Использование метода насыпной мандалы при работе с детьми и взрослыми

Печурина Светлана
Использование метода насыпной мандалы при работе с детьми и взрослыми

Использование метода насыпной мандалы при работе с детьми и взрослыми

Использование метода насыпной мандалы с детьми и взрослыми.

Мандала (Mandala) –в переводе с санскрита означает «круг, круглый, круговой, диск, колесо, кольцо, сфера, шар, орбита, страна, территория, область, общество, совокупность, собрание». Первооткрывателем мандалотерапии стал Карл Густав Юнг. Мандалотерапия - это безопасный и естественный способ изменения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств и позволяет развивать саморегуляцию. А для психолога – это возможность прикоснуться к глубинным слоям подсознания, помочь клиенту осознать зоны внутреннего конфликта и найти пути его разрешения. Также мандала актуальна для развития творческого мышления, развития произвольности поведения, снятия внутреннего напряжения, тревожности, страхов, развития мелкой моторики, воспитания терпеливости и аккуратности, активизации ресурсов личности, релаксации.

Существуют правила работы педагога- психолога с ребенком при использовании насыпной мандалы:

1. Психолог озвучивает правила работы.

2. Выбор материала ребенок осуществляет самостоятельно. в случае когда ребенок задает дополнительные вопросы, психолог просто повторяет инструкцию.

3. На одном занятии можно работать только с одной мандалой.

4. Допускается использование музыкального сопровождения (например, «Мандала» Китаро).

6. Процесс работы ограничен по времени: для детей — по степени пресыщения работой.

7. Психолог фиксирует состояние напряжения (расслабленности) связанное с процессом работы.

8. После выполнения работы ребенок рассказывает о своих чувствах, переживаниях. Если он самостоятельно не может начать рассказ, допускаются наводящие вопросы со стороны психолога.

9. Затем проводится беседа психолога с ребенком о процессе работы и результате:

— психолог спрашивает о чувствах и переживаниях ребенка по поводу работы над мандалой и его отношения к результату;

— ребенок должен дать название своей мандале;

— психолог выясняет ассоциации ребенка на каждый цвет и материал для мандалы и значение, которое придает ребенок символам в рисунке мандалы. Подсчитывается число символов, элементов мандалы (например, сколько кругов, звезд, секторов и т. д.).

10. Работая с ассоциациями ребенка, психолог может определить его конкретную проблему. В случае необходимости предлагается повторная встреча с ребенком для продолжения психодиагностической и терапевтической работы. На повторной встрече психолог предлагает повторный выбор мандал для уточнения стадии, на которой находится ребенок, и вероятной фиксации психологических изменений ребенка.

Для работы с использование насыпной мандалы необходимы следующие материалы: релаксационная музыка, одноразовые неглубокие пластиковые тарелки диаметром 12-20 см; песок (возможно цветной, крупы; семена, косточки, различный бросовый материал в виде обычных или прозрачных, разноцветных камешков, ракушек, бусин, бисера и др. ; ветошь или влажные салфетки для вытирания рук.

Упражнение «Насыпная мандала»

Цели:

• снижение уровня эмоционального напряжения и тревожности, страхов

• концентрация внимания

• развитие творческого потенциала

• развитие мелкой моторики рук

• активизации внутренних ресурсов

• гармонизации внутреннего состояния

• релаксация.

Для создания мандалы необходимо настроиться и погрузиться внутрь себя, закрыть глаза и представить свою мандалу, для погружения могут помочь различные методы релаксации. Музыка для упражнения должна быть спокойной и тихой (композиции Китаро, Клиффорда Вайфа, «Спектральная сюита» Стива Халперна, композиции Анугама, Вайкмана, Мишеля Пэпэ). Можно использовать некоторые композиции классической музыки, но их необходимо подбирать очень тщательно, поскольку музыка может сама «уводить» ребёнка и стимулировать у него создание своих образов. Когда дети почувствуют свою готовность к работе — можно начинать работу. После создания мандалы переходим к художественному описанию мандалы. При желании дети могут придумать название своей творческой работе, дать возможность проговорить о своих чувствах, переживаниях по поводу работы над мандалой и отношения к результату (допускаются корректные наводящие вопросы).

По результатам проделанной работы психологом заполняется бланк арт-терапевтического занятия для каждого ребёнка, где фиксируются дата и время, основная тема, используемые участником цвета и изобразительные материалы, высказывания участником в ходе работы, взаимодействие с ведущим группы и другими участниками, отношение к работе и объяснения участником занятия содержания своей изобразительной продукции.

Публикации по теме:

Мандалы. Моё рукодельное творчество.Мандалы. Моё рукодельное творчество. Расскажу немного о том, что для меня мандалы. Вообще-то мандалой называют любое симметричное круглое изображение, где гармонично подобранные.

Редактор детских проблем — мандала. Работы детей 5–7 лет и педагогов. Интервьюирование. Памятка родителямРедактор детских проблем — мандала. Работы детей 5–7 лет и педагогов. Интервьюирование. Памятка родителям Мандала – символ человеческого совершенства». Карл Густав Юнг Доброго ноября, Дорогой Гость на моей страничке!Хочется пожелать Тебе гармонии.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Использование метода насыпной мандалы при работе с детьми и взрослыми
Опубликовано: 21 января 2014 в 10:46
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия «А. А. Фет «Ласточки пропали». Ознакомление детей с пейзажной...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «А. А. Фет. «Ласточки пропали. » ( Ознакомление...
Пособия для развития мелкой моторики детей 2–3 лет своими руками
Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2-3 лет. Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку...
Стихотворение «Зарядка с Петушком»
Хочу предложить вашему вниманию своё авторское стихотворение. Его можно использовать на зарядке, на прогулке, на физкультурной деятельности, по развитию...
Центр успешности в разных возрастных группах. Оформление развивающей среды в детском...
Сегодня хотелось бы затронуть проблему развития самостоятельности и инициативности у воспитанников. Проблема формирования у детей самостоятельности и...
Игровая ситуация в старшей группе «Снеговик и волшебные шляпы»
Игровая ситуация в старшей группе «Снеговик и волшебные шляпы» Цель: создание позитивной мотивации для закрепления музыкального материала к новогодним...