Получи документы

Инновационный проект: Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками (из опыта работы) (45 фото)

Татьяна Хулугурова
Инновационный проект: Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками (из опыта работы)

Актуальность темы:

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам воспитания детей.

Публикация «Инновационный проект: Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками (из опыта работы)» размещена в разделах

Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее достижениям и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы ее сами делаем.

Патриотизм, применительно к ребенку старшего дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного поселка, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.

Поэтому я выделила цель и несколько основных задач патриотического воспитания дошкольников.

Цель:

Формирование ценностного отношения ребёнка к себе и к окружающим его людям, познавательного интереса к родному краю, малой Родине и её природе.

Задачи патриотического воспитания:

1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, посёлку, области.

2. Развивать понимание историко – культурного наследия своего народа и ценностного отношения к нему.

3. Воспитывать любовь, уважение к своей нации; чувство собственного достоинства как представителя своего народа и толерантное отношение к представителям других национальностей – сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.

4. Формировать основы экологической культуры.

5. Расширять объё м знаний об искусстве: формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно – прикладного, изобразительного искусства, его характерные особенности.

6. Организовать плодотворное сотрудничество детского сада и семьи по организации воспитания и обучения детей на этнокультурной основе.

Провела в начале года диагностику уровня социальной компетентности детей по этнокультурному компоненту :

Высокий уровень -8 детей

Средний уровень -14 детей

Низкий уровень- 3 детей

По результатам диагностики и программных задач составила проект «Моя малая Родина» по этнокультурному компоненту в старшей группе.

Предполагаемый результат:

Дети должны знать и называть:

Домашний адрес, испытывать любовь и привязанность к родному дому, к семье, матери, детскому саду; дорожить и гордиться своей семьей, домом; знать и уважать семейные традиции, с удовольствием идти в детский сад, уважать мнения других людей, испытывать чувство гуманности, толерантности, неприятие насилия

Место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых. Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома, в саду, нести ответственность за их выполнение.

Место проживания: поселок, район, область; предприятия родного поселка и их значимость; достопримечательности, климатические условия; флору и фауну поселка и области; должны знать основы экологической культуры (научиться любоваться природой, бережно относиться к ней).

находить на карте области свой район и посёлок, знать природоохранительные мероприятия.

Свою нацию, русскую, бурятскую культуру, язык, традиции; должны гордиться своим народом, его достижениями. Знать столицу Сибири – Иркутск, столицу Эхирит – Булагатского района – п. Усть - Ордынский. Их историю, культуру, традиции. Дети должны знать флаг, герб, гимн района и области.

Называть представителей других национальностей, населяющих малую Родину. Уважать их культуру и традиции.

Основные направления реализации проекта :

1. Разработать проекты.

2. Разработать и провести циклы занятий, экскурсий.

3. Организовать творческую деятельность воспитателей, детей и родителей.

3.1. Проведение праздников в детском саду.

3.2. Выставка детского и народного творчества, сотворчество детей и родителей.

3.3. Деятельность Центра народного творчества детей.

4. Физкультура и здоровье.

5. Акции:

1. «Покормите птиц зимой»;

2. «Озеленение территории детского сада»;

3. «Трудовой десант» (уборка территории д/сада);

6. Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада.

7. Работа с родителями.

8. Социальное развитие.

Свою работу начала с наполнения предметного окружения детей объектами национальной культуры. Создала уголок познавательного развития о родном крае, где сосредоточены дидактические игры: «Мой дом», «Наша родина»; познавательная литература о родном крае: «География Иркутской области», «История Усть-Ордынского округа», «Байкал - остров Ольхон»; Энциклопедия «Сто мест, где надо побывать», «Живая природа России»; а также фотоальбомы: «Наш поселок», «Степные напевы», «Памятные места п. Усть-Ордынский», «Здесь рождаются легенды. Усть-Ордынский округ», «Земля, где возникла их сила», «Усть-Ордынский окружной краеведческий музей», «Растительный мир озера Байкал», «Промышленность Иркутской области», «Наш детский сад»; пособие – «Свадебные обряды западных бурят в конце 19 - начале 20 века», «Празднование масленицы»; наглядно-дидактическое пособие: «Расскажи про детский сад», «Наша Родина Россия», «Художественное творчество», иллюстрации о быте и традициях бурятского народа; видеотека: о г. Иркутске, флора и фауна Байкала, архитектурно-этнографический музей Тальцы, Празднование масленицы на Байкале, Туризм и отдых в Бурятии и т. д.

Инновационный проект: Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками (из опыта работы)
Фото №1 Актуальность темы Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных Фото №2 Принята государственная программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России

Реализация плана осуществляется через различные виды деятельности: совместную деятельность педагога с детьми (НОД, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями и социумом.

Непосредственно образовательная деятельность - Познание

(формирование целостной картины мира)

«Детский сад - второй наш дом».

Фото №3 В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений одна за другой стали проводиться научно практические конференции по вопросам воспитания детей Фото №4 Публикация Инновационный проект Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками из опыта работы размещена в разделах Опыт работы практика Осень

Конспект НОД. Познание (ФЦКМ) «Мой поселок»

Фото №5 Сценарии осенних развлечений Проекты

Интегрированное НОД: Познание (ФЦКМ, Художественное творчество

(нетрадиционное рисование) «Сказочный зимний пейзаж»

Фото №6 Проектная деятельность Темочки Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том надо ли воспитывать любовь к Родине Фото №7 И весьма громки голоса тех кто высказывает негативное суждение на этот счет

Интеллектуальная игра «Знатоки родного края»

Фото №8 Патриотизм якобы должен войти в человека естественным путем

В утренние и вечерние режимные моменты с детьми идет закрепление знакомого материала, разучиваем стихи, песни, читаем народные русские и бурятские сказки, отгадываем загадки, познакомились с новыми дидактическими играми: «Мой дом», «Наша Родина», с бурятскими народными подвижными играми: «Загони барашка», «Ниточка, иголочка, узелок», «Варежка» и т. д.

Фото №9 Родина обязана позаботиться о своих детях осыпать их благами стать авторитетной могучей державой такой чтобы каждому из нас захотелось ее полюбить Фото №10 Родина такова какой мы ее сами делаем

В своей работе по знакомству с малой Родиной широко используем разные экскурсии.

Экскурсия по детскому саду

Фото №11 Поэтому я выделила цель и несколько основных задач патриотического воспитания дошкольников

Экскурсия в Усть-Ордынский государственный национальный музей и мини - музей детского сада.

Фото №12 Цель Формирование ценностного отношения ребёнка к себе и к окружающим его людям познавательного интереса к родному краю малой Родине и её природе Фото №13 Задачи патриотического воспитания

Экскурсия к памятникам героям ВОВ.

Фото №14 Формирование духовно нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье детскому саду посёлку области

Экскурсия в лес

Фото №15 Развивать понимание историко культурного наследия своего народа и ценностного отношения к нему

Организации и проведению праздников мы уделяем особое внимание. Традиционно каждый народный праздник - это общая организация детско-взрослой жизни. В нашем детском саду стали традиционными такие народные праздники как «Осенины», «Масленица», «Праздник Белого месяца - «Сагаалган» и др.

Фото №16 Формировать основы экологической культуры Фото №17 Расширять объё м знаний об искусстве формировать умения отличать национальное своеобразие декоративно прикладного изобразительного искусства его характерные особенности Фото №18 Организовать плодотворное сотрудничество детского сада и семьи по организации воспитания и обучения детей на этнокультурной основе

Выставки детского творчества.

Фото №19 Дети должны иметь посильные трудовые обязанности дома в саду нести ответственность за их выполнение Фото №20 находить на карте области свой район и посёлок знать природоохранительные мероприятия

Сотворчество детей и родителей.

Фото №21 Свою нацию русскую бурятскую культуру язык традиции должны гордиться своим народом его достижениями Фото №22 Знать столицу Сибири Иркутск столицу Эхирит Булагатского района п

Работа с родителями.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как

складываются отношения между педагогами, детьми и родителями. Поэтому я стараюсь значительную часть работы организовывать одновременно с детьми и родителями, это способствует единению, сплочению, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье, а также повышает уровень этнокультурной компетентности детей. В нашей группе родители составляли родословную своей семьи.

Фото №23 Их историю культуру традиции

Участвуют в праздниках, конкурсах. Например, приняли активное участие в конкурсе «Чудеса из даров природы".

Фото №24 Дети должны знать флаг герб гимн района и области

В конкурсе на лучший участок детского сада.

Фото №25 Называть представителей других национальностей населяющих малую Родину

Оказали родители помощь в конкурсе на лучший уголок по художественному творчеству. Мы заняли первое место.

Фото №26 Уважать их культуру и традиции

Принимали участие в конкурсе «Национальных бурятских блюд» к празднику Белого месяца – Сагаалган, акция «Трудовой десант».

Фото №27 Основные направления реализации проекта Фото №28 Разработать проекты

Конкурс кормушек и домиков для птиц «Они скажут спасибо».

Фото №29 Разработать и провести циклы занятий экскурсий Фото №30 Организовать творческую деятельность воспитателей детей и родителей

Совместное развлечение с участием родителей «Бурятские народные игры».

Фото №31 Проведение праздников в детском саду

Социальное партнёрство

Мы с детьми активно взаимодействуем с социумом, посещаем открытые мероприятия и сами в них участвуем.

«День защиты детей» в Усть – Ордынском государственном национальном музее, где получили сертификат за активное участие в празднике.

Фото №32 Выставка детского и народного творчества сотворчество детей и родителей

Утренник «День Матери» в Национальном музее УОБО.

Фото №33 Деятельность Центра народного творчества детей

Участвовали в мастер – классе по изучению бурятского народного танца «Ёхор», который проводила хореограф народного ансамбля «Степные напевы» Людмила Хусхаева в нашем детском саду.

Фото №34 Физкультура и здоровье

В рамках работы по этнокультурному компоненту мы участвовали в окружной акции «Говорим на родном языке», где получили почётную грамоту и благодарность воспитателю.

Фото №35 Покормите птиц зимой

Центр народного творчества у нас в гостях. Изготовление магнитов с использованием бурятской культуры.

Фото №36 Озеленение территории детского сада Фото №37 Трудовой десант уборка территории д сада Фото №38 Оснащение предметно развивающей среды группы детского сада

Выступление детей к «Дню Матери» в Национальной библиотеке им. Хангалова.

Фото №39 Работа с родителями

Конкурс окружной газеты «Панорама Округа» на тему: «Вот это урожай». Заняли 1 место.

Фото №40 Социальное развитие Фото №41 Свою работу начала с наполнения предметного окружения детей объектами национальной культуры

Выступление на открытии детского сада в с. Алужино.

Фото №42 Усть Ордынский Здесь рождаются легенды Фото №43 Иркутске флора и фауна Байкала архитектурно этнографический музей Тальцы Празднование масленицы на Байкале Туризм и отдых в Бурятии и т

Систематическая работа по становлению этнокультурной компетенции дошкольников в процессе образовательной деятельности, режимных моментах имеет свои результаты: у детей повысился уровень сформированности представлений об этнокультурной картине мира, народных традиций и обрядов, понимания народной этики и ее роли; культуры поведения и самореализации на празднике.

Высокий уровень -11 детей

Средний уровень -13 детей

Низкий уровень- 1

Фото №44 Непосредственно образовательная деятельность Познание формирование целостной картины мира Детский сад второй наш дом

В завершение хотелось бы сказать не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному посёлку, району, области, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории малой Родины, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил родной край, начнут проявлять интерес к событиям поселковой жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание Одним из приоритетных направлений подрастающего поколения является воспитание патриотических чувств подрастающего поколения. Эта проблема.

Проект «Моя Россия» Проект «Моя Россия» Актуальность: Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационный проект: Реализация этнокультурного компонента в работе с дошкольниками (из опыта работы)
Опубликовано: 11 декабря 2014 в 08:44
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД