Папки-передвижки

Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников

Надежда Гагуа
Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников

Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников.

Гагуа Н. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад 38» г. Глазова

1-2 слайд

Публикация «Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников» размещена в разделах

Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе:

позитивное отношение к природе, окружающему миру;

ребенок начинает выделять себя из окружающей среды;

развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему;

формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Благодаря этому возможны формирование у ребенка экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

3 слайд

Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц в экологическом воспитании дошкольников.

Мы часто сталкиваемся с такой проблемой, что дети не могут быстро запомнить текст, путаются в строчках, переставляют слова местами, не могут начать описание природных явлений и т. д. Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Для успешного решения задач экологического воспитания мы в своей работе используем метод мнемотехники.

4 слайд

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника призвана облегчить запоминание и увеличить объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Актуальность:

1. Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью.

2. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление.

3. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт.

5 слайд

Цель использования мнемотехники в экологическом воспитании - обеспечение успешного усвоения дошкольниками знаний об особенностях объектов природы, их структуры и взаимосвязях. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

6 слайд

Задачи:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления (особенно образного);

кодирование информации (преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы);

перекодирование информации (преобразование абстрактных символов в образы).

7 слайд

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он передвигается, какие издает звуки.

8 слайд

Заниматься мнемотехникой мы начинаем с детьми 4-5 лет, когда у них уже накоплен основной словарный запас. Обучение строится от простого к сложному. Работу мы начинаем с простейших мнемоквадратов, затем переходим к мнемодорожкам, а позже к мнемотаблицам. Мнемотаблица- это графическое или частично графическое изображение явлений природы, некоторых действий, персонажей сказки и др. (раньше их называли «схема – алгоритм). Изображаем так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего и среднего возраста используем цветные мнемотаблицы, так как у них в памяти остаются отдельные образы (желтый цыпленок, зеленая елочка).

На начальном этапе взрослый предлагает готовый план (схему, а по мере обучения в процесс создания включаются дети и создают свои схемы.

9 слайд

Позже изображение персонажей усложняем – зарисовываем в графическом виде (волк – серый треугольник, солнышко зимой – желтый полукруг, осень – буква «о» желтого цвета). Для детей старшего дошкольного возраста схемы по возможности рисуем в одном цвете, чтобы не отвлекать их внимание на яркость символических изображений. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста детей.

Работу с мнемотаблицами ведем по следующим этапам:

1 этап: Рассматриваем готовую таблицу и разбираем то, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляем перекодирование информации (преобразовываем абстрактные символы с мнемотаблицы в образы).

3 этап: После перекодирования осуществляем пересказ материала по заданной теме. Если работа с мнемотаблицами с детьми ведется недавно, то воспитатель дает детям уже готовые мнемотаблицы. Дети с помощью воспитателя рассматривают и проговаривают то, что на ней изображено. А в старшем дошкольном возрасте дети могут не только самостоятельно рассказать по мнемотаблице, но и составить ее.

10 -11 слайд

Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений (особенно про природу).

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения. Послушайте его:

«ЁЛОЧКА» Н. Нищева

Перед нами ё лочка:

Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики,

Зайчики и свечки,

Звёзды, человечки.

– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

«Перед нами елочка». Что мы можем нарисовать к этой строчке? (Ёлочку). Правильно.

Следующая строчка – «Шишечки иголочки». Рисуем …. И т. д.

– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.

- Вам понравилось?

12 слайд

Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!

13 слайд

Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем чистоговорок, потешек.

Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки прошу вас прочитать чистоговорку. Теперь закрываем текст, подгибаем. И дальше предлагаю опираясь только на схему рассказать чистоговорку.

– Как вы считаете, использование карточки способствует быстрому запоминанию?

14 слайд

Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Разработаны мнемотаблицы для описания времен года, рассказов о животных и птицах, овощах и фруктах, мнемотаблицы для описания природных объектов (солнце, вода). Такие таблицы, как «Путешествие капельки» (круговорот воды в природе, «Превращения лягушонка», «Правила поведения в лесу (на водоеме)». Используем мнемотаблицы - загадки на экологическую тематику.

«Описание времени года"

-Солнце (светит, но не греет; часто бывает за тучками; жарко греет)

- Небо - Земля - Деревья - Люди (их занятия, одежда)

- Звери (поведение, питание, внешний вид)

- Птицы - Чем можно заниматься

«Описание овощей и фруктов» - Что это? - Цвет - Форма - Величина - Вкус - Сочность - Место произрастания - Что из этого можно сделать.

«Описание и сравнение животное»

- Внешний вид (части тела)

- Место проживания (коровник, конура, свинарник и пр. (для домашних животных) или берлога, логово, нора и пр. (для диких животных)

- Чем питается

- Как зовут детёныша

- Какую пользу приносит человеку (для описания только домашних животных)

- В каких сказках или мультфильмах встречается данное животное

«Описание и сравнение птиц»

- Внешний вид

- Зимующая или перелётная

- Где живёт - Чем питается - Как выводит птенцов - Какую пользу приносит человеку

15 слайд

На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть, вы загадываете любой овощ или фрукт и опираясь на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем его отгадать! Попробуйте ….

16 слайд

На этих примерах в игровой форме можно с детьми разучить стихотворение или пересказать художественный текст, учить составлять описательный рассказ, автоматизировать поставленные звуки и т. д.

17-18-19 слайд

В своей работе мы используем алгоритмы процессов опытно-исследовательской деятельности, ухода за комнатными растениями, посадки семян.

Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.

20 слайд

Таким образом, использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников является средством развития познавательной активности, способствует формированию у детей целостной картины мира. Работа в данном направлении помогает ребятам без затруднений ориентироваться в знаковой системе и способах кодирования, совершенствовать экспрессивную речь, развивать логическую память, образное мышление и внимание.

Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

Прикреплённые файлы:

mnemotekhnika_evl81.ppt | 5988 Кб
 
Публикации по теме:

Использование ИКТ технологий в экологическом воспитании дошкольниковИспользование ИКТ технологий в экологическом воспитании дошкольников Тип проекта: долгосрочный, творческий Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной группы «Золотая рыбка», воспитанники.

Инновационный опыт «Использование метода проекта в экологическом воспитании дошкольников» .

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний.

Использование метода мнемотехники в развитии связной речи дошкольников старшего возраста Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения, но и умение рассказывать, описать предмет, события, явления.

Консультация «Использование педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Октябрьского муниципального района Костромской области с. Боговарово.

Мастер-класс для педагогов «Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников» Мастер-класс для педагогов «Использование многофункциональных пособий в экологическом воспитании дошкольников» Цель мастер-класса: - развитие.

Родительское собрание «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольника» Оформлена выставка детской художественной природоведческой литературы для чтения дошкольникам. Жизнь человечества в XXI веке, по мнению.

Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников "Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников". Дошкольное детство – начальный этап формирования личности,.

Использование технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников. Экологические проекты Использование технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников Проект «Чудеса на огороде» Информационная карта проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников
Опубликовано: 24 марта 2019 в 17:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД