МААМ-картинки

Использование сказкотерапии в работе с детьми комбинированной группы

ольга гришина
Использование сказкотерапии в работе с детьми комбинированной группы

Использование сказкотерапии в работе с детьми комбинированной группы

Дошкольный возраст является решающим этапом в создании фундамента физического и психического здоровья ребенка. Деятельность нашей группы направлена на предоставление образовательных услуг для детей с различны-ми стартовыми возможностями. Новые требования к качеству развития де-тей, определенных ФГОТ, полностью соответствуют идеологии инклюзии. Приоритет отдается развитию социально активной личности, что предпола-гает одновременно индивидуализацию процесса образования и его социаль-ную направленность. Дошкольники, постигая свою уникальность, легче вос-принимают отличия других, они более открыты к многообразию в отношени-ях с другими, более свободны от стереотипов старших, соответственно адап-тация и социализация детей с ОВЗ происходит значительно легче. Ведь в ми-ре нет одинаковых людей. Все мы очень разные. Но каждому человеку, а ре-бёнку особенно хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, помогали стать ему лучше, прекраснее. Особенно дети ценят, а порой и требуют, такого отношения со стороны близких людей.

Публикация «Использование сказкотерапии в работе с детьми комбинированной группы» размещена в разделах

Бесконечно жаль, что очень многим детям, а с этим мы столкнулись в сво-ей практике, родители не читают сказки. А ведь это так важно! Ведь прежде всего сказки – это кладезь народной мудрости, эпический жанр устного на-родного творчества. В сказках дети находят частички своей души, отголоски своей жизни. Кроме того сказки вселяют в ребенка надежду. Чем дольше де-ти верят в волшебного Деда Мороза, который приносит подарки в новогод-нюю ночь, тем оптимистичнее будут их взгляды на жизнь.

Дети сталкиваются с какими-нибудь проблемами, приходят к нам, взрослым, но чаще всего способы, которые предлагаем мы, для них не подходят. Тогда они приходят к выводу, что мы им помочь не можем. А куда же девать нако-пившуюся печаль, раздражение, гнев или радость, которые уже переполняют ребенка?

Нам удалось найти способ реализации выплеска детских эмоций – это сказкотерапия.

Известно, что сказка – это удивительное по силе психологического воздейст-вия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент раз-вития.

Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ог-раничения при работе с детьми и детьми с ОВЗ : дети должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 4-5 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необхо-димо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Исходы из того что, ведущим видом деятельности дошкольника является игра, вся наша работа проходит в игровой форме при знакомстве детей со сказкой. Одной из основных задач работы с детьми инклюзивной группы мы выделяем развитие коммуникативных навыков и успешную социализацию детей.

Значимость сказки для наших детей огромна:

- во-первых, сказка всегда служит для них средством встречи с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступает не только «вол-шебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственно-го, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира;

- во-вторых, сказкотерапия обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими, тем самым сплачивая детский коллектив;

- в-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или реко-мендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, что сглаживает конфликтные ситуации.

Только сочинять, читать и рассказывать сказки, особенно длительное вре-мя, было бы, наверное, не так интересно. Сказочная страна дает множество возможностей для того, чтобы сделать процесс сказкотерапии зрелищным и увлекательным. Рассказывание и анализ сказок комбинируются с процессом создания кукол, сочинение собственных историй – с рисованием. В сказоч-ной стране возможно все. Поэтому главный ресурс, который забирает с собой ребенок из волшебного путешествия – это осознание собственных возможно-стей, которыми необходимо научиться пользоваться.

Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприя-тие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.

Для расширения багажа знаний наших детей мы знакомим их со сказкой в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с худо-жественной литературой, в совместной деятельности.

В работе с детьми мы используем такие формы работы со сказками – ана-лиз сказок, их исследование, рассказывание, решение сказочных головоло-мок, сочинение, рисование, создание кукол и постановка спектаклей.

И это помогает нам решить задачи взаимопонимания детей и детей с ОВЗ, развивать навыки общения, коррегируя типичные эмоциональные и личност-ные нарушения (страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка). Основ-ным показателем успешности процесса являются отношения, которые скла-дываются между детьми группы и детьми с ОВЗ, проявляясь в их общении и взаимодействии.

Чтение сказок, их разбор, проигрывание ситуаций, нахождение решения облегчает социализацию детей с ОВЗ в коллективе сверстников.

Литература:

1. Вирджиния Экслайн Игровая терапия. Изд. :Психотерапия, Апрель-Пресс, 20007, с. 416

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Развивающая сказкотера-пия.

СПб. : Речь, 2008. 208 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Формы и методы работы со

сказкой. СПб. : Речь, 2008. 240 с.

4. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М. ; Воронеж, 1997

5. Смирнова Е. О., Утробина В. Г., Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте//Вопросы психологии. – 1996. №3, с. 42-45

6. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М., Межличностные отношения до-школьников – М: Владос, 2003.- с. 160

Публикации по теме:

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Семейный клуб как форма работы ДОУ по формированию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сказкотерапии в работе с детьми комбинированной группы
Опубликовано: 18 августа 2014 в 12:45
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД