МААМ-картинки

Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ

Татьяна Шибанова
Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ

Использование Методов Арт – Терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ

Аннотация. В статье рассматриваются особенности адаптационного процесса детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, сущность метода арт – терапии и возможности его использования в процессе адаптации к условиям ДОУ.

Ключевые слова: адаптация, ранний возраста, арт – терапия, дошкольное образовательное учреждение.

Публикация «Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ» размещена в разделах

В настоящее время проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения привлекает к себе внимание многих исследователей. С одной стороны, сложившиеся экономические отношения вынуждают большую часть родителей сразу после рождения ребенка выходить на работу, а, с другой стороны, личностно – ориентированный подход к детям, набирающий популярность, не допускает безразличного отношения к проблемам ребенка, который с трудом принимает жизнь в новых условиях детского сада. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоциональных состояний. Расставание с личностно значимыми взрослыми и изменение привычного уклада жизни способствует возникновению отрицательных эмоций и страха. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, следовательно, продолжительное пребывание ребенка в стрессовом состоянии может привести к развитию невротических реакций, а также замедлению темпов психофизического развития. Уровень подготовки ребенка к переходу из семьи в дошкольное учреждение определяет успешность протекания адаптационного процесса [6]. Таким образом, первостепенной задачей педагогов адаптационных групп является оказание помощи детям в преодолении стресса при поступлении в дошкольное образовательное учреждение и успешно к нему адаптироваться.

Изучением трудностей адаптационного процесса занимались как отечественные, так и зарубежные исследователи Ганс Селье, Н. М. Аксарина, В. М. Мухина, но именно С. А. Теплюк в ходе проведенного анализа деятельности дошкольных образовательных учреждений в адаптационный период установила, что проблема адаптации является трудно решаемой [1]. Несмотря на то, что целью любого образовательного учреждения является успешная адаптация личности ребенка к социуму, в каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это все – равно будет сильнейшее стрессовое переживание, которое необходимо смягчить.

Решению данной проблемы способствует использование метода позитивного психологического воздействия, направленного на поддержание и укрепление душевного равновесия ребенка. Наиболее оптимальным методом, обеспечивающим успешное и безболезненное протекание адаптационного процесса в раннем возрасте, можно считать арт – терапию. Арт – терапия представляет собой специализированную форму психотерапии, которая основана на искусстве, в первую очередь на изобразительной и творческой деятельности. Достоинствами арт – терапии как метода адаптации к условиям ДОУ являются: создание позитивной эмоциональной атмосферы, снятие эмоционального напряжения, снижение утомления, отрицательных эмоциональных состояний и их проявлении, повышение адаптационных способностей ребенка к повседневной жизни в детском саду [3]. Арт – терапию применительно к образованию необходимо рассматривать с позиции интеграции нескольких областей научного знания, как совокупность методик, которые построены на основе использования различных видов искусства в своеобразной символической форме и способствующих эффективному личностному развитию личности ребенка через стимулирование его художественно – творческих проявлений. Соприкосновение с искусством в его различных проявлениях позитивно сказывается на снижении психического напряжения, стресса, учит ребенка быть сосредоточенным, внимательным, жить в гармонии с самим собой, следовательно, процесс адаптации к новым условиям детского сада будет проходить менее болезненно и успешнее.

В процессе адаптации детей к детскому саду можно использовать этюды и игры с элементами арт – терапии. Повышение эффективности воздействия данных упражнений, этюдов и игр на детей становится возможным в случае сопровождения их музыкой и рисованием. В качестве основы создания продуктов деятельности в процессе арт – терапии находится система побуждений, в которой особое место отводится выражению субъектом своих чувств, переживаний во внешней форме, стремлению понять и разобраться в том, что происходит во внутреннем мире, удовлетворению потребности в общении с окружающими людьми через продукт своей деятельности, познанию окружающей действительности посредством символизации ее в особой форме, конструированию мира (в виде рисунков, поделок, историй, сказок). Различные виды арт – терапии создают позитивные предпосылки для самовыражения, самопознания и предоставляют личности возможность подняться на более высокую ступень своего развития [2].

Рассмотрим подробнее некоторые виды арт – терапии и их формы, которые можно использовать при работе с детьми раннего возраста в адаптационный период к условиям ДОУ:

1. Песочная терапия является невербальной формой психокоррекции, в которой основной акцент делается на творческое самовыражение клиента, способствующее отреагированию внутреннего напряжения на бессознательно символическом уровне. Метод основывается на сочетании невербальной (сам процесс сооружения композиции) и вербальной (рассказ клиента о содержании композиции, сочинение, сказка, которая раскрывает смысл композиции) экспрессии клиентов. Формами песочной терапии могут быть конструирование из песка, рисование песком, оставление узоров на песке, создание песочных композиций и секретов.

2. Изотерапия – это терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Изотерапия предоставляет возможность клиенту понять самого себя, в свободной форме выразить мысли и чувства, освободиться от отрицательных переживаний прошлого. Формами изотерапии являются рисование пальчиками, рисование ладошками, поролоном, восковыми мелками, ватными палочками, осенними листьями.

3. Сказкотерапия – представляет собой метод лечения сказками, в процессе которого клиент и психотерапевт совместно открывают знания, живущие в душе и на данный момент, являются психотерапевтическими. Сказкотерапии характерно два подхода: директивный и недирективный. При директивной терапии, терапевт задет темы, наблюдает за процессом, поведением ребенка и интерпретируют его. При недирективной терапии, основной целью является создание атмосферы эмоционального принятия ребенка и условий, способствующих спонтанному проявлению его чувств. Среди форм сказкотерапии выделяют: инсценирование сказок, чтение или обсуждение сказок, подведение к умению выразительно интонировать реплики героев.

4. Игровая терапия представляет собой метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств детей, в основе которого лежит такой способ взаимодействия с окружающим миром как игра. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, которая предусматривает пластичность в решении вопроса относительно использования того или иного предмета. Для ребенка игра является средством выражения чувств и средством самореализации. Среди видов игротерапии можно выделить игры на знакомство, общение, игры с предметами, игры с песком, водой, конструктором [4].

Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, является мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным состоянием ребенка, дает ему возможность чувствовать свободу своих действий. Таким образом, чтобы адаптировать ребенка к детскому саду, необходим метод положительного психологического воздействия, таким методом является Арт-терапия, так как арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша. В основе этого психологического метода лежит как медицинская практика, так и разностороннее художественное творчество: рисование, визуализация, лепка, монотипия, музыка, аудиальное развитие, литература и др., что позволяет создать наиболее эффективные условия для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Список литературы:

1. Кирилюк А. А. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ // Мир психологии. - 2013. - № 3. - С. 104-110.

2. Мельникова Н. А. Адаптация малышей к детскому саду // Дошкольное образование. – 2012. - № 5. – С. 77-81.

3. Сирякова С. В. Арт – терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ [// Вопросы психологии. – 2010. - № 12. – С. 12-19.

4. Сучкова Н. О. Арт – терапия в работе с детьми раннего возраста. – М. : Наука, 2012. – 99 с.

5. Трефилова Ю. С. Арт – терапия: ее суть и применение на практике [Текст] / Ю. С. 120-125.

6. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М. : Педагогика, 2010. – 324 с.

Публикации по теме:

Применение методов арт-терапии: сказкотерапии, куклотерапии — в работе с эмоциональной сферой дошкольников «Применение методов арт - терапии: сказкотерапии, куклотерапии в работе с эмоциональной сферой дошкольников». (анализ деятельности воспитателя.

Арт-терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Только придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс,.

Использование сенсорной комнаты и методов арт-терапии в работе с детьми ОВЗ В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Всем известно, что дошкольный возраст – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир.

Использование песочной терапии в повышении речевой активности детей раннего возраста К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Песок – загадочный материал, песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим.

Использование элементов арт-терапии для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ Подготовила воспитатель МАДОУ ЦРР «Умка» Гладкова Анастасия Использование элементов Арт-терапии для успешной адаптации детей раннего возраста.

Коррекционно-развивающее занятие с использованим методов арт-терапии Упражнение «Здороваемся ладошками» Воспитатель: Ребята сегодня я предлагаю Вам поздороваться необычным способом- ладошкой (все встают в.

Мастер-класс по логопсихологии «Использование приемов арт-терапии для восстановления психологического состояния детей с ОНР» -Здравствуйте, уважаемые коллеги! С прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс по теме: «Логопсихология. Использование.

Научно-методическая разработка «Использование песочной терапии в повышении речевой активности детей раннего возраста»Научно-методическая разработка «Использование песочной терапии в повышении речевой активности детей раннего возраста» К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!». Песок – загадочный материал, песок может быть сухим, лёгким, и ускользающим.

Развивающее занятие с детьми раннего возраста с элементами арт-терапии «Вот зима, кругом бело» Цель занятия: Побуждать у ребенка эмоциональную отзывчивость на звуки и краски природы. Задачи: 1. Знакомить ребенка с окружающим миром.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование методов арт-терапии в процессе адаптации детей раннего возраста в ДОУ
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 20:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД