Лучший педагог года

Из опыта работы «Формирование лексико-грамматического строя речи детей»

Елена Родькина
Из опыта работы «Формирование лексико-грамматического строя речи детей»

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи. Формирование лексико-грамматического строя речи – это длительный и трудоемкий процесс. Именно это нацеливает на то, чтобы научить дошкольников осмысленно говорить, дать первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь, развить внимание, привить любовь к чтению книг.

Публикация «Из опыта работы „Формирование лексико-грамматического строя речи детей“» размещена в разделах

Важно, как можно раньше сформировать у ребёнка понимание значений грамматических форм. В процессе их усвоения приобретаются грамматические навыки, формируется грамматический строй речи. Успешно выполнить эту «программу» удаётся далеко не всем детям…

СЛОВАРЬ детей с недоразвитием речи беднее, чем у их развивающихся «по плану» сверстников.

В ФОНЕТИКЕ характерны недостатки, связанные с неправильным произношением отдельных звуков.

В области СЛОВООБРАЗОВАНИЯ затруднение вызывает разграничение значения слова.

В ГРАММАТИКЕ преобладают ошибки в неправильном употреблении предлогов при именах существительных, замене формы одного падежа формами другого. Характерно и нарушение форм согласования по родам имен существительных среднего рода («чистый окно»).

Такие дети порой не понимают ЗНАЧЕНИЯ многих СЛОВ, не умеют составлять предложения, рассказ по серии картинок.

Появление у них СВЯЗНОЙ РЕЧИ нередко задерживается.

Если смысл грамматических форм остается непонятен для ребенка, он будет затрудняться и в понимании высказываемых мыслей

Но если умело заинтересовать детей, продумать построение образовательной деятельности, то можно добиться значительных результатов в речевом развитии.

Тематическое планирование становится всё более популярным в дошкольных образовательных учреждениях. Оно позволяет сделать жизнь ребёнка интересной, творческой, разнообразной, даёт ему возможность погрузиться в тему, лучше понять её. Использование комплексно-  тематического планирования позволяет достигнуть дидактической цели через детальное изучение темы. Для изучения с детьми объектов и явлений окружающего мира можно использовать широкий спектр различных тем. Темы могут быть как более конкретными («Транспорт», «Дома», «Посуда», «Мебель», так и достаточно абстрактными («Дружба», «Мои права», «Превращения»).

Для обогащения речевого словаря детей я использую такие коррекционно-развивающие задания:

«Вставь в предложение пропущенное слово» - подбор слова по лексической теме и согласование его со всеми членами предложения.

«Закончи предложение» - подбор слова в контексте предложения.

«Запомни пары слов» - объединение слов в пары на различных логических основаниях.

«Запомни слова» - работа с привлечением категорий при припоминании предъявленного ряда слов.

«Измени по образцу» - употребление единственного и множественного числа существительного, изменение глаголов в роде, числе, лице, времени.

«Исправь ошибку» - нахождение ошибки в согласовании частей речи в предложении.

«Как можно закончить предложения?» - подбор логически обоснованного окончания предложения.

«Какое слово не подходит?» - работа с использование однокоренных слов.

«Какое слово отличается от других?» - сравнение слов по звучанию.

«Какое слово самое короткое или длинное» - сравнение слоговой структуры слов.

«Когда так говорят» - толкование пословиц и поговорок.

«Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

«Отгадай загадки» - отгадывание по существенным признакам, описанным в стихотворной форме.

«Подбери признак/действие» - подбор прилагательных и глаголов к существительным.

«Подскажи словечко» - добавление подходящего по звучанию и смыслу слова в рифмованном двустишии

«Скажи наоборот» - подбор антонимов.

«Собери предложение» - согласование частей речи и упорядочивание слов в предложении.

«Сосчитай до пяти» - согласование числительного и существительного.

«Что лишнее?» - классификация по заданным признакам.

«Что не так?» - нахождение смысловой ошибки в предложениях.

Использование этих игр в соответствие с лексической темой недели, помогает детям подружиться со словом, способствует формированию умения рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге эти задания делают речь ребёнка богаче и разнообразнее. Во время игры со словом я учитываю возможности и способности ребёнка, поощряя его ответы. Так же подобран речевой материал для развития мелкой моторики, мышления, зрительного внимания.  

Участие родителей - это неотъемлемая часть образования детей. Я предлагаю родителям дома вместе с детьми заучивать стихи, выполнять игровые упражнения в стихотворной форме. Таким образом, родители систематически знакомятся с той работой, которая проводится в группе, и могут закреплять знания, полученные в детском саду.

По каждой лексической теме создана папка, в которой собран дидактический материал (загадки, стихи, пословицы, потешки, рассказы, сказки, сюжетно-ролевые игры, физминутки, пальчиковые игры, дидактические игры).

Дошкольники любят пальчиковые игры, особенно когда они сопровождаются речевым материалом в стихотворной форме.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Сюжетно-ролевая игра - это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение.

Я подыскиваю веселые и яркие стихи, специально разработанные специалистами для закрепления правильного произношения звуков в речи ребенка.

Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок. Загадывая загадки, мы приучаем ребенка рассуждать, делать выводы и доказывать свою точку зрения. Отгадывание загадок способствует активному развитию речи : обогащается словарь ребенка, он начинает понимать, что слово часто имеет не одно значение, а несколько, что оно может употребляться и в прямом, и в переносном смысле.

В итоге дети должны научиться понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы; пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными и сложными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ; владеть элементарными навыками пересказа;  владеть навыками диалогической речи; владеть навыками словообразования; использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.).

Таким образом, к концу дошкольного периода, к моменту поступления школу, дети имеют довольно разнообразный словарь и в достаточной мере владеют грамматическим строем родного языка.

Список использованной литературы:

Карпова С. И., Мамаева В. В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. - Спб. :Речь; М. : Сфера, 2008.

Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам : Планирование и конспекты: Кн. 2. - М. : Т Ц Сфера, 2006.

Подрезова Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы/ Т. И. Подрезова. - 4-е издание. - М. :Айрис-пресс, 2009.

Публикации по теме:

Презентация на тему «Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация», представленная в Федеральных Государственных Требованиях в направлении «Познавательно-речевое развитие»,.

Творческий проект «В гостях у сказки» ЦЕЛИ ПРОЕКТА: развитие и поддержание интереса детей к театрализованной игре путем освоения сложных игровых умений и навыков..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Формирование лексико-грамматического строя речи детей»
Опубликовано: 20 мая 2014 в 15:19
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД