ребенка в детском саду.

Вся работа воспитанию с экологической культуры дошкольников ведется в тесной связи с педагогами ДОУ, специалистами и родителями воспитанников.

Сотрудничество с семьей помогает обеспечить непрерывность и целостной формирования экологической культуры. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой.

В работе с родителями я использую следующие формы работы: родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование и т. д. Информацию по экологическому воспитанию размещаю в родительский уголок, папки-передвижки. Такие формы работы делают возможность продемонстрировать, какие знания есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Весь обучающий процесс построен в форме игры, что позволяет усилить интерес детей к исследовательской познавательной деятельности. Через беседы у детей формируются экологические знания, побуждают к размышлению. Учу детей анализировать свои и чужие поступки, воспитываю эмоциональную отзывчивость, развиваю наблюдательность дошкольников.

Я считаю, что в результате проделанной мной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста есть положительные результаты. У детей сформировались начала экологической культуры, они научились экспериментировать, анализировать, делать выводы. У них появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет жить в гармонии с окружающим миром.

Результативность опыта

Я считаю, что в результате такой деятельности добилась реализации поставленной цели. У детей возникает познавательный интерес к объектам природы. В результате полученных знаний об объектах живой и неживой природы у детей сформировались трудовые навыки. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к живой природе. Освоили нормы поведения в природном окружении. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Эта работа также помогла мне наладить контакт с семьями воспитанников.

Анализ ежегодного мониторинга по воспитанию экологической культуры детей за 2016-2017 уч. год показал, что высокий уровень показали 52% детей, средний уровень – 38%. Мною был сделан вывод, что у детей к концу года установились устойчивые экологические знания.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) Видео ОПЫТ РАБОТЫ Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам проектной деятельности» Актуальность выбранной.

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» «Может быть, дети ещё не могут осмыслить природу как всенародное достояние,.

Воспитание экологической культуры у старших дошкольников Куликова С. М., воспитатель МБДОУ детский сад №9 «Росинка» г. Шадринск Обобщение опыта работы по теме самообразования «Воспитание экологической.

Инновационный педагогический опыт работы «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» Инновационный педагогический опыт работы «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» Родина, Отечество… В корнях этих слов.

Консультация «Воспитание экологической культуры у дошкольников». В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начало экологической культуры.

Обобщение опыта по теме: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» (Продолжение) Результативность опыта Анализируя результаты опыта работы, я пришла к выводу, что формирование у детей знаний и умений по экологическому.

Обобщение педагогического опыта по теме: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»Обобщение педагогического опыта по теме: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» «Мир, окружающий ребёнка, - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников» Опыт работы «Воспитание экологической культуры поведения у младших дошкольников» Ты, дружок, смотри, не подкачай! Правдивым быть и добрым.

Педагогический опыт «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста» Представление педагогического опыта Скворцовой Татьяны Михайловны, воспитателя муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Воспитание основ экологической культуры Моя методическая тема «Воспитание основ экологической культуры у дошкольников». Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный педагогический опыт по теме: «Воспитание экологической культуры в ДОУ»
Опубликовано: 12 сентября 2017 в 22:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД