МААМ-картинки

Использование русских народных сказок в развитии образной речи детей младшего дошкольного возраста

Любовь Короткова
Использование русских народных сказок в развитии образной речи детей младшего дошкольного возраста

Использование русских народных сказок в развитии образной речи детей младшего дошкольного возраста.

Сказки – это коллективно созданные и традиционно хранимые народом устные прозаичные художественные повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует использования приемов неправдоподобного изображения реальности [7, с 17].

Публикация «Использование русских народных сказок в развитии образной речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней занимательный сюжет, удивительные герои, а также ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Дошкольники отличаются эмоциональной отзывчивостью на образную речь. Очень важно, чтобы дети и сами использовали доступные им средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности сказки передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Читая сказку, педагог учит детей замечать художественную форму, выражающую содержание. Дети приучаются не только замечать богатство родного языка, но постепенно осваивают его, обогащают свою речь образными выражениями, литературными оборотами, учатся пользоваться ими при выражении своих мыслей и чувств.

Все дети очень любят сказки. Даже повзрослев, мы с удовольствием рассказываем нашим детям такие народные произведения как «Теремок», «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка». Содержание этих сказок близко и понятно детям младшего дошкольного возраста. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту. Приобщая детей к устному народному творчеству посредством сказок, мы не только развиваем их речь, но и помогаем детям окунуться в мир волшебства.

Из личных бесед с родителями в начале года было выявлено, что старая добрая традиция читать сказку перед сном сохранилась лишь в единицах семей. Мы начали активно привлекать мам, пап, бабушек и дедушек, чтобы они вмести с детьми читали сказки, рисовали к ним иллюстрации, лепили героев. Также родители сделали нам много ксерокопий раскрасок по русским народным сказкам. Дети с большим удовольствием разукрашивают их, воспроизводя при этом содержание.

Для того, чтобы ощущение волшебства не покидало воспитанников, мы оформили группу в стиле сказки «Колобок», которая соответствует программе детей данного возраста. Дети младшего дошкольного возраста лучше воспринимают и понимают содержание текста, когда присутствует наглядность, поэтому на занятиях мы используем различные виды театра: пальчиковый, варежковый, настольный, театр на фланелеграфе. Начали просматривать сказоки в мультимедийном варианте, таже детям понравилось прослушивание записи на копакт-дисках. Во время режимных моментов, например перед обедом мы рассказываем сказки, изображая героев, а также их действия.

Рассказывая сказку, ребенок вновь и вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, практически пользуется родным языком в его наиболее совершенных образцах. Следует не только поощрять детей к рассказыванию сказок, но умело помогать ребенку воспроизвести последовательность событий. Все это вызывает у детей яркие положительные эмоции, дошкольники с удовольствием при помощи взрослого, а затем и самостоятельно начинают проговаривать содержание той или иной сказки.

Список литературы:

1. Глебова Л. С. Педагогический энциклопедический словарь. – М. : Большая энциклопедия, 2003.

2. Горбушина Л. А. Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М. : Просвещение. 1983.

3. Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М. : Линка-Пресс. 2003.

4. Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой. Т. С. Комаровой // Дошкольное воспитание. № 1-12. 2003.

Публикации по теме:

Перспективный тематический план по поликультурному воспитанию в младшей группеПерспективный тематический план по поликультурному воспитанию в младшей группе Перспективный план по поликультурному воспитанию: знакомство с народным творчеством, бытом и народными традициями. Младший дошкольный возраст.

Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста Презентация для воспитателей ДОУ, использующих в работе сказки. В этой работе раскрывается возможность сказок как русских народных, так.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование русских народных сказок в развитии образной речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 марта 2014 в 01:36
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД