МААМ-картинки

Использование регионального компонента «Полхов-Майданская роспись» в нравственно-патриотическом развитии дошкольников (18 фото)

Елена Горбунова
Использование регионального компонента «Полхов-Майданская роспись» в нравственно-патриотическом развитии дошкольников

Использование регионального компонента в нравственно-патриотическом развитии старших дошкольников на основе ознакомления с народным промыслом Полохов-Майдана.

Проект «Моя родная матрёшка»

Автор: Елена Горбунова-

воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ № 441 Д/С "Кузнечик"

Нижний Новгород

Публикация «Использование регионального компонента „Полхов-Майданская роспись“ в нравственно-патриотическом развитии дошкольников» размещена в разделах

Использование регионального компонента «Полхов-Майданская роспись» в нравственно-патриотическом развитии дошкольников
Фото «Полхов-Майданская роспись»

(Проект-групповой, краткосрочный,творческий, продуктивный)

Одной из основных задач дошкольного образования всегда являлось воспитание у детей патриотических чувств.

Познавая красоту народного творчества родного края, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга,любви к Родине. Это отмечал и Сухомлинский.

Значение прикладного искусства в воспитании патриотических чувств:

Использование регионального компонента  в нравственно-патриотическом развитии дошкольников - фото

Цели:

воспитывать у детей любовь, интерес, потребность к предметам прикладного искусства, как части быта жизни нижегородцев, природы родного края;

воспитывать начала духовно - патриотического самосознания ребёнка.

Задачи:

- Формировать эстетическое отношение, эмоциональную отзывчивость и интерес к окружающей действительности средствами народного прикладного искусства Нижегородского края (на примере народного промысла Полохов – Майдана).

- воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, гордость за родной край.

- развивать интегративные качества и творчество детей.

- Формировать обобщё нные знания и умения: различать и воспроизводить стили декоративной живописи «родных матрёшек».

Этапы реализации проекта

1 ЭТАП-подготовительный- Постановка проблемы, задач,

стартовая диагностика детей, комплексно-тематическое планирование со специалистами, пролангирование договоров сотрудничества с социальными партнёрами,подбор методик и программного обеспечения. (сентябрь 2013).

2 этап – формирующий- создание развивающей среды, НОД, взаимодействие с детьми в различных формах и видах деятельности, взаимодействие с родителями, специалистами ДОУ и представителями объектов социального окружения, промежуточная диагностика (ноябрь (сентябрь 2013-ноябрь2013).

3 ЭТАП – заключительный- анализ работы, презентация продукта, планирование перспективы с учётом ФГОС (декабрь 2013).

Предполагаемый результат:

Расширение представления детей о происхождении данного вида народного искусства.

Формирование основ патриотических чувств у воспитанников,убеждения того, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.

Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа

Программно-методическое обеспечение проекта составили:

-Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ №441;

- "Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой,В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой

-учебно-методическое пособие «Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе народного художественного творчества» Г. Г. Григорьевой НИРО 2013 г.

- учебно-дидактическое пособие "Цветочные узоры Полхов-Майдана» Ю. Дорожин,А. Назарова МОЗАИКА-СИНТЕС Москва

Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% времени, а части, формируемой участниками образовательных отношений - не более 40% общего объема.

Фото №1 Использование регионального компонента в нравственно патриотическом Фото №2 Развитие ребенка Фото №3 Материалы для педагогов развитии старших дошкольников на основе ознакомления с народным промыслом Полохов Майдана

Систему работы по патриотическому воспитанию детей:

знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства дома, в детском саду, в музее района, затем в музее городском, знакомство с музеем страны (мультимедийная учебная презентация,и в завершении создание одного из продуктов проекта- мини-музея " Матрёшечки"

Методы работы:

-игровые

-словесные

-наглядные

-продуктивные (практические)

-наблюдение

Специальные методы:

-моделирование

-метод проблемных ситуаций

-метод контрастных сопоставлений (различные виды промыслов)

-использование мультимедийных презентаций

Содержание развивающей предметно-пространственной среды менялось и дополнялось в процессе реализации проекта,обеспечивая таким образом поддержание интетеса детей к предметам прикладного исскуства. В группе в были созданы : уголок краеведения,библиотека,уголок ряжения,мини-музей "Матрёшечки". Так же я стремилась,чтобы содержание развивающей предметно-пространственной среды отвечало требованиям ФГОС, а это:

Насыщенность

Вариативность

Трансформируемость

Полифункциональность

Доступность

Безопасность

На современном этапе предполагается :

Социально- коммуникативное,

физическое,

речевое,

познавательное,

художественно- эстетическое развитие ребёнка.

В ходе реализации проекта развитие детей осуществлялось интегрированно по всем направлениям. В процессе знакомства с народным промыслом Полхов-Майдана дети убедились в актуальности и современности использования матрёшек в повседневной жизни. Так в самостоятельной музыкальной деятельности матрёшки использовались детьми в дидактической игре на развитие чувства ритма,на звуковой лесенке для развития звуко-высотного слуха тоже "гуляла" матрёшечка. Для развития математических представлений матрёшки использовались как счётный материал, в театральной деятельности использовался театр матрёшек.

Формы и виды взаимодействия с детьми:

-НОД (непосредственно-образовательная деятельность)

-самостоятельная деятельность

-экскурсии

-целевые прогулки

-досуги и развлечения

-конкурсы

-выставки творческих работ

- оформление уголка народного творчества;

Просмотр мультимедийной презентации «Русская матрёшка»

Экскурсии в музеи

Создание мини-музея «Разные матрёшки»

Знакомство с историей и «рождением» матрёшки (рассматривание альбома,подлинных заготовок матрёшки).

Фото №4 Материалы для педагогов Республика область край Фото №5 Список городов Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка сентябрь

Знакомство с профессией мастеров народного промысла,с элементами росписи Полхов-Майдана (дидактическая игра и тетради Полхов-Майданской росписи).

Я рассказала детям, что делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.

Дети с интересом слушали мой рассказ,трогали и рассматривали заготовки матрёшек, опилки и стружки, любовались узорами Полхов-Майдана.

Дети приносили матрёшек из дома и с радостью первооткрывателей определяли виды различных матрёшек,с гордостью отмечая,что в Нижегородском родном крае целых две матрёшки-Семёновская и Полхов- Майданская. Может и не самые красочные,но родные и знаменитые на весь свет!

Во время знакомства детей с росписью моей родной матрёшки из Полхов-Майдана,а сама я имею родственников- мастеров этого промысла,у меня появилась идея создания детской учебной презентации с целью последующего использования для проведения игры-викторины. Дети с удовольствием называли главный цветок моей матрёшки- "Майданская роза", ягодки-смородинка и крыжовник :

Фото №6 Проект групповой краткосрочный творческий продуктивный Одной из основных задач дошкольного образования всегда являлось воспитание у детей патриотических чувств Фото №7 Познавая красоту народного творчества родного края ребенок испытывает положительные эмоции на основе которых возникают более глубокие чувства радости восхищения восторга любви к Родине Фото №8 Это отмечал и Сухомлинский

Продуктами проекта стали не только работы детей по изодеятельности,но так же конкурсы снежных построек, выступления на концертах с песней про матрёшек,конкурс "Коса-девичья краса",а так же презентация проекта на педагогическом совете и создание учебной презентации "Цветочные узоры Полхов-Майдана".

Значение прикладного искусства в воспитании патриотических чувств воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров гордость за родной край развивать интегративные качества и творчество детей Формировать обобщё нные знания и умения различать и воспроизводить стили декоративной живописи родных матрёшек

Система работы по ознакомлению с промыслом Полхов-Майдана органично вписывается в образовательную работу и способствует развитию всех интегративных качеств ребё нка: эмоциональной отзывчивости, компетентности, любознательности, инициативности, самостоятельности, коммуникативности, творческости.

-Физически-развитый- у ребёнка развивается ручная умелость;

-Любознательный,активный-проявляет интерес к предметам прикладного искусства,желает знать промыслы родного края (региональный компонент);

-Эмоционально-отзывчивый-эмоционально откликается на воздействии художественного образа;

-Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со сверстниками и взрослыми-хочет делиться впечатлениями,способен к коллективному творчеству;

-Способность управлять своим поведениеми планировать свои действияна основе первмчныхценностных представлений,соблюдающийэлементарные общепринятые нормы и правила поведения-у ребёнка появляютсямотивы деятельности,он стремится порадовать своими работами других людей;

-Способный решать проблемы- интеллектуальные и личностные-самостоятельно применяет в художественной и другой деятельности полученные знания и умения;

-Имеющий первичное представления о себе, семье, обществе, стране о мире и природе-имеет представления о традициях и культуре Нижегородского края;

-Овладение предпосылками учебной деятельности и необходимыми умениями и навыками-осваивает различные виды продуктивной деятельности.

Итоги проекта:

Знакомство с произведениями народных мастеров Полхов-Майдана, с историей промысла формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа.

Народное искусство способствует развитию нравственно-патриотического и эстетического воспитания, развивает творческие способности детей.

ВЫВОДЫ

Без знания детьми народной культуры не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребёнка. В ходе проведения проекта у детей формируются любовь,интерес,потребность к предметам прикладного искусства, как части быта жизн нижегородцев, окружающей природы родного края; чувства привязанности к Родине, происходит формирование начала духовно-патриотического самосознания ребёнка. Формируется эстетическое отношение, эмоциональная отзывчивость и интерес к окружающей действительности средствами народного прикладного искусства Нижегородского края.

(на примере народного промысла Попхов – Майдана).

Воспитывается уважительное отношение к труду народных мастеров,гордость за родной край.

Развиваются интегративные качества и творчество детей.

Формируются обобщё нные знания и умения: различать и воспроизводить стили декоративной живописи «родных матрёшек».

Фото №9 ЭТАП заключительный анализ работы презентация продукта планирование перспективы с учётом ФГОС декабрь Фото №10 Предполагаемый результат Расширение представления детей о происхождении данного вида народного искусства Фото №11 Формирование основ патриотических чувств у воспитанников убеждения того что они являются носителями великой русской культуры наследниками великих мастеров
Публикации по теме:

Оформление мини-музея в группе «Русская матрёшка»Оформление мини-музея в группе «Русская матрёшка» Уважаемые коллеги! Хочу пригласить вас в наш мини - музей "Русская матрёшка", который стал итогом совместной работы педагогов, родителей.

Программа формирования профессиональной компетенции педагогов ДОУ по развитию монологической речи старших дошкольников Данная программа направленна на формирование профессиональной компетенции педагогов ДОУ по развитию связной монологической речи старших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование регионального компонента «Полхов-Майданская роспись» в нравственно-патриотическом развитии дошкольников
Опубликовано: 18 сентября 2014 в 22:09
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД