Использование разнообразных форм работы по формированию ЗОЖ у старших дошкольников в рамках проекта «Береги зрение»

Алёна Попова
Использование разнообразных форм работы по формированию ЗОЖ у старших дошкольников в рамках проекта «Береги зрение»

I. Проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современных условиях является приоритетной. Это связано с появившейся в последние годы негативной тенденцией в состоянии здоровья детей, со снижением темпов роста и развития, уменьшением их функциональных показателей

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников являются стратегической задачей государства и регламентируются Законом РФ «Об образовании» (ст. 51).

Вопросы охраны здоровья детей, формирования культуры здоровья и мотивации здорового образа жизни стоят в центре деятельности каждого дошкольного образовательного учреждения.

Задачи профилактики и коррекции нарушений зрения у детей ставятся и реализуются в соответствии с СанПиН 2.4.1.1249-03 от 2003г. (подпункт 2.3).

Для этого в детских садах создаются условия для полноценной реализации направленных на сохранение здоровья технологий на основе подбора педагогических методов, которые способствуют формированию у детей адекватных представлений о своём здоровье и привитию навыков его укрепления.

Зрение – самая ценная и самая хрупкая из систем человеческого организма. С рождения в течение всей жизни человека зрение не только развивается, но и изменяется под воздействием колоссальных нагрузок. Ведь именно при помощи глаз человек получает почти 90% информации об окружающем мире. Хрупкость и ранимость зрения особенно заметны в детском возрасте- юный организм ещё недостаточно укреплён, а значит подвержен различным вредным влияниям. Факторов, ведущих к значительному снижению или даже потере зрения, великое множество. Это и инфекции, и травмы, и чрезмерные нагрузки (просмотр телевизионных передач, занятия на компьютере).

Быстрое утомление зрительного анализатора вызывает резкое снижение работоспособности, что отражается на общем состоянии детей. Чрезмерные зрительные нагрузки могут также приводить к утомлению и ухудшению состояния здоровья в целом.

По мнению З. Малевой, кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Института коррекционной педагогики г. Москва,- Первопричиной всех нарушений зрения является умственное и психическое напряжение, которое порождает физическое напряжение глаз и глазных мышц.

Глаза - это часть организма, и в качестве таковой они подвержены воздействию факторов, влияющих на организм в целом.

Ни один другой орган чувств не испытывает такой нагрузки, как глаза! При нарушениях зрения у ребёнка страдает чувственное (визуальное) восприятие окружающего мира – основа познания окружающей действительности. Снижается двигательная и познавательная активность, что может привести к задержке психофизического развития. Ребёнок не рождается с «готовым» зрением, зрительные функции (острота, бинокулярное зрение и др.) формируются постепенно, «оттачиваются» в процессе накопления жизненного опыта. Поэтому так важно как можно раньше, с первых дней жизни, обследовать состояние зрительной системы ребёнка, внимательно наблюдать за ходом её развития, а при первых признаках неблагополучия обратиться за медицинской и психолого-педагогической помощью.

Развитие зрительной системы.

П. Скрипец, детский офтальмохирург, кандидат медицинских наук, Московского НИИ педиатрии и детской хирургии говорит о том, что процесс формирования органа зрения условно делится на несколько этапов.

Первый, и самый важный,- закладка и внутриутробное развитие зрительной системы.

Следующий этап- младенчество (от 0 до 1 года)

В это время активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения, получающие информацию об окружающем мире. «Оттачивается» содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется «библиотека» зрительных образов.

После 1 года острота зрения позволяет ребёнку интересоваться предметами на значительном удалении. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает испытывать выраженную потребность движения к заинтересовавшим его объектам, пытается встать на ноги, делает первые шаги

Ко второму году малыш пытается произносить отдельные слова и несложные предложения. В этом ему помогает зрительный опыт восприятия окружающих взрослых в процессе речи. Младенец внимательно изучает мимику мамы при произношении звуков и потом пытается самостоятельно воспроизвести что-то подобное.

В 3 года ребёнок при умелой постановке вопроса способен самостоятельно отвечать, что и как он видит. Поэтому взрослые могут легко контролировать развитие зрения ребёнка, обращая его внимание на различные объекты окружающего мира. В возрасте 3 лет ребёнок должен без ошибки узнавать предметы размером около 10 см с расстояния 5-6 м

С 4 лет орган зрения испытывает нагрузки, соизмеримые со школьными (занятия лепкой, рисованием, конструированием в детском саду, в группах дошкольной подготовки).

Вот почему так важно в этот период не перегружать зрительные мышцы, делать частые перерывы в занятиях (их длительность не должна превышать 20-30 минут с перерывами не менее 15 минут);

Ограничивать просмотр телепрограмм одним часом в день с промежуточным интервалом 15-20 минут;

Следить, чтобы во время «телесеанса» ребёнок находился на максимальном расстоянии от телевизора (в зависимости от диагонали экрана, но не ближе 2-3 м.

По возможности следует отказаться от электронных игр с маленьким экраном – мелкие детали вынуждают сильно и длительно напрягать зрительные мышцы для рассмотрения. Даже 30-40-минутное занятие может привести к спазму зрительных мышц на несколько часов, а иногда и дней.

Постоянные зрительные нагрузки и длительное существование зрительного спазма могут спровоцировать развитие близорукости.

К 6-7 годам зрение ребёнка достигает уровня взрослого человека. Это означает: острота зрения соответствует так называемой 1,0, когда глаза хорошо различают предметы как вдали, так и на близком расстоянии В этом возрасте орган зрения, как и весь организм в целом, полностью готов к школьным нагрузкам

Создание условий для охраны и восстановления зрения у

дошкольников.

Кандидат педагогических наук З. Малева выделяет два основных направления работы по профилактике и коррекции нарушений зрения.

Работа, направленная на профилактику и коррекцию нарушений зрения у детей, предусматривает охрану и укрепление их здоровья в течение всего периода пребывания в дошкольном учреждении.

З. Малева отмечает, что методически важным аспектом деятельности педагога в работе по сохранению зрения является ознакомление с органом зрения, его функциями, приёмами выполнения зрительных гимнастик. У детей формируют представления о необходимости бережного отношения к глазам и навыки ухода за ними, формируют навыки снятия зрительного напряжения в процессе самостоятельного выполнения упражнений. Дети знакомятся с разнообразными приёмами улучшения зрения и зрительного восприятия, основанными на активизации физических и психических процессов.

З. Малева предлагает следующие направления работы :

1. Направление «Я и мои друзья».

Предусматривает создание основы для формирования эталонов позитивного отношения к своему здоровью, появление предпосылок для адекватного реагирования на жизненные ситуации и поступки, которые либо способствуют укреплению здоровья и самочувствия, либо наносят им урон.

2. Направление «Как ухаживать за глазами».

Знакомство детей с одним из основных средств познания мира -зрением через специальные ситуации для накопления индивидуального чувственного и эмоционального опыта.

3. Направление «Создание сенсорных зон»

Включает организацию специальной коррекционно-оздоровительной среды во всём пространстве детского сада, исходя из интересов и потребностей ребёнка, возрастных особенностей и задач коррекционного воздействия.

4. Направление «Снятие физического и психического утомления».

Это формирование навыков снятия зрительного напряжения в процессе самостоятельного выполнения упражнений.

5. Направление «Использование разного рода траекторий».

Предусматривает прослеживание глазами с помощью расположенных в пространстве ориентиров.

6. Направление «Создание офтальмоэргономических условий». Посвящено формированию у детей представлений о правильной осанке за столом.

7. Направление «Включение детей в совместную деятельность».

Ориентировано на создание определённого психологического климата путём изготовления тренажёров, несложных для зрительной гимнастики.

Методически важным аспектом деятельности педагога в работе по данному разделу, отмечает З. Малева, является личный пример - то, как он относится к собственному здоровью и способам его укрепления.

Изучив методическую литературу по вопросам сохранения зрения у детей, я решила узнать, а что знают наши ребята о глазах.

Детям были предложены вопросы:

1) Для чего нужны глаза?

2) Зачем нужны веки и ресницы?

3) В каких случаях может возникнуть повреждение глаз?

4) К какому врачу надо обратиться за помощью, если ты повредил глаза?

5) Что вредно и что полезно для глаз?

6) Как надо беречь свои глаза?

После проведения опроса и изучения ответов детей можно было сделать вывод о том, что не все дети обладают достаточными знаниями о глазах и о важности сохранения и укрепления зрения. На некоторые вопросы дети затруднялись дать ответ, а те ответы, которые звучали, были однообразные и неразвёрнутые (неполные).

Понимая важность проблемы сохранения и укрепления зрения детей в современных условиях, учитывая тот небольшой объём знаний, умений и навыков, которым обладали дети, возникла идея создания проекта.

Чтобы понимать, как и почему проявляются зрительные нарушения, детям надо знать, как устроен и работает сложный орган зрения.

Цель проекта:

Развитие у дошкольников представлений о значении зрения и понимания того, как важно заботиться о глазах, чтобы сохранить своё здоровье через систему разнообразных видов деятельности.

Задачи:

1. Формировать у детей представления о глазах и способах сохранения зрения.

2. Развивать практические навыки и приёмы, направленные на сохранение и укрепление зрения в повседневной жизни.

3. Воспитывать бережное отношение к своему зрению.

После постановки цели и определения задач проекта, был разработан план мероприятий по реализации проекта. Запланированные мероприятия проводились во 2 половине дня.

Было продумано содержание деятельности.

Познавательно – речевое развитие.

*Беседы на темы: «Как устроены глаза», «Что ты заешь о глазах?»

*Чтение: К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», И. Семёнова «Неболейка»,стихотворение «Для чего глаза на свете?», «Вежды».

*Отгадывание загадок об органах чувств

Художественно – творческая деятельность.

*Рисование «Красивые глаза»,

*Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии «Как устроен человек»(органы чувств – зрение).

Игровая деятельность.

*Дидактические игры: «Глаза могут не только смотреть», «Глаза выражают настроение», «Глаза умеют принимать и подавать сигналы», «Что я вижу одним глазом», «Какие продукты полезны для глаз», «Есть ли у глаз помощники», «Полезно – вредно», «Чудесный мешочек», «Что любят наши глазки».

*Подвижные игры: «Мигалочки», «Жмурки».

*Сюжетно – ролевые игры: «Больница», «На приёме у окулиста».

*Игровые упражнения: «Поморгаем глазками», «Расскажи, что далеко, что близко», «Учим глазки отдыхать», «Чашки», «Любопытная Варвара», упражнения для снятия зрительного напряжения.

Опытно – исследовательская деятельность.

*«Легко ли выполнять задание, если один глаз закрыт?»,

* «Кто как видит?» (Как видят заяц и птица? Как видит крот? Как видят змея и лягушка? Как видят рыбы? Как видят собака и кошка?

В заключении работы по проекту была проведена образовательная деятельность в форме игры «Умники и умницы».

В рамках проекта проводилась работа с родителями, основными целями которой было:

-Знакомить родителей с гимнастикой для глаз, с самомассажем биологически активных точек на лице, разучивать комплекс упражнений для сохранения зрения у детей.

1. Было проведёно занятие-практикум «Профилактика нарушения зрения».

2. Оформлен мини – стенд на тему: «Бережём глаза ребёнка

3. Оформлены памятки для родителей: «Профилактика близорукости», «Гимнастика для глаз «Учим глазки отдыхать»

В результате целенаправленной работы по реализации данного проекта:

1) дети постепенно начали осознавать, что глаза – это очень важный орган. Они помогают многое узнать об окружающем мире, увидеть его красоту и многообразие, понять окружающих людей и то, что они делают.

Глаза помогают быстрее и точнее выполнять различные действия с предметами.

С помощью зрения можно догадаться, если посмотреть на другого человека внимательно, какое у него настроение (весёлое или грустное).

С помощью зрения можно понять отношение взрослых к тебе и тому, что ты делаешь, как себя ведёшь (об этом свидетельствует ласковый, сердитый или удивлённый взгляд).

2) дети познакомились с основными правилами охраны зрения. У детей сформировались представления о том, что вредно для зрения, а что полезно.

3) Дети освоили приёмы оказания помощи своему зрению:

гимнастика для глаз, глазодвигательные тренинги, минутки отдыха «Учим глазки отдыхать».

4) Путём экспериментирования было установлено, как видят человек и некоторые животные.

Дети учились устанавливать причинно -_следственные связи в природе (зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни).

При проведении повторной диагностики «Что ты знаешь о глазах?» ответы детей значительно изменились. Они стали развёрнутыми, полными. Ребята умело использовали в своих ответах полученные знания.

Зрение - чудесный дар природы, благодаря которому человек воспринимает внешний мир. Мы видим солнце и звёзды, находящиеся на расстоянии миллиардов километров от Земли, видим красоту окружающей природы, людей и всё, что создано ими.

Глаза дают нам возможность читать и знакомиться с культурой прошлых поколений, с достижениями современной науки.

Глаза заслуживают внимательного и бережного отношения к себе!

Методическое обеспечение.

*Подбор методической и художественной литературы.

*Оформление памятки для родителей, «Профилактика близорукости», «Бережём глаза ребёнка».

*Составление конспектов занятий по теме проекта.

*Проведение консультации для воспитателей: «Профилактика нарушения зрения у дошкольников».

Литература.

Голицына Н. С., Шумова И. М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», Москва, 2010.

Иванова А. И. «Человек. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва,2010.

Малева З. «Создание условий для охраны и восстановления зрения у дошкольников», журнал «Здоровье дошкольника»,№3,2010.

Малева З. «Самоучитель для будущего первоклассника, желающего сохранить зрение к пользе учения», журнал «Здоровье дошкольника, №1,2009.

Подколзина Е. «Ребёнок с нарушением зрения», журнал «Здоровье дошкольника», №1,№3,№4,2008.

Решетнёва Г. «Здоровье ребёнка и общество», журнал «Здоровье дошкольника», №1, 2008.

Сиротюк А. «Всё хорошо вовремя», журнал «Здоровье дошкольника», №3,2008.

Публикации по теме:

Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» Доклад «Детский туризм в системе физкультурно-оздоровительной и познавательной работы ДОУ» В наш век стрессовых нагрузок и серьёзных нарушений.

Презентация «Ребенок и здоровье» Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Русские народные сказки
  • Экология
Автор публикации:
Использование разнообразных форм работы по формированию ЗОЖ у старших дошкольников в рамках проекта «Береги зрение»
Опубликовано: 18 сентября 2013 в 20:56
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Интерактивное пособие для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный грибок»
Интерактивное пособие для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный грибок» Немцова Людмила Юрьевна воспитатель высшей категории ЦРР-детский сад №12...
Конспект прогулки в старшей группе «В гостях у лягушат»
Тема: «В гостях у лягушат» Цель: Формировать обобщённое представление детей о лете, о летних явлениях в неживой природе ( осадки, температура воздуха, о...
Сценарий праздника «В гости к нам пришла матрешка»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Солнышко» Музыкальное развлечение для малышей «В гости к нам пришла...
Фотоотчет об участии во Всероссийском фестивале «Вместе ярче»
С сентября по октябрь 2017 года в России проходит Всероссийский Фестиваль энергосбережения #ВместеЯрче , целью которого является популяризация...
Лэпбук «Осень»
Сравнительно недавно использование интерактивной папки, а по-другому лэпбука прочно вошло в работу детских садов. Согласно требованиям ФГОС ДО лэпбук...