Папки-передвижки

Интегрированное занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Знакомство с русской избой»

Татьяна Ромашова
Интегрированное занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Знакомство с русской избой»

Интегрированное занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию "Знакомство с русской избой".

Подготовила и провела воспитатель : Ромашова Татьяна Васильевна.

Цель:

- Продолжать знакомить детей с традициями русского народа и предметами утвари русской избы.

Задачи:

- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло, подкова и т. д.).

Публикация «Интегрированное занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию „Знакомство с русской избой“» размещена в разделах

- Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками, новыми словами, которые использовались в быту в русской избе (ухват, чугун, прялка, самовар).

- Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке. - Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар, подкова.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок, небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.

Оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, лавка, стол, старинная посуда, прялка, и др., мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских народных песен, русский народный костюм для хозяюшки.

Ход занятия

(Воспитатель, в русском народном костюме – хозяйки избы, встречает детей).

Воспитатель : Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Хлеб да соль, с поклоном приглашаю вас (хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям).

Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога.

Горница у меня небольшая,

Да красивая какая!

На убранство поглядите.

Да про всё мне расскажите!

Есть ли, ребятки, в моей избе уже знакомые вам предметы? Какие? Для чего служил предмет? Из чего вещь изготовлена? и др.

В каждой избе была печь – матушка, печь-кормилица. Она обогревала жилище, кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев.

Любили русские люди почаёвничать, т. е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками. (Таким же образом ведётся беседа и про другие предметы быта)

В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни. Давайте послушаем.

(Звучит русская народная песня «Пряха»)

А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или поговорки о пряхах знаете?

Дети:

- У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

- Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.

- Хорошо прядёшься – весело поёшься.

Воспитатель : Молодцы! А может, вы ещё и загадки умеете отгадывать?

Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта, которые служили русскому народу. Мы сейчас их будем находить с помощью загадок. А кто внимательно слушал тот и сможет их отгадать. Вот послушайте:

Летом спит,

Зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает (печь).

Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит ведра (коромысло).

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит… (чугунок).

Выпускает жаркий пар

Древний чайник (самовар).

Эту обувь не забыли,

Хоть давным-давно носили.

Влезут дети на полати,

У печи оставят (лапти).

- А хотите ли вы, ребятки, настоящую деревню повидать?

(Хозяйка обращает внимание на большой экран, на котором на слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта). Дети садятся на лавки вокруг экрана. По каждому слайду ведё тся небольшая беседа: Что изображено? Для чего вещь служила? Используются ли эти предметы в наше время? (Если нет, то чем они сейчас, в наше время заменены) и др.

- Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне. Вы заметили, что не было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди свободное время поводили, чем занимались? Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогала весёлая шутка. Даже пословица была «Делу время - потехе час». Давайте послушаем

Частушки в исполнении девочек (наряженных в сарафаны) :

Кто сказал – частушки вроде.

В наши дни уже не в моде?

Да и дело разве в моде,

Если любят их в народе!

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Здесь народу очень много

Можем растеряться.

Эх, как выйду я плясать,

Ножками задрыгаю –

Печь, кастрюли и ухват,

По полу запрыгают.

Я сидела на печи,

Сторожила калачи.

А за печкой мышки

Сторожили пышки.

Мы частушки вам пропели,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

Воспитатель : Ох, и рассмешили, ох, и развеселили.

Она совсем не виновата,

Что от рождения горбата.

Её в пути приметил кто-то -

Прибил гвоздями на ворота.

(Подкова)

Дорогие гости, раньше в старину на Руси почитали домового, да любили разные обереги своего жилища делать. Верили в то, что они приносят в дом счастье. И мы хотим принести в ваш дом кусочек счастья.

Наши ребята сделают для вас счастливые подковы. Ребята, давайте сделаем для наших гостей подарки своими руками. А теперь проходите все ко мне, я расскажу вам как мы будем лепить подковы из соленого теста.

Воспитатель : Посмотрите, ребята, какая у меня красивая, необычная подкова. Какого она цвета?

Дети: Желтого

Воспитатель : Правильно! А чем она украшена?

Дети: Яблоками и листиками.

Воспитатель : Какого они цвета?

Дети: Яблоки – красного, листики – зеленого. Воспитатель : Молодцы! Для того чтобы слепить такую подкову нам нужно тесто разного цвета: желтое – для подковы, красное – для яблок и зеленое – для листьев.

Воспитатель : Подковы мы будем выкладывать на основу из картона. Посмотрите, как их у меня много! Какие геометрические формы вы знаете?

Дети: треугольник, ромб, квадрат, круг, овал.

Воспитатель : Ой, какие молодцы! Все уже знаете.

На каждой основе нарисована изогнутая линия, на которую вы будете выкладывать свои подковы (показ линии).

Воспитатель : Ну, а теперь я вам расскажу и покажу, как мы будем лепить: Сначала берем тесто желтого цвета (показ). И раскатываем из него колбаску. (Показ способа раскатывания). Затем выкладываем колбаску на основу, строго по линии. Если колбаска получится очень длинной, то вам нужно будет отрезать лишнюю часть стекой. А если, наоборот, короткой – то раскатать и сделать длиннее.

Воспитатель : После этого прижимаем колбаску пальцами к основе (показ).

Воспитатель : Как вы думаете, что мы будем лепить дальше?

Дети: Яблоки.

Воспитатель : Какого цвета тесто нам для этого нужно?

Дети: Красное.

Воспитатель : А как мы будем лепить яблочки?

Дети: Скатывать шарики.

Воспитатель : Правильно! Посмотрите и сосчитайте, сколько яблок на моей подкове?

Дети: Три!

Воспитатель : А вы на своей подкове можете сделать больше яблочек.

Воспитатель : Начинаем лепить. Свою подкову вы можете украсить не только яблоками, а придумать свои фрукты или ягоды.

Воспитатель : Готова наша подкова?

Дети: Нет.

Воспитатель : А чего еще не хватает?

Дети: Не хватает листьев.

Воспитатель : Какого цвета тесто нам нужно?

Дети: Зеленое.

Воспитатель : Я беру зеленое тесто и отщипываю от него небольшой кусочек. Затем скатываю из него овал и прищипываю один конец листика большим и указательным пальцами.

Воспитатель : А для того, чтобы наши яблочки и листочки крепко держались на подкове, мы должны приложить их к влажной тряпочке. (Показ педагога)

Воспитатель : Готова наша подкова?

Дети: Да!

Воспитатель : Вы запомнили, последовательность нашей работы?

Дети: Сначала лепим подкову, потом яблоки, затем листики. Правильно. Но я просила вас пофантазировать и придумать свои украшения для подковы.

Теперь проходите на свои места и начинайте работать (дети рассаживаются за столы, педагог оказывают индивидуальную помощь детям, по ходу лепки педагог обращает внимание детей на последовательность действий).

Воспитатель : Ой, какие красивые подковы у вас получились! Давайте посчитаем, сколько же яблок и ягод получилось на ваших подковах. Педагог задаёт вопросы каждому ребёнку. Сколько яблок или ягод и сколько листочков получилось у каждого. Опрашивает всех детей. Такие подковы обязательно привлекут в дом счастье. Подарите их нашим гостям.

Дети дарят подковы.

Воспитатель : Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях? А что вам больше всего запомнилось? (Ответы детей)

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.

Ну, а теперь до свидания, гости дорогие! Приходите ещё ко мне в гости!

Публикации по теме:

Проект «Русская изба»Проект «Русская изба» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предложить вам проект"Русская изба". АКТУАЛЬНОСТЬ: В нашем детском саду ведется большая работа по нравственно.

Проект «Русская изба»Проект «Русская изба» Проект «Русская изба»Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землёй, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Знакомство с русской избой»
Опубликовано: 16 ноября 2014 в 14:00
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД