Папки-передвижки

Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста

катя енина
Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста

«Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста».

Проблема речевой недостаточности дошкольников заключается в том, что в настоящее время ребенок мало времени проводит в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой.

Публикация «Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Успешно помогают в этом наглядные модели, обозначающие явления и объекты. Эффективность наглядного материала, схем позволяет использовать их в работе по обучению связной речи детей.

Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Я работу по технологии моделирования строю от простого к сложному:

-при составлении описательного рассказа знакомлю детей с приёмом мнемотехники, с постепенным усложнением:

- знакомлю детей со значением символов; составляем отдельные предложения по каждому символу; составляем целый связный рассказ.

При составлении повествовательного рассказа провожу беседу по прочитанному произведению; выбираем предметные пиктограммы и составляем предложения; далее итоговое рассказывание по мнемотаблице.

Демонстрация моделей помогает более успешно осуществлять обобщение и систематизацию знаний детей об окружающем мире и природе. Использование моделей успешно помогает детям обогащать опыт познания окружающего мира, побуждает желание больше узнать о нем. Метод моделирования можно с успехом применять во всех видах деятельности детей.

Схемы и модели мне служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Я их использую для :

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах художественного произведения;

- при отгадывании и составлении загадок;

- при заучивании стихов.

В ходе использования приема наглядного моделирования я знакомлю детей с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) выступают символы разнообразного характера:

-геометрические фигуры;

-символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

-планы и условные обозначения, используемые в них.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы я использую в совместной деятельности с детьми для:

-заучивания стихов, загадок, пословиц;

-пересказа текстов;

-составления описательных рассказов;

-составления рассказов по сюжетной и пейзажной картине;

- речевые игры;

- словесно-дидактические игры;

- упражнения со схемами и моделями, составление их вместе с детьми;

- чтение художественных произведений, беседы.

Последовательность моей работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

-ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (или сказки) задается воспитателем;

-конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в оформлении героев рассказа;

-ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, воспитателем задается тема;

- ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Для наиболее эффективного результата я провожу родительские собрания;

консультации.

В непосредственно - образовательной деятельности мною были проведены:

- рассказывание сказки «Как утенок заблудился»;

- пересказ сказок «У страха глаза велики», «Цветик – семицветик», «Три медведя»;

- придумывание сказки «Путешествие цыпленка»;

- составление рассказа из личного опыта «Как Дед Мороз мне подарок принес».

Использование приемов наглядного моделирования помогает задействовать все виды памяти (зрительную, слуховую, двигательную при использовании приема зарисовки таблицы с детьми, совершенствует мышление и речь детей, делает высказывания детей более логичными и последовательными, поддерживает интерес дошкольников к активной речевой деятельности.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Моделирование в развитии речи детей старшего дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 апреля 2015 в 11:28
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД