Лучший педагог года

Интеграция естественно-научных знаний по экологическому воспитанию дошкольников в реализации проекта «Мир вокруг нас»

Алена Захарова
Интеграция естественно-научных знаний по экологическому воспитанию дошкольников в реализации проекта «Мир вокруг нас»

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с ней, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие качества.

Мир, в который приходит малыш, огромен, он разнообразен и богат, а ребенок еще мал, и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой постепенно, создавать условия, чтобы у ребенка формировалось правильное представление о ней.

Публикация «Интеграция естественно-научных знаний по экологическому воспитанию дошкольников в реализации проекта „Мир вокруг нас“» размещена в разделах

В настоящее время, в связи с введением федерального государственного стандарта дошкольного образования как первой ступени общего образования, с пересмотром приоритетных форм, методов и принципов обучения инновационным и основополагающим является принцип интеграции.

Принцип интеграции – это основа образовательной деятельности в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который, в том числе, предполагает и формирование экологической культуры дошкольников. Интеграция образовательных областей должна обеспечить дошкольнику целостное восприятие окружающего мира.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, я выбрала проектный метод. Метод проектов в России стал популярен в конце 90-х годов двадцатого века. В нем меня привлекает возможность воспитывать активную самостоятельную личность, способную принимать решения, ставить цели, планировать свою деятельность и предвидеть ее результат. Основываясь на личностно-ориентированном подходе, проектный метод развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества и, тем самым, интегрирует образовательный процесс. Метод проектов дает возможность ребенку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что в дальнейшем ему позволит успешно адаптироваться к обучению в школе.

Внедрять данную технологию я начала после проведенной диагностики, которая показала, что у детей не сформирован объем знаний в области естественно-научных представлений и они затрудняются в установлении взаимосвязи между живой и неживой природой.

Цель моей работы: развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через метод проектов.

Для обеспечения работы был разработан план на три года, созданы элементы развивающей среды ( уголок экспериментирования: колбы, трубочки, различные баночки, стаканчики, лупы, штативы, микроскоп, коллекция семян, ракушек, гербарии, тематические альбомы, подобрана познавательная литература (энциклопедии, хрестоматии, составлены модели и схемы для рассказывания и описания объектов живой и неживой природы, подобраны дидактические игры поисково-исследовательского содержания и т. д.

Педагогическими условиями реализации проекта «Мир вокруг нас» я выделила следующие три направления - это:

1. интегрированный подход в экологическом образовании детей дошкольного возраста;

2. работа по повышению компетентности педагогов в экологическом образовании детей дошкольного возраста;

3. работа с родителями по экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Первое условие — интегрированный подход в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

В первую очередь интегрированные мероприятия, которые я использую в своей работе — это комплексные занятия. Их можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны для старших дошкольников.

Рассмотрим особенности комплексных занятий на конкретном примере.

Интегрированное занятие по экологии "Воздух вокруг нас "

в старшей группе. Тема занятия тоже взята неслучайно – это итог уходящего года экологии в России.

Данное занятие позволяет рассказать детям о свойствах воздуха путем экспериментирования через органы чувств, наглядных образов и вспомогательных материалов, закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи, способствует развитию мышления и построению связной речи.

Комплексное занятие состоит из нескольких частей и включает разные виды деятельности.

Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников (образовательная область «познавательное развитие»). Важную роль в этом играет предварительная работа: тематическая прогулка, наблюдения и беседа, такие как: «Что такое природа?», «Кто видел воздух?», «Что нужно для роста растений?», «Что такое ветер?» и т. д.

Далее, вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности. В группе я организовала «Лабораторию чудес», где совместно с детьми осуществляла познавательно-исследовательскую деятельность посредством опытов, экспериментов и умозаключений «Поймаем воздух-невидимку», «Где спрятался воздух?», «Ракета из воздушного шарика».

Третья часть занятия – демонстрация результатов, подведение итогов работы и свободное художественное творчество детей по теме занятия

Комплексное занятие по времени выходило за рамки обычного занятия – это не страшно, так как смена деятельности не вызывала усталости и скуки, тем более, что я регулярно, в подходящий момент, использовала музыку в записи, проводила веселые физкультминутки (образовательная область «физическое развитие»).

Второе условие — работа по повышению компетентности педагогов в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Я, как педагог, сочетаю теоретическое знание методики экологического образования дошкольников с пониманием возможностей ее практического применения и применяю данное знание. Повышением компетентности воспитателей в детском саду считаю методическую работу. К ней отношу следующие формы:

• Совет педагогов.

• Обучающие семинары.

• Консультации.

• Смотр-конкурс.

Так, как значительную роль в образовательном процессе в целом и системе повышения профессиональной компетентности педагогов играют открытые просмотры занятий, я посещала открытые занятия опытных педагогов района, занимающихся экологическим воспитанием. Это позволило обогатить мне свои знания, приобрести опыт методики проведения интегрированных занятий, разработать самостоятельно и показать коллегам итоговое мероприятие по результатам работы проекта.

В рамках методической работы создана картотека экспериментов, наблюдений, познавательных бесед. Разработаны перспективные планы познавательно-исследовательской деятельности для трех групп (средней, старшей, подготовительной). Проведена консультация для педагогов ДОУ «Использование проектного метода в деятельности ДОУ в соответствие с ФГОС».

Третье условие — работа с родителями по экологическому образованию детей дошкольного возраста.

Родители стали не только источниками информации, реальной поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и непосредственно участвовали в образовательном процессе, обогатили свои знания и опыт, испытали чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов детей.

Содержание моей работы с родителями реализовалось через разнообразные формы, как традиционные, так и нетрадиционные.

Коллективно провела два мероприятия: конференцию «Давайте беречь воздух» и круглый стол «Вода – это жизнь!», на которых знакомила с задачами и содержанием экологического воспитания детей, побуждала задуматься о глобальных вопросах охраны воздуха и воды на земле.

В ходе педагогического установления связи с семьей индивидуально беседовала с родителями на темы экологии местности, экологической ситуации нашего края, обменивалась мнениями по тому или иному вопросу.

Регулярно организовала тематические консультации с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей по данной теме. Они проводились по общим и специальным вопросам, например, «Как показать эстетическую ценность природы», «Ответственность — важное человеческое качество» и т. д.

Наиболее активно я использовала наглядно-информационные методы. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, памятки для детей и родителей. Замотивированные родители на 100 % принимали участие в организации выставок: «Мы - любознайки», «Мама, папа, я – исследовательская семья», «Мы познаем мир».

Особою популярность завоевали «Дни открытых дверей», в течение которых родители побывали в группе, рассмотрели и оценили предметно-развивающее пространство, созданное для экологического воспитания, участвовали, с детьми в организованной образовательной деятельности, проводили опыты и эксперименты, делились впечатлениями. Общение происходило в непринужденной доброжелательной атмосфере.

Так же при организации взаимодействия с родителями я использовала социологические опросы, анкетирование, тестирование.

В современных условиях активное участие родителей в образовательном процессе является обязательным условием.

Завершаю представленный опыт следующим результатом: систематически работая по вышеописанному направлению с помощью проектного метода и получив положительные результаты диагностики за три года, пришла к выводу, что именно метод проектов приводит к интеграции знаний детей и обеспечивает дошкольнику всецелое восприятие окружающего мира.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование естественно — научных представлений у детей дошкольного возраста посредством технологии моделирования В наших современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания приобретает.

Фотоотчёт о реализации проекта «Красный и жёлтый цвет вокруг нас» для детей 2–3 лет.Фотоотчёт о реализации проекта «Красный и жёлтый цвет вокруг нас» для детей 2–3 лет. Жёлтый — жёлтый, жёлтый цвет Здесь другого просто нет! Одуванчики, кругом, Пустошь заняли ковром. Мир вокруг нас раскрашен разными.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Мир вокруг нас» Педагог (воспитатель): Бегунова Мария Анатольевна Группа №1 (Старшая группа) Образовательная область: познавательное развитие Цель: формирование.

КВН по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Природа вокруг нас» КВН в подготовительной группе «Природа вокруг нас». Программное содержание: Развивать творческое воображение, внимание, смекалку, речь,.

Отчет по экологическому воспитанию детей второй младшей группы «Природа вокруг нас»Отчет по экологическому воспитанию детей второй младшей группы «Природа вокруг нас» В нашем детском саду проводится большая работа по экологическому воспитанию детей. Мы постарались создать среду таким образом, чтобы она.

Педагогический проект по естественнонаучному познанию дошкольников «Мир вокруг нас. Домашние животные» Паспорт педагогического проекта: Тема: «Домашние животные и птицы». Разработчики проекта: Детскова Татьяна Алексеевна, Назарова Марина Владимировна.

Проект по экологическому воспитанию «Природа вокруг нас» для детей средней группы Проект по экологическому воспитанию «Природа вокруг нас» для детей средней группы. Подготовили: воспитатель высшей категории Ярошенко О. П. ,.

Презентация проекта по экологическому воспитанию «Удивительный мир птиц» Проект «Удивительный мир птиц» Подготовили: воспитатели группы №7 Ступникова Ю. А., Давыдова Е. А. Актуальность проекта: В современных условиях.

Сообщение к методическому объединению «Развитие естественно-научных представлений у детей с нарушением слуха» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40 г. ЛИПЕЦКА СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ: «Содержание.

Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников. Фотоотчет о реализации проекта «Я и мой внутренний мир»Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников. Фотоотчет о реализации проекта «Я и мой внутренний мир» Отчет педагога - психолога по теме самообразования: Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через проект: «Я и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция естественно-научных знаний по экологическому воспитанию дошкольников в реализации проекта «Мир вокруг нас»
Опубликовано: 26 ноября 2018 в 16:53
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД