Получи документы

Использование мнемотехники в работе с детьми (3 фото)

юлия Школа
Использование мнемотехники в работе с детьми

В настоящее время в связи с требованиями ФГОС перед нами поставлена основная цель - воспитание деятельной, любознательной, коммуникативно-активной личности. Но всесторонне развитие личности невозможно без грамматически развитой речи. И этому свидетельствует портрет выпускника ДОУ.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время все чаще у детей наблюдается: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление. Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из своей жизни.

Публикация «Использование мнемотехники в работе с детьми» размещена в разделах

При обучении детей я обратили внимание на такую методику, как мнемотехника. Актуальность мнемотехники для дошкольников в том, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

Использование мнемотехники в работе с детьми

Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Мнемотаблицы-схемы используются в моей работе как дидактический материал по развитию связной речи детей:

- для обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при отгадывании и загадывании загадок,

- при заучивании стихов.

Опираясь на опыт педагогов, я разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов.

Схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Фото №1 В настоящее время в связи с требованиями ФГОС перед нами поставлена основная цель воспитание деятельной любознательной коммуникативно активной личности

Для изготовления таблиц не требуются художественные способности, любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

В начале работы с детьми среднего возраста использовала цветные мнемотаблицы, так как у детей еще формируются сенсорные эталоны: елочка - зеленая, ягодка – красная. Для детей старшего возраста схемы с использованием символических изображений, одного цвета. Составление совместно с детьми мнемотаблицы «родственные слова».

Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

- последовательность рассказа,

- лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Использование модельных схем при заучивании стихов облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. При этом включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Если на начальном этапе работы даю готовые схемы, то на следующем - создаем, придумываем, вместе с детьми, т. е. здесь педагог выступает как равноправный партнер, который незаметно помогает ребенку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их я пробую создавать дидактические игры, модели.

Фото №2 Но всесторонне развитие личности невозможно без грамматически развитой речи

Работа по мнемосхемам не ограничивается работой по развитию связной речи, их можно применять во всех областях детской деятельности. Важно помнить:

- модель должна отображать обобщённый образ предмета;

- раскрывать существенное в объекте;

- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Вследствие работы с использованием мнемотехники я сделали выводы :

- расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем не трудно;

- заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Данный метод является одним из эффективных способов развития дошкольников. Уровень речевого развития определяется словарным запасом ребёнка. И всего несколько шагов, сделанных в этом направлении, помогут нам в развитии дошкольника.

Публикации по теме:

Игры, развивающие мышление в раннем возрасте Воспитание всесторонне развитой личности – главная задача педагогики сегодняшнего дня. Успешное решение ее во многом зависит от начального.

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в работе с детьми
Опубликовано: 5 февраля 2015 в 17:56
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД