Лучший педагог года

Использование компьютерной графики при организации коллективных работ по изобразительной деятельности (2 фото)

Алла Костерина
Использование компьютерной графики при организации коллективных работ по изобразительной деятельности

Использование компьютерной графики при организации совместных, коллективных работ по изобразительной деятельности и интеграция с ОО «Речевое развитие»

Использование компьютерной графики при организации коллективных работ по изобразительной деятельности

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, направленного на физическое, социально-личностное, познавательное, речевое и художественное развитие дошкольника. При этом одним из важнейших и перспективных методологических направлений становления современного дошкольного образования безусловно является интеграция.

Публикация «Использование компьютерной графики при организации коллективных работ по изобразительной деятельности» размещена в разделах

Интеграция в системе специально организованной деятельности очень актуальна, так как:

• Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в различные сферы творчества;

• Способствуют развитию речи;

• Формируют эстетическое мировоззрение;

• Воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих способностей ребенка.

• Интеграция дает возможность для самореализации, творчества ребёнка, раскрытия его способностей, в тоже время воздействуя на другие стороны развития личности.

Именно интеграция - одна из наиболее благоприятных форм организации детской продуктивной деятельности. Этот подход при решении комплекса образовательных задач способствует снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

В любом занятии продуктивными видами деятельности всегда прослеживается интегративное взаимодействие с другими образовательными областями:

«Физическая культура»

• развитие мелкой моторики ;

• воспитание культурно-гигиенических навыков;

• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. • развитие навыков работы с художественным инструментом

(кисть, карандаш, восковые мелки и другие);

• подготовка руки к письму;

использование здоровьесберегающей мотивации ;

использование нетрадиционных техник.

«Речевое развитие»

• развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности;

• практическое овладение воспитанниками нормами речи;

• приобщение к различным видам искусства;

• развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

• активизация использования детьми специальной лексики;

• создание творческой атмосферы взаимодействия педагога и детей.

«Познавательное развитие»

• сенсорное развитие;

• формирование целостной картины мира, экология;

• расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества;

• формирование элементарных математических представлений. • расширение цветовой палитрой;

• развитие цветовосприятия;

• формирование основ экологической культуры;

• знакомство с искусством;

• формирование представлений о форме, размере, количестве и т. д. ;

• пространственная ориентировка, перспектива.

«Социально-коммуникативное развитие»

• формирование гендерной, семейной принадлежности;

• патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

• реализация партнерского взаимодействия «взрослый-ребенок»;

• формирование трудовых умений и навыков;

• воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

• формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной.

использование различной социальной мотивации к деятельности;

• создание творческой атмосферы взаимодействия педагога и детей;

• формирование желания участвовать в оформлении интерьера, выставках.

• формирование умения доводить работу до конца;

• самообслуживание в процессе творческой деятельности;

• бережное отношение к результатам творчества других детей.

«Художественно-эстетическое развитие»

(музыкальная деятельность и чтение художественной литературы)

использование музыкальных произведений для обогащения содержания занятия;

• развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства;

комплексное и интегрированное взаимодействие музыкальной и художественно-творческой деятельности;

использование литературно-художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества.

использование музыкального сопровождения для мотивации к деятельности;

использование музыкального сопровождения творческой деятельности;

• взаимодействие музыки и художественно- творческой деятельности;

использование литературно-художественных произведений для мотивации в творческой деятельности;

использование художественных произведений в тематике детского творчества.

Приведенные выше аргументы показывают, что именно продуктивная деятельность с точки зрения интеграции с другими образовательными областями очень важна для формирования гармоничной, творческой личности. Еще одна задача на современном этапе развития образования становится как никогда актуальной. Это, несомненно, умение взаимодействовать в процессе любой деятельности. В этом аспекте на первый план выходит возможность в рамках изобразительного творчества объединить детский коллектив, способствовать формированию умения договариваться, ставить задачи, планировать свою деятельность сообразно с деятельностью других.

Одна из форм проведения творческих интегрированных занятий -это сотворчество, которое помимо решения образовательных задач приобщают детей к коллективным переживаниям, наполняет детскую жизнь яркими красками. Коллективное творчество для детей на современном уровне однозначно полезно так как :

• включает в себя элементы поиска,

• вариативность решений,

• совместное нахождение новых способов действий в различных ситуациях,

• умение видеть проблему с разных точек зрения,

• находить свою нишу в общем деле,

• отстаивать свои взгляды, умение договариваться,

• уступать, признавать партнёра полноправным участником совместной деятельности, осознавать его ценность и уникальность как личности,

• находить эффективные решения в диалоге с «другим».

Это на сегодняшний день большая проблема потому что общество, с одной стороны, подвержено индивидуализму, конкуренции, некоторому отчуждению людей друг от друга, а с другой, - существует множество как глобальных так и каждодневных проблем, которые невозможно решить в одиночку и без включения творческих сил разных людей. В ходе проведения изобразительной деятельности, чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок. Но особое удовлетворение им доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины являются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

В свете вышеизложенного актуализируется необходимость использования при проведении продуктивных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста интегрированной, совместной, коллективной формы организации.

Любая образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, с привлечением большого иллюстративного материала. Компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями помогает в решении данной проблемы. Именно с этой точки зрения мы и прибегли к возможностям компьютерной графики при создании коллективных работ с детьми старшего дошкольного возраста. С появлением в детских садах интерактивных досок появилась возможность приобщения детей к коллективному творчеству с использованием интерактивных программ, которые предоставляют неограниченные возможности для обработки изображений и дальнейшего их вариативного использования, а так же позволяют интегрировать в занятия продуктивной деятельностью такие образовательные области как речевое развитие и познавательное развитие.

Обратимся к определению, что же такое компьютерная графика — область деятельности, в которой компьютеры наряду со специальным программным обеспечением используются в качестве инструмента, как для создания (синтеза) и редактирования изображений, так и для оцифровки визуальной информации, полученной из реального мира, с целью дальнейшей её обработки и хранения.

Программные средства работы с компьютерной графикой называют графическими редакторами. Существуют два типа графических редакторов :

1. редакторы для создания новых изображений ( например :Paint)

2. редакторы для улучшения уже готовых изображений, полученных с помощью сканера, видеокамеры, цифрового фотоаппарата и других средств ( например: Adobe Photoshop)

В своей работе мы используем :

• интерактивную доску с программным обеспечением SMART Notebook;

• цифровой фотоаппарат;

• принтер.

• редактор изображений Microsoft Picture Manager

Все занятия строятся по примерно одинаковому алгоритму, который позволяет педагогу максимально сократить время для подготовки таких коллективных работ. Алгоритм приблизительно такой:

1. Выбор темы ( тема может быть любой из списка лексических тем возрастной группы : «Транспорт», «Домашние животные», «Овощи», «Времена года» и т. д.)

2. Подбор жанровой принадлежности работы (потрет, натюрморт, пейзаж)

3. Определение вида индивидуальной работы ребенка (самостоятельный предметный рисунок, печатная заготовка) и типа художественных материалов. В данном случае выбор определяется техническими задачами, которые педагог ставит перед детьми на этом занятии. Однако для достижения наилучшего результата при работе с графическими редакторами краски лучше гуашевые, карандаши акварельные с последующей лессировкой.

4. Подбор художественного слова (стихи, загадки, музыкального сопровождения, видео-файлов к выбранной теме.

5. Определить способ предоставления выбора детям предмета или объекта изображения (если есть необходимость).

6. Создать или скопировать из интернета картинку, которая будет объединять сюжет (улицу города для машин, корзинку для фруктов или овощей, набросок лица для портрета и т. д.)

Дальнейший ход занятия, как правило, выстраивается с небольшим отличием от традиционных вариантов их построения. Однако именно эта специфика помогает четко прослеживать интеграцию изобразительной деятельности с речевой. Так в ходе вводной части у педагога с детьми складывается плодотворный диалог, в инициируемом взрослым направлении. Это как правило вопросы, подводящие к теме занятия, художественное слово, видео-файлы. Такая организация вводной части занятия по изобразительной деятельности дает педагогу дополнительные возможности для решения речевых задач:

• обогащение пассивного и активного словарного запаса,

• освоение грамматического строя и фразовой речи,

работа по формированию у дошкольников умения отвечать на вопросы.

Кроме того коллективная форма такого занятия способствует активному участию всех детей в диалоге, развивает их социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности. Помогает решать и такие задачи, как :

• умение слушать и вступать в диалог;

• участвовать в коллективном обсуждении проблем;

• интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Активный диалог продолжается на протяжении всего занятия- это особенность такого вида деятельности. Следующая часть –это определение объекта изображения. Педагог творчески может подойти к этому вопросу. Выбор может быть прямой: «Я буду рисовать яблоко» или косвенный : «Кто и что будет рисовать мы узнаем отгадав загадки». Причем загадки могут быть выбраны детьми самостоятельно или педагог их предлагает конкретному ребенку, в зависимости от индивидуальных задач. Например : загадки записаны на стикерах с помощью ручки «Знаток».Эти стикеры могут быть предложены детям на выбор или поименно. Отгадка на загадку и есть сегодняшнее задание ребенка. Несомненно существует масса вариантов и приемов, для организации выбора детьми индивидуального задания. Это могут быть как приемы работы с интерактивным оборудованием, так и более простые варианты. В дальнейшем дети рисуют тот элемент, который был ими выбран.

Для использования в коллективном творчестве используются предметы или объекты, которые знакомы детям, которые не вызовут у них технических затруднений при самостоятельном рисовании. Может быть предложена так же работа с шаблонами, трафаретами, печатным листами или готовыми набросками, выполненными в ходе предварительной работы. Детям необходимо помимо своей художественной задачи выполнить и задачу, от которой полностью зависит исход работы всего коллектива : неплотно, неаккуратно, некачественно выполненные рисунки компьютер плохо «прочитает» и выйдет не четкая композиция. В процессе выполнения детьми своей 1 части работы происходит обмен советами, напоминанием правил, а так же диалог о будущей работе, планирование ее. Выполнение индивидуальных заданий сопровождает музыка по теме занятия, что делает обстановку еще более одухотворенной. По мере готовности работ детей, педагог фотографирует их на цифровую камеру фотоаппарата или телефона. Когда все индивидуальные изображения готовы, с детьми организуется игра малой подвижности на тему занятия, условия которой предполагают ее проведение без участия взрослого или музыкально-ритмическая пауза. Пока дети играют педагог производит перенос изображений в редактор изображений, проводит необходимую корректировку, а затем уже копирует их в программу для работы с интерактивной доской. Интерактивная программа SMART Notebook позволяет легко перемещать объекты, клонировать их, увеличивать или уменьшать в размере. При постоянном использовании интерактивной доски, дети выполняют все эти функции самостоятельно или с небольшой помощью взрослого. Теперь уже начинается непосредственно работа над коллективным изображением. Дети высказываются как, где и в какой плоскости расположить то или иное изображение, выстраивают предположения о том, где по их мнению лучше расположить предлагаемый объект. Причем коллективно решается вопрос по перемещению всех объектов. Дети с интересом работают с интерактивной доской. Ведь такой вид освоения основ композиции не используется каждодневно, но предоставляет большие возможности для развития навыков компоновки.

Когда композиция из изображений коллектив детей и взрослых устраивает, педагог показывает и рассказывает детям, что для того, чтобы их общий рисунок был у каждого, он распечатывает его на принтере. Дети получают новые эмоции: они все вместе создали компьютерную картинку. В дальнейшем педагог имеет возможность скопировать получившийся рисунок и обработать его в любой знакомой программе для получения файла.

Фото №1 Использование компьютерной графики при организации совместных коллективных работ по

Использование информационно-коммуникационных технологий в данной деятельности позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Коллективное творчество с использованием компьютерной графики позволяет в комплексе решать многие образовательные задачи, позволяют целенаправленно руководить процессом развития детского творчества, учитывать возможности и интересы каждого ребенка, обогащать его умственную и духовно-эмоциональную сферу, способствовать достижению хороших результатов, как в речевом и художественно-эстетическом развитии ребенка.

Список литературы:

1. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. 56 стр., Москва,Мозаика-Синтез, 2010 г. ,

2. Климова С. Ф. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия, 78 стр., Волгоград, Учитель, 2007 г.

3. Комарова Т. С. Художественно-эстетическое развитие. Методические пособия, 120 стр., Москва, Мозаика-синтез, 2014 г.

4. Леонова Н. Н. Художественно-эстетическое развитие детей в подготовительной к школе группе ДОУ, 240 стр., Москва, Детство-Пресс, 2015 г.

5. Микляева Н. В. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания,128 стр. ,Москва, Сфера, 2013 г.

6. Петрова Н. С. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия, 282 стр., Волгоград, Учитель, 2017 гг.

Автор: Костерина Алла Ивановна

Публикации по теме:

Использование игр и упражнений в изобразительной деятельности Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего.

Использование игр и упражнений в изобразительной деятельности при реализации дополнительной программы «Радость»Использование игр и упражнений в изобразительной деятельности при реализации дополнительной программы «Радость» Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего.

Использование музыки в изобразительной деятельности Использование музыки в изобразительной деятельности детей. Использование музыки в изобразительной деятельности детей оказывает существенное.

Использование нетрадиционной техники рисования в изобразительной деятельности детей Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются.

Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности дошкольников Каждый ребенок - художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста. Пабло Пикассо. Не каждый становится.

Консультация для педагогов «Использование народных игрушек на занятиях по изобразительной деятельности» Консультация для педагогов «Использование народных игрушек на занятиях по изобразительной деятельности» Народная игрушка и скульптура малой.

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности»Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности» (из опыта работы)Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности»«Детство – каждодневное.

Мастер-класс «Чудо Цыпленок». Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельностиМастер-класс «Чудо Цыпленок». Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности Мастер-класс. Использование нетрадиционных материалов в изобразительной деятельности. Работая над проектом «Развитие творческих способностей.

Методика использование коллективных форм работы учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» Календарно тематическое планирование в соответствии с темой конкурса Младшая группа 1 занятие в неделю (15 мин) Окружающий мир № Название.

Опыт работы «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности» Согласно ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование компьютерной графики при организации коллективных работ по изобразительной деятельности
Опубликовано: 8 августа 2019 в 21:49
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД