Лучший педагог года

Проект «Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Чувашии»

Елена Майорова
Проект «Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Чувашии»

Творческая работа

Тема проекта : «Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Чувашии»

Выполнила: Майорова Елена Александровна, воспитатель

МБДОУ Воротынский детский сад №6 «Золотой ключик»

Актуальность проекта :

Публикация «Проект „Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Чувашии“» размещена в разделах

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: "Законе об образовании", "Концепции государственной национальной политики", "Концепции модернизации структуры содержания российского образования до 2010 года".

Наша страна относится к поликультурным сообществам. Поликультурное воспитание– это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.

Реализация второй части (часть, формируемая участниками образовательного процесса) основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предусматривает знакомство детей с чувашской народной культурой через познавательные занятия, беседы: «Народы Республики Чувашии», «Жители Чувашии», «О природе и жизни людей в Чувашии», чтение художественной литературы, создание национального уголка, подвижные игры Чувашии.

Народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. Такие игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Народная игра несёт символическую информацию о прошлом, передаёт традиции, свойственные менталитету народа соответствует детской природе, удовлетворяет потребность ребёнка в познании и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности. Так как в нашем детском саду есть дети таких национальностей как: чуваши, татары- эта тема для меня актуальна.

Цель проекта :

-приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;

-формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов;

-воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Чувашии.

-формировать у детей интерес и ценностное отношение к чувашским народным играм через физическое воспитание.

Задачи:

-изучить этнографическую, этнопедагогическую и научно-художественную литературу;

-собрать и систематизировать дидактический материал в группе;

-составить план, разработать занятия;

- систематизировать сведения о труде жителей Чувашии;

-формировать уважение к традициям и обычаям;

-знакомить с устным народным творчеством;

-знакомить детей с национальными особенностями физического воспитания (игры и упражнения на воздухе, народные игрища) .

-обогащать содержание двигательной деятельности ребенка чувашскими подвижными играми.

-развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию)

-приобщать детей и родителей к народным играм.

Сведения об участниках проекта

Руководитель проекта : Майорова Елена Александровна, МБДОУ Воротынский детский сад №6 «Золотой ключик», воспитатель первой квалификационной категории.

Участники проекта : дети дошкольного возраста с 6-7 лет, воспитатели, инструктор по ФИЗО, родители (законные представители)воспитанников

Условия осуществления проектной деятельности

Продолжительность проекта : среднесрочный

Место реализации проекта : МБДОУ Воротынский детский сад №6 «Золотой ключик», группа для детей старшего дошкольного возраста. участок, спортзал

Материально - техническое оснащение: компьютер, видео аппаратура, презентации, национальные чувашские костюмы и др

Информационное обеспечение

1. Ботнарь В. Д. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей посредством игры-драматизации Дис.. канд. пед. наук. М., 1998. 168 с.

.

2. ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.

3. Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. — Чебоксары, 1969г.

4. Воронцов Г. Н. Детские игры. — Чебоксары, 1992

5. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР - Москва : Просвещение, 1988 - с. 239

6. Махалова И. В. Ягодова Л. Г. Чувашские детские игры. — Чебоксары:» КЛИО» 1999г. 18. Скворцов М. И. Культура чувашского края. Чебоксары, 1995г.

7. Шмонина В. Творческие подвижные игры // Дошкольное воспитание № 8. — 1991г.

8. Эйзин П. Е. Чувашские народные сказки. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1993г 1. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! : Пособие для учителя. 2-е изд. М. : Просвещение, 1988.

Ожидаемые результаты:

-приобщение детей к языку, истории, традициям чувашского народа

- развитие интереса к физической культуре на основе чувашских подвижных игр, физкультурных занятий. укрепление здоровья детей

Этапы реализации проекта

Реализация проекта :

Забота о здоровье детей, опора на чувашские традиции воспитания, сотрудничество с родителями.

Она включает следующие разделы:

1. Народные подвижные игры

2. Сюжетные физкультурные занятия

3. Традиционные праздники, развлечения, игрища

на основе современных сказок и легенд.

Этапы реализации проекта

I этап: Подготовительный

Знакомство с историей возникновения игр, традициями, обрядами.

Подборка краеведческих материалов и произведений национальной культуры : картины, репродукции чувашских художников, фольклор и др.

Подборка народных чувашских игр для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовка практического материала для родителей (консультации, рекомендации и др.).

2 этап. Практический

Цель:

-знакомить детей с народной культурой Чувашии

- ознакомление детей старшего дошкольного возраста с чувашскими народными играми

-создавать условия для проявления ловкости и выносливости в подвижных играх и спортивных упражнениях;

Образовательные области Мероприятия по реализации проекта Участники

Познавательное развитие 1. Рассматривание Чувашского народного костюма.

2. Рассматривание картин Чувашских художников.

3. Показ презентации на тему: «Растения и животные чувашского края» Воспитатели, дети, родители

Социально-коммуникативное развитие Беседы: «Народы Республики Чувашии», «Жители Чувашии», «О природе и жизни людей в Чувашии» Воспитатели, дети, родители

Речевое развитие Чтение художественной литературы

Чувашские народные сказки : «Мышка вострохвостик», «Девушка на Луне», «Золотая сумка», «Как один парень царевну рассмешил», «Лиса и Дятел», «Кот и Воробей», «Лиса-плясунья», «Дети Ветра»

Разучивание слов чувашских народных игр

Воспитатели,

дети

Физическая культура Подвижные игры Чувашии : «Лапта», «Городки», «Бабки», «Котел», «Жмурки», «Шубу шить» ,«Выйдем, девушки, играть», «Летучая мышь», «Волк или заяц?», Журавушка «Тарналла», Слепой баран «Сукар такалла», Отгадай имя «Ятне пел», Пустая изба «Пуша пуртле» Воспитатели, дети

Социальное партнерство с родителями

Взаимодействие с родителями (законными представителями) детей главным образом направлено на решение задач:

1. Повысить педагогическую грамотность родителей в сформировании их представлений о чувашской национальной культуре, традициях чувашского народа

2. Объединить усилия семьи и учреждения в создании условий для формирования у детей и родителей (законных представителей) представлений о народной культуре, традициях чувашского народа

- участие в создании соответствующей предметно-пространственной среды в группе (приобретение дидактических и развивающих игр)

3. Создать мини музей «Чувашская изба» и др.

3 этап. Заключительный.

Диагностическое изучение уровней сформированности знаний и представлений детей о чувашских праздниках, традициях, обычаях, истории, выявило положительную динамику, в процессе занятий, бесед, подвижных игр.

Результаты педагогического наблюдения показали, что целенаправленная и систематическая работа по реализации проекта способствует формированию интереса к истории Чувашии, воспитанию любви и уважения к национальной культуре у всех участников педагогического процесса.

Публикации по теме:

Воспитание у детей национальной культуры с помощью русских народных подвижных игр «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее.

Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Использование игровых приемов при ознакомлении детей с портретной живописью Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека,.

Проект «Использование метода проектов в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с родным городом» Воспитание любви и уважения городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Цель и задачи проекта. Цель проекта.

Консультация для воспитателей «Использование психогимнастики на занятиях физической культурой» .

Классификация русских народных подвижных игр Все русские народные подвижные игры можно условно разделить на сюжетные, например «Гуси-гуси», «Краски», «Филин и пташки», «Скачет зайка»,.

Организация и проведение русских народных подвижных игр в разных возрастных группах детского сада Консультация «Организация и проведение русских народных подвижных игр в разных возрастных группах детского сада». Народные подвижные игры.

Роль народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников (из опыта работы) «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Театрализованное представление с элементами народных подвижных игр «День рождения Бабы-Яги» Цели: - Познакомить детей с традициями народов нашего села посредством народных игр. - Развивать навыки культурного общения у детей, расширять.

Использование подвижных игр в разных видах деятельности Тезисы выступления на педсовете «Использование подвижных игр в разных видах деятельности» Следует знать, что здоровье ребенка – динамический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Чувашии»
Опубликовано: 8 февраля 2016 в 14:15
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД