Лучший педагог года

Исследовательская работа «Знакомство детей с прорастанием семян на примере семени фасоли»

яна синицына
Исследовательская работа «Знакомство детей с прорастанием семян на примере семени фасоли»

Тема: Знакомство детей с прорастанием семян на примере семени фасоли

Название: «День рождение фасоли»

Вид проекта: исследовательско - познавательный проект для детей подготовительной группы.

Продолжительность проекта: долгосрочный (26 февраля – 31 мая)

Участники исследовательской деятельности : дети подготовительной группы, воспитатель.

Актуальность исследовательской деятельности :

Публикация «Исследовательская работа „Знакомство детей с прорастанием семян на примере семени фасоли“» размещена в разделах

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

У детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений, и они затрудняются в установлении взаимосвязи в живой и неживой природе. Решением проблемы, может стать исследовательско - познавательный проект, суть которого – свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы.

Поэтому при разработке данного проекта использовала метод организованного и контролируемого детского экспериментирования в индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Работа построена на принципах развивающего обучения и направлена:

• на формирование у ребёнка практических умений и навыков;

• на интеллектуальное, эстетическое, речевое развитие;

• на стремление к самостоятельной работе;

• на развитие личности в целом (умение анализировать, сравнивать, обобщать собственные наблюдения и делать выводы).

Объектом исследования является физиологические процессы растения.

Предметом – процесс формирования знаний об этапах жизни растения, факторах, влияющие на его рост

Цель проекта:

• Развитие познавательного опыта и практических навыков детей в исследовательской деятельности

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Систематизировать и закреплять имеющиеся знания, вводить в сознание детей новые понятия.

2. Формировать у детей приёмы и навыки самостоятельной познавательной деятельности, проведения исследовательских работ и наблюдений.

3. Формирование умения прогнозировать будущие изменения.

4. Знакомить дошкольников с методами и приёмами простейших научных исследований.

Развивающие:

1. Развивать способности у детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности.

2. Способствовать развитию умения самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и применять биологические знания.

3. Способствовать развитию межличностных отношений и умению вести дискуссию, беседу.

4. Развивать у детей память, логическое мышление, воображение, творческие способности, волевые качества, активность, целеустремлённость.

Воспитательные:

1. Воспитывать сознательное отношение к труду и эстетический вкус.

2. Воспитывать разумное, бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

• понимание того, что факторы неживой природы оказывают влияние на живой организм;

• формирование практических умений в выращивании культурных растений;

• формирование умений наблюдать анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать с дополнительной литературой, наглядностью.

• воспитание эмоционального, бережного отношения к окружающей природе.

К концу исследования воспитанники должны знать:

- названия факторов внешнего мира, которые влияют на рост и развитие растений;

- основные понятия и термины изучаемых областей знаний;

- этапы жизненного цикла фасоли.

Должны уметь:

- применять технологию выращивания фасоли;

- выполнять наблюдения за ростом и развитием фасоли;

- сравнивать высоту растения, окраску листьев их размер и количество;

- анализировать и делать выводы по своим наблюдениям.

Продукт исследовательской деятельности :

Выращенная фасоль.

Мини-выставка детских рисунков.

Форма организации проекта:

• Непосредственная образовательная деятельность;

• экспериментальная деятельность;

• наблюдения;

• просмотр фидеофильма;

• трудовая деятельность;

• продуктивная деятельность

Формы и методы реализации проекта:

• мультимедийное оборудование;

• природный материал – сухие и замоченные семена фасоли;

• карандаш, линейка;

• специальная емкость для посадки, земля, лейка, вода.

Основной механизм реализации проекта:

Проведение основной МНОД и ряда наблюдений естественно - научного цикла.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Осуществление проекта начала с того, что омские агрономы попросили нас узнать, как из одного семени фасоли можно получить несколько. Естественно, это очень удивило детей и заинтересовало. Так они получили домашнее задание – решить задачу вместе с родителями. Этим вопросом я подвела детей к поисковой деятельности, сбору информации. Ища совместно с родителями ответы на этот вопрос, дети постепенно пришли к понятию жизнедеятельность растения и ее этапам.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП (исследовательский)

Работа по реализации проекта осуществлялась в трех направлениях:

работа воспитателя с детьми;

работа с родителями

• самостоятельная исследовательская деятельность детей.

РАБОТА ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

После обсуждения с детьми последовательности работы подготовила необходимый материал, видеофильм о прорастании семени и оборудование для исследований.

Моей задачей подвести детей к проблеме исследования, а затем, исходя из нее, планировать этапы своих действий. Поэтому на этапе постановки проблемы и определения задач много времени уделяли обсуждению вопросов:

Что необходимо растению для роста?

Какое значение для роста растений играет тепло и солнце?

Всем ли растениям необходима для роста вода, почва?

А можно увидеть, как вода попадает в семена и питает их? Можно ли увидеть как растет растение и т. д.

В ходе беседы дети самостоятельно отбирали необходимый материал и оборудование для исследования и продуктивной деятельности, которое находилось в уголке экспериментирования. Огромный интерес у ребят видео фильм о прорастании фасоли, мне пришлось включать его несколько раз – насколько детально всё хотели разглядеть.

Затем дети самостоятельно обсуждали этапы работы, совещались по ходу, замеряли семена сухие и замоченные, делали выводы, изучали проросшие ростки и т. д.

Я на этом этапе практической исследовательской деятельности – выполняла роль консультанта - помогала тем, у кого появлялись трудности в экспериментальной деятельности. В ходе у нас появилась общая тенденция нашей работы : Что взял сначала? Что делал? Какие действия произвел? Что получилось в результате?

Через 4 дня, когда появился первый росток, мы смогли утвердительно ответь «Можно ли вырастить фасоль на подоконнике. А прозрачность нашего оборудование дала возможность наблюдать за циклами жизнедеятельности нашего растения.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

Приобретенные знания и навыки дети синтезировали и пользовались ими при решении практических задач в самостоятельной исследовательской деятельности.

При сборе сведений дети расспрашивали своих родителей об интересующем их вопросе, тем самым обменивались знаниями и опытом. Также просили прочитать родителей книги по овощеводству. Полученные в процессе работы сведения ребята обобщали. Таким образом, самостоятельная продуктивная деятельность детей способствовала развитию способностей к поисковой деятельности: планирование этапов своих действий, выбору материала и способу действия.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

К организации поисковой и творческой деятельности детей подключила родителей, которые помогли детям найти необходимую информацию. Предлагала родителям побеседовать с детьми на темы:

- Неживая природа: воздух, вода, почва, свет, их влияние на рост растения.

- Чем полезны овощи?

- Нужна ли детскому организму фасоль?

- Что можно приготовить из фасоли?

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Продуктом исследовательской деятельности стал альбом: «Как вырастить фасоль на подоконнике с результатами нашей исследовательской работы. В конце проекта дети рассказали о проделанной работе, о приобретенных навыках и умений, о своих впечатлениях.

В ходе эксперимента мы создавали растениям различные условия, чтобы определить их влияние на рост и развитие растения. Часть семян мы предварительно замочили в воде, а другие посадили без замачивания. Те семена, которые были замочены, дали более ранние и дружные всходы - сделали вывод о необходимости воды для роста и развития растения. Также мы заметили, что семена, которые поливали слишком обильно, не проросли, а погибли, в то время как семена, которые поливались умеренно и рыхлились, развивались очень хорошо - вывод о необходимости воздуха для роста растений. Поставив один горшок с семенами в теплое, а другой в прохладное место, мы наблюдали, что в тепле растение развивается намного лучше, а растение в холоде как будто замерло и спит - значит, тепло тоже является необходимым условием для развития растения. В один горшок мы посадили семена редко, а в другой – густо. Густо посаженные растения получились бледными, слабыми и вытянутыми, а редко посаженные растения имели ярко-зеленые листья и крепкие стебли. Объяснили тем, что густо посаженным растениям не хватало солнечного света, так как они затеняли друг друга. Значит, солнечный свет необходим для растений.

Я отметила, что в ходе исследовательской деятельности дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируют свой выбор. У детей сформировалось умение самостоятельно действовать, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов). А главное, ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.

Список литературы:

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ «Сфера», 2001

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и др. - М. : АРКТИ, 2003.

3. Савенков А. И. Учебное исследование в детском саду : вопросы теории и методики. //Дошкольное воспитание. - 2000.- № 2

Публикации по теме:

Фотоотчет «Экспериментальное наблюдение за прорастанием пшеницы и лука с элементами драматизации».Фотоотчет «Экспериментальное наблюдение за прорастанием пшеницы и лука с элементами драматизации». Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго,.

Исследовательская работа «Близко к сердцу» Управление народного образования администрации Каракулинского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Галановский.

Исследовательская работа «Что означает мое имя?»Исследовательская работа «Что означает мое имя?» Исследовательская работа «Что означает мое имя?» Выполнил: Кирилл Корчагин, старшая группа. Руководитель: Горобцова Н. А., воспитатель..

Исследовательская работа «По дороге с облаками» Исследовательская работа По дороге с облаками Исполнитель: Фармагей Антон Николаевич Руководитель: Бабичева Елена Леонидовна МАДОУ «Волшебница»,.

Исследовательская работа «Стражи времени» Саратовская область г. Аткарск МДОУ Детский сад комбинированного вида №1 «Ласточка» Исследовательская работа «Стражи времени» Воспитанник.

Научно-исследовательская (творческая) работа детей «Из опыта работы с детьми при подготовке научно- исследовательских работ» Хочу поделиться хотя и не очень большим, но уже имеющимся опытом.

Исследовательская работа по ознакомлению детей с лекарственными растениями «Крапива» Лекарственные растения. Крапива Почему крапива жжётся? Исследовательская работа Цель:Познакомиться с полезными свойствами крапивы Задачи.

Проект «От семени к семени» Разведение растений и наблюдение за ними – одно из наиболее любимых занятий не только детей, но и воспитателей. В детских садах выращивают.

Работа по развитию речи в режимные моменты на примере «Прогноза погоды» в подготовительной группе речевого детского садаРабота по развитию речи в режимные моменты на примере «Прогноза погоды» в подготовительной группе речевого детского сада Задачи: - Развивать связную речь - Закреплять навык составления сложноподчиненных предложений - Обогащать лексику - Знакомить детей с элементами.

Знакомство с русским народным творчеством на примере национальной игрушки С прекрасным настроением и с позитивными эмоциями начинаем мастер-класс. Тема: Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Знакомство детей с прорастанием семян на примере семени фасоли»
Опубликовано: 4 ноября 2015 в 14:21
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД