Получи документы

Классификация русских народных подвижных игр

Ильичева Ольга
Классификация русских народных подвижных игр

Все русские народные подвижные игры можно условно разделить на сюжетные, например «Гуси-гуси», «Краски», «Филин и пташки», «Скачет зайка», «Солнышко» и др, и бессюжетные, например «Салки», «Ловишки», «Пятнашки», «Челночок», «Перебежки» и др. Сюжетные подвижные игры строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений об окружающем мире, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Некоторые особенности поведения животных (заботливость наседки, ловкость и быстрота коршуна и т. п., служат основой для развертывания сюжета и установления правил игры. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. В сюжетных играх выполняемые движения носят имитационный характер: дети изображают зайчиков, лошадок, карасей, а воспитатель или один ребенок берет на себя главную роль – лисы, щуки, волка. Сюжетные подвижные игры можно использовать во всех возрастных группах детского сада, а в младших группах они особенно популярны. Сюжетные подвижные игры проводятся обычно со всей группой, и это позволяет использовать игры в различные режимные моменты: на прогулке, в свободное время, в процессе непосредственно образовательной деятельности дошкольников, а также решать задачи по совершенствованию различных видов движений (прыжки, бег, ползание и другие).

Публикация «Классификация русских народных подвижных игр» размещена в разделах

В младшем дошкольном возрасте воспитатель принимает самое активное участие в игре. В старшем дошкольном возрасте дети могут самостоятельно организовать игру, но всегда рады, если воспитатель играет вместе с детьми. Меньшие возможности в сюжетных народных подвижных играх имеются для упражнений детей младшего дошкольного возраста в таких движениях, как бросание и ловля мяча, прокатывания мяча. Малыши слабо владеют этими движениями, поэтому игровые ситуации еще более затрудняют детей. Целесообразно проводить обучение этим движениям в форме упражнений. Построение игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более сложных движений должно проходить в спокойной обстановке, когда внимание детей не отвлекают никакие дополнительные сигналы. Тогда малыши действуют спокойно и могут выполнить движения без лишней торопливости, например, мышки бегают легко, пока кот спит, зайчики скачут, пока волка нет. Подача сигнала к смене действий является сильным раздражителем, отвлекающим внимание детей от качества выполнения движений. В этом случае, от детей не следует требовать точного воспроизведения движения изображаемого им персонажа.

Бессюжетные народные подвижные игры очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (салок, ловишек, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с другими движениями. Такие игры доступны детям среднего и старшего дошкольного возраста, так как требуют от детей больше самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве. Игровые действия в бессюжетных подвижных играх связаны не с разрыванием сюжета, где возможно сочетание различных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Правила требуют от участников довольно быстрых и ловких действий, поэтому эти игры больше распространены в старшем дошкольном возрасте. С малышами можно провести самые элементарные формы таких игр, например «Догоните меня», «Догони собачку», «Все скорее ко мне». В них предлагается детям задание двигаться в одном направлении за воспитателем или от него в заранее назначенное место «домик», где воспитатель будет их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в тоже время действует совместно с другими детьми. Постепенно игры усложняются. Как только малыши научаться ходить, бегать подгруппами и всей группой в одну сторону, воспитатель во время игры может менять направление, способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться в пространстве.

При этом детей приучают выполнять элементарное правило - двигаться, не наталкиваясь друг на друга. Затем вводятся игры с более сложным заданием на внимание, ориентировку в пространстве. Например, в игре «Угадай, откуда звон?», дети должны двигаться туда, где звенит колокольчик, что способствует развитию слуха ребенка и требует от него умения регулировать свои действия. В таких бессюжетных играх как «Береги игрушку», «Не опоздай», к детям предъявляют требования: выполнять действия как можно быстрее, найти свое место, взять свою игрушку. В этих простейших играх от ребенка требуется проявление быстроты и ловкости. К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (мячи, палки, камешки, костяшки, в современных вариантах игр - это кегли, большие и малые обручи, мячи. В этих играх дети выполняют более сложные движения: метание в цель, прокатывание, бросание и ловля. Дети младшего дошкольного возраста такими движениями владеют слабо, поэтому их вначале широко используют в таких игровых упражнениях как «Прокати мяч в воротца», «Выше, выше, высоко» и других. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с предметами (мешочками, мячами, малыми обручами, у них развивается глазомер, координация движений. Бессюжетные народные подвижные игры используются в работе с малышами не так широко, как сюжетные. Однако детям эти игры тоже очень нравятся, потому что воспитатель в них – активный участник и помощник в выполнении различных движений.

Русские народные игры различают по двигательному содержанию: игры с бегом («Стадо», «Перебежки с выручалкой», «Коршун» и др., игры с прыжками («Воробушки и кот», «Петушиный бой», «Мешочек», «Попрыгунчики» и др., с метанием («Охотник», «Зайчик», «Сторож» и др).

Русские народные подвижные игры различаются по степени физической нагрузки на игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся игры, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они, в основном, на беге и прыжках («Ловишки», «Лошадки», «Перебежки»). В играх средней подвижности характер движений более спокойный («Мячик кверху», «Выбей мяч из круга» и др). Игры малой подвижности отличаются низкой двигательной активностью («Краски», «Телефон», «Колечко». «Заря – заряница» и др.).

Из большего количества народных подвижных игр можно выделить игры - забавы, которым присущи необычные двигательные задания. К таким играм можно отнести «Бег в мешках», «Бой петушков», «Бой подушками», «Перетягивание каната», «Бег в высоких валенках», «Штурм зимней крепости» и др. Игры – забавы доставляют детям много радости.

Если просмотреть перечень подвижных игр, рекомендованных для использования в детском саду, («Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, то приходишь к мысли, что большинство подвижных игр изначально были народными, но, со временем, претерпели изменения и в новом варианте утратили народные традиции. Это такие игры, как, «Затейники», «Не оставайся на полу», «Пожарные на ученье», «Наседка и коршун», «Поймай комара», «Летает - не летает» и многие другие. Из них практически исчезли традиционные игровые тексты, которые являются важным звеном в игре.

Публикации по теме:

Характеристика русских народных календарных игр Игры — своеобразная школа ребенка, залог полноценной душевной жизни в будущем. Русские народные игры имеют многовековую историю. Они сохранились.

«Путешествие к героям русских народных сказок». Конспект итогового занятия Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому и познавательному развитию на тему: «Путешествие к героям русских народных.

«Творчество Юрия Алексеевича Васнецова в русских народных сказках и потешках» Цель: Познакомить детей с творчеством художника – иллюстратора Юрия Васнецова. Воспитывать эстетическое отношение к произведениям народного.

Фестиваль русских народных игр. Спортивный праздник в детском садуФестиваль русских народных игр. Спортивный праздник в детском саду Фестиваль русских народных игр. Цель: приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства.

Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок»Сценарий игры-викторины «В мире русских народных сказок» Недаром дети любят сказку. Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. И на любые испытанья Согласны.

Маски-шапочки «Герои русских народных сказок»Маски-шапочки «Герои русских народных сказок» Авторское дидактическое пособие «Маски-шапочки героев русских народных сказок» «Герои русских народных сказок» Деревенец Наталья Владимировна,.

Мини-спектакль по мотивам русских народных потешек «Как у наших у ворот» Входят воспитатели, одетые в русские костюмы деда и бабки исполняют 2 частушки на слова потешек: 1. Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор.

План работы по нравственному воспитанию посредством русских народных сказок Сентябрь Тема: Хвастун – храбрец. Сказка «Заяц – хвастун» (рус. нар. сказка в обраб. О. Капицы). Пословицы: Хвались, да назад оглянись;.

Проект «По дорогам русских народных сказок» МБОУ РСШ филиал детский сад №11 «Ручеёк» Подготовила Воспитатель 1 кат. Авдеенко Н. Б. 2015 г. Актуальность проекта: • Дети тоже являются.

Роль народных подвижных игр в физическом развитии дошкольников (из опыта работы) «Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классификация русских народных подвижных игр
Опубликовано: 11 ноября 2015 в 20:04
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД