Лучший педагог года

Конспект интегрированного занятия «Знакомство и роспись с русской матрешкой» (3 фото)

Елена Понькина
Конспект интегрированного занятия «Знакомство и роспись с русской матрешкой»

Задачи: Рассказ воспитателя об истории возникновения матрешки, о процессе изготовления таких кукол. Выяснить географию и особенности национального сувенира. Познакомить особенностями и отличиями орнамента. Учить рисовать собственные образцы росписи. Развивать сенсорные навыки, воображение.

Демонстрационный материал и оборудование: игрушки Матрешки загорской, семеновской, майдановской.

Бумажные трафареты матрешек, цветная гуашь, салфетки; ватные палочки, кисточки, клеенки, подставки для кисточек, емкости для воды.

Публикация «Конспект интегрированного занятия „Знакомство и роспись с русской матрешкой“» размещена в разделах

Ход занятия:

Воспитатель: Отгадайте загадку, ребята.

Схожи личиком сестрички,

Как две капельки водички.

Но сидят они друг в дружке.

Что за милые игрушки? –

Воспитатель: Ну, конечно, матрешка. Ребята, что вы знаете о матрешке? (Ответы детей).

Воспитатель показывает игрушки матрешки и дополняет детей о матрешке.

Воспитатель. Выточенная из дерева фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове привлекает внимание яркой окраской и вызывает улыбку. Так выглядит любимая всеми игрушка — матрешка Открываешь матрешку, а там — другая, меньших размеров. И эта тоже открывается, и мы видим еще одну. И так еще и еще.

Ребят, а кто же придумал матрешку? Кто знает? А дело было так: жил-был на свете в конце девятнадцатого века купец Савва Мамонтов, предприниматель и меценат. Привезли ему как-то в его подмосковную усадьбу в Абрамцеве из далекой страны Японии фигурку изображавшего мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, и оказалась разъемной: внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Подивился Савва игрушке и отнес ее в свою мастерскую. По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил из деревянного бруска липы фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке, с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка. Все они отличались друг от друга, а последняя, восьмая изображала завернутого в пеленки младенца.

Как и Буратино, матрешка рождается из полена. Но не из всякого, а только из липового или осинового. А вот, к примеру, из соснового не получится фигурки с очень гладкой поверхностью.

Сначала матрешку вытачивают. Этим занимается токарь. Он делает заготовки. Следующий этап — «одевание» матрешек: их расписывают. Завершающий этап — четырехкратное покрытие изделий масляным лаком и их окончательная сборка. Ну вот и готова матрешка!

Распространенным именем было на Руси имя Матрена — так и появилась всеми любимая Матрешка.

Матрешки, сделанные в одном городе, никогда не спутаешь со сделанными в другом.

В стиле предложенным Сергеем Малютиным стали расписывать матрешки в городе Загорске (Сергиев Посад). Загорские матрешки расписывались гуашью, наряжались в платок, сарафан и фартук, которые украшались несложным узором.

Семеновские матрешки — сделанные в городе Семенове — легко узнать по большим не закрашенным плоскостям и пышному букету, который держит матрешка и который закрывает практически весь фартук. А также по кайме с бутонами цветов на платке.

В селе Полховский Майдан матрешки знамениты своими «розанными» рисунками – основным элементом являются цветы шиповника и ягоды. Платок накинут — в узел не завязан. Руки не прорисованы. А вместо фартука и сарафана — овал, расписанный цветами, ягодами и листьями.

Прошло много лет, а Матрешка до сих пор — любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры. Но суть нашей матрешки остается прежней —любовь и дружба. Сегодня я предлагаю вам попробовать придумать свой вариант росписи, и кто знает, может быть когда-нибудь из вас кто-то станет автором росписи, известной как московская.

Прежде чем сесть рисовать, давайте с вами поводим хоровод вместе с матрешкой. Звучит русская народная мелодия. В центре девочка с нарядным расписным платком. Дети водят хоровод.

Воспитатель: А теперь мы садимся за столы и превращаемся в русских народных мастеров.

А теперь предлагаю Вам выбрать себе матрешку, на которую вы будете ориентироваться при росписи собственной матрешки.

1.

Перед росписью матрешки необходимо приготовить фон. Закрасить большие плоскости: это платочек, сарафан и фартук. Начинаем рисовать сверху вниз, а закрашивать мы будем гуашью.

2.

Роспись начинаем с лица. Разукрашиваем волосы – для этого можно использовать оттенки коричневого и черного цветов. Раскрашиваем ротик – для этого лучше использовать чистый, насыщенный цвет (красный). Чтобы придать легкий румянец с помощью бледно красной краски (в белую краску добавляем чуть-чуть красной).

3.

Переходим к одежде. Будут ли на ней какие-то цветы или узоры зависит от вашей фантазии.

Ну что ж:

Мастера скорей за дело

Украшай матрешек смело.

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Дети расписывают матрешек. Звучат народные мелодии.

Подведение итогов: разглядываем с детьми работы. Обращаю внимание, у кого получилась самая аккуратная матрешка; у кого самая интересная роспись; оригинальность работ. Выставка детских работ.

Список литературы:

1. Знакомство детей с русским народным творчеством. Авторы и составители: Т. А. Бударина, Л. С. Куприна, О. А. Маркеева., О. Н. Корепанова. «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008.

2. http://www.lit-yaz.ru/istoriya/68928/index.html

Конспект интегрированного занятия «Знакомство и роспись с русской матрешкой»
Фото «Знакомство и роспись с русской матрешкой»
Конспект интегрированного занятия - фото

Публикации по теме:

«Знакомство с русской матрешкой». Интегрированное занятие в рамках проекта «Страна народных мастеров»«Знакомство с русской матрешкой». Интегрированное занятие в рамках проекта «Страна народных мастеров» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие. Методические задачи:.

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкойФотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой Продолжая большую и интересную тему этнопедагогики, хочу сегодня затронуть вопрос о знакомстве детей с русской народной игрушкой-матрешкой.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрешкой» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе на тему «Знакомство с русской матрешкой».Программное.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Роспись дымковской игрушки «Козлик» Интеграция образовательных областей: художественно- эстетическое развитие; речевое развитие; социально- коммуникативное развитие. Методические.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект занятия по эстетическому развитию «Знакомство с дымковской росписью. Роспись лошадок»Конспект занятия по эстетическому развитию «Знакомство с дымковской росписью. Роспись лошадок» Цель: Познакомить детей с многообразием дымковской игрушки: из чего, как, кем сделана; как украшена (характерными элементами и цветосочетаниями);.

Конспект занятия по патриотическом воспитанию во второй младшей группе «Знакомство с матрешкой»Конспект занятия по патриотическом воспитанию во второй младшей группе «Знакомство с матрешкой» Воспитатель МБ ДОУ ЦРР "Сказка" Резанова М. В. Цель: дать представление, познакомить детей с русской матрешкой, ее разновидностями. Задачи:.

Конспект занятия в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой»Конспект занятия в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой» Цель: продолжать знакомить детей.

Пластилинография и знакомство с русской матрешкойПластилинография и знакомство с русской матрешкой В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому при работе с дошкольниками так важно больше.

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группыЗнакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия «Знакомство и роспись с русской матрешкой»
Опубликовано: 8 марта 2023 в 12:09
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД