Получи документы

Исследование особенностей развития компонентов зрительного восприятия у детей

Св РОНИТЛ
Исследование особенностей развития компонентов зрительного восприятия у детей

В экспериментальном исследовании, при помощи адаптированной методики M. Frostig, анализировались особенности развития компонентов зрительного восприятия :

* Фигуро - фоновое различение.

* Зрительно-пространственное восприятие. Выявление понимания пространственных отношений лево- право, верх-низ.

* Зрительно-пространственное восприятие и зрительная память.

Публикация «Исследование особенностей развития компонентов зрительного восприятия у детей» размещена в разделах

* Зрительно-пространственное восприятие и графо – моторные навыки. П ространственно-практическое соотнесение деталей в конструкции.

В исследовании принимали участие 50 детей 5–7 лет, посещавших подготовительную и старшую группы МДОУ Д\с №2 г. Михайловска.

В результате исследования выяснилось, что у 21 реб (42%) детей все выше указанные компоненты зрительного восприятия развиты в соответствии с возрастной нормой. У большей части детей — 29 чел (58%) — не сформирован один или несколько компонентов зрительного восприятия. Больше всего трудностей связано с восприятием фигуро-фоновых отношений — 22 чел (44%). 16 чел (40%) детей имеют проблемы константности восприятия, 18 чел (36%) — проблемы восприятия положения в пространстве. Значительно меньше затруднений возникает при восприятии пространственных отношений. — у 8 чел (16%). Меньше всего трудностей связано со сформированностью зрительно-моторной координации —2 чел (4%).Согласно Frostig, уровень сформированности каждого отдельного компонента зрительного восприятия влияет на уровень сформированности зрительного восприятия в целом. Т. о., в результате проведенного исследования выяснилось, что у 9 детей (18%) уровень развития зрительного восприятия сформирован менее чем на 50% от возрастной нормы (низкий уровень, у 16% детей он сформирован на 50–65% (соответствует среднему уровню развития). У 66% детей уровень зрительного восприятия соответствует 66–100% (высокому уровню) Выявление понимания пространственных отношений лево-право,верх-низ. Выполнение заданий детьми обнаружило достаточное понимание ими пространственных отношений, выраженных предлогами и наречиями, что тем не менее сочеталось с длительностью поиска предмета по словесному указанию, если его положение обозначалось с помощью предлогов «за», «перед», «над», «под», «слева», «справа». Пространственно-практическое соотнесение деталей в конструкции вызывало большие трудности, чем рисование. Только 25 детей (50%) выполнило эти задания без затруднений или самостоятельно нашли правильное решение путем ориентировочных действий, проб и ошибок.

Другой части детей эти задания оказались доступны только в обучении. Эта группа была представлена детьми, имевшими затруднения, связанные с речевым обозначением пространственных отношений; детьми, которые испытали трудности пространственного различения в предметно-игровой деятельности и в ориентировке на листе бумаги.

Типичные ошибки при конструировании из палочек:

• Зеркальное построение фигур

• Избыток деталей, либо уменьшение их числа при составлении фигур «елочка» и «лесенка».

Однако, во всех случаях общие очертания фигуры не нарушались. Примечательно, что дети видели сами свои ошибки. Повторное выполнение, после сличения с образцом, было у них правильным, хотя и наблюдались практические примеривания, пробы действия. Из заданий по конструированию самым сложным оказалось складывание из четырех неоднородных частей плоскостных фигур – круга и квадрата. Причем случаев непонимания задания и неузнавания той фигуры, которую можно сложить из этих деталей, не наблюдалось.

Результаты исследования графо- моторных навыков следующие:

1. У 9 детей (8%) графо-моторные навыки сформированы менее чем на 50% от возрастной нормы (очень низкий уровень). При этом, все дети из данной подгруппы имеют проблемы в сформированности того или иного компонента зрительного восприятия.

2. У 15 детей (30%) графо-моторные навыки сформированы на 50–75% от возрастной нормы (уровень — ниже нормы). В этой группе оказались и дети, имеющие проблемы в сформированности компонентов зрительного восприятия и не имеющие их.

3. 20 детей (40%) выполнили задания на 76–99% от возрастной нормы. При анализе результатов выяснилось, что дети из этой подгруппы также имеют различные трудности зрительного восприятия, но процент зрительного восприятия ни у одного из них не опускается ниже 24% от возрастной нормы.

5. У 5 детей (10%) уровень развития графо-моторных навыков соответствует возрастной норме. У них у всех процент зрительного восприятия равен максимальному значению. При этом у 33 чел (66%) компоненты зрительного восприятия развиты в соответствии с возрастной нормой, а у 17 чел (34%) есть проблемы с восприятием фигуро-фоновых отношений, положения в пространстве и пространственных отношений.

На основе проведенного исследования зрительно-пространственного восприятия у старших дошкольников можно сделать следующие выводы.

Наиболее часто встречается нарушение зрительно-пространственного анализа и синтеза. Это выражается:

-В затрудненности понимания сторон (левая-правая) у себя и напротив сидящего;

-В плохом представлении пространственных и объемных фигур. Эта особенность сказывается на понимании значения пространственных предлогов;

-В перестановке местами букв, в замене одних букв другими, сходными.

Нередко наблюдаются нарушения пространственной организации движений, их последовательности. Детям трудно дается усвоение как игровых, так и трудовых процессов.

В связи с этим развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми. По результатам проведенного исследования можно сделать заключение о том, что 29 детей (58%) дошкольного возраста, имеющие проблемы сформированности компонентов зрительного восприятия наверняка будут иметь проблемы в процессе школьного обучения: при письме, рисовании и черчении, на уроках чтения, математики, физкультуры и т. д., т. е. там, где требуется достаточно высокий уровень развития зрительного восприятии

Публикации по теме:

Организация работы с семьями «группы риска» ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ «ГРУППЫ РИСКА» И СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ В семье дети получают первый жизненный.

Тренинг с родителями: «Я и мой ребенок — поиски взаимопонимания» Цель: создание эмоционального настроя на совместную работу, атмосферы взаимного доверия; выбор поддержки как стратегии поведения, формирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование особенностей развития компонентов зрительного восприятия у детей
Опубликовано: 5 ноября 2014 в 19:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД