Из опыта работы на тему «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ». НОД «Александр Невский — защитник русской земли»

Лидия Дейнега
Из опыта работы на тему «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ». НОД «Александр Невский — защитник русской земли»

Тема: «Александр Невский- защитник русской земли»

Цель: Формировать у детей интереса к героическому прошлому своей страны.

Программные задачи.

1. Образовательные: Познакомить детей с житием святого Александра Невского и с некоторыми событиями из истории нашей Родины. Познакомить с этимологией слова «защитник».

2. Развивающие: Продолжать развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, способность к самоконтролю. Развивать речь, мышление, память. Формировать патриотические чувства. Развивать смекалку, ловкость. Продолжать развивать познавательно-исследовательскую деятельность через дидактические игры. Продолжать закреплять умение петь коллективно с музыкальным сопровождением.

3. Воспитательные: Воспитывать чувство любви к Родине. Продолжать воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

Дидактический материал.

1. Демонстрационный: Мультимедиа, проектор, презентации.

2. Раздаточный: Карточки с буквами, бинты, мячи, корзины.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы о воинах. Чтение О. Тихомиров «Герои священной земли русской», отгадывание загадок, сюжетно-ролевые игры «Скорая помощь», «Аптека».

Используемая литература: Людмила Лидер поэма «Невский - матрица ценностей». Русские святые. Жития собрала монахиня Таисия.

Используемые методы и приемы: Показ, рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, сюрпризный момент, игры подвижные и дидактические, художественное слово, показ слайдов.

Интеграция областей: «Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Труд».

Действующие лица и исполнители: Князь Александр Невский.

Ход НОД.

Воспитатель: 23 февраля вся наша страна отметит праздник - День защитника Отечества. Ребята, а как можно по-другому назвать отечество?

Дети: Родиной.

Воспитатель: Правильно. А что такое Родина? Ответы детей.

Презентация 1 (слайд 2).

Воспитатель: Родина-это та земля, где ты родился. Родину называют самыми дорогими словами - матерью, отечеством. Родная земля тебя кормит и поит. Родину любят, берегут, защищают - так всегда было, во все времена. И сегодня я вам хочу рассказать о защитнике русской земли - святом благоверном князе Александре Невском.

Презентация 1 (слайд 3).

Воспитатель:Ребята, а вы знаете, как произошло слово «защитник»? Послушайте, как звучит это слово: за-щит-ник.

В старину не было такого оружия, как сейчас. Воины обороняли свою Родину, защищали свои семьи с помощью щитов, копий и мечей. Вот и получалось, что женщины, дети и старики оказывались за их щитами. Поэтому они называли своих воинов защитниками.

Презентация 1 (слайд 4, 5).

В те далекие времена, когда жил Александр Невский, у людей не было фамилий, а были прозвища и вот почему князь Александр получил прозвище, Невский вы узнаете в конце моего рассказа.

Он молодым был и пригожим,

Всем сердцем Русь свою любил,

Молва носилась: «Богом рожен»,

Великим, мудрым князем был!

Родился Александр Невский 30 мая 1220 года в городе Переяславле - Залесском. Отец его, Ярослав Всеволодович, был «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый». Мать святого Александра Невского Феодосия, - рязанская княгиня, обладала добрым и тихим нравом. От своих родителей Александр Невский унаследовал мудрость, беззаветное мужество и сострадание к людям, и любовь к родной земле.

Когда маленькому Александру исполнилось четыре года, состоялся обряд посвящения его в воины. Княжича опоясали мечом, и посадили на коня.

В руки дали лук со стрелами. С этого дня стали обучать его воинскому искусству - умению владеть мечом, стрелять из лука.

С отцом не раз в суровых битвах, Стальную волю закалял,

Ему дано было родиться,

Украсить ратный пьедестал.

Но не только ратное дело постигал юный князь. Учили его также письменности и счету, а отец наставлял защищать Русскую землю, править людьми, беречь веру православную.

Александр рос серьезным, вдумчивым отроком, избегал пустых забав, любил чтение священных книг. Часто ходил в храм, и по ночам наедине долго- долго молился перед иконами.

С юных лет благоверный князь Александр Невский был поставлен княжить в Новгороде. За ум, добрый нрав, отвагу и рассудительность он пришелся по нраву жителям города. Народ с гордостью и радостью любовался им и с почтением внимал его речам. Одаренный мужеством, красотой и звучным голосом, «гремевшим как труба», Александр был точно создан для побед.

Презентация 1 (слайд 6, 7).

Воспитатель:Время его княжения совпало с трудным периодом в истории Руси. С востока шли монгольские орды, с запада надвигались крестоносцы.

И вот на Русь напали шведы. Правитель Швеции пришел с большим войском, чтобы завоевать Новгород. Он послал сказать Александру: «Если можешь, защищайся, я уже здесь и разорю землю твою». У Александра была маленькая дружина, но посылать за подмогой уже не было времени. Тогда князь Александр собрал свою дружину и пошел помолиться в церковь.

Ободренный духом, он вышел из храма и сказал своей дружине и всему народу: «Не в силе Бог, а в правде». После этого

Александр привел полки,

Ночью затаился.

Утром только рассвело,

Залетали стрелы.

Зря вас, шведы, занесло

В русские пределы.

Сто приплыло кораблей

И пять тысяч войска.

Только русской нет сильней Доблести геройской.

Сжег флот вражеский в огне Александр Невский

Нарекла молва с тех пор

Князя - Александром Невским.

Воспитатель:Эта великая победа над шведами принесла князю Александру Невскому первую воинскую славу.

Стук в дверь. Входит взрослый, переодетый в костюм Александра Невского.

Александр Невский: Здравствуйте, ребята! Я услышал, что вы обо мне говорите, и решил к вам прийти в гости. А еще я слышал, что вся страна скоро будет отмечать День защитника Отечества. А вы хотите стать настоящими защитниками своей страны? Тогда вас необходимо посвятить в воины.

К сожалению такой же обряд посвящения в воины, какой был в мое время, мы не сможем провести, т. к. у нас нет коней и мечей. Но современный обряд посвящения в воины мы провести сможем. Вам, мальчики, предстоит ответить на вопросы и показать какие вы ловкие, сильные и умелые.

Так как в годы испытаний на защиту Родины поднимались все от мала до велика, то девочки тоже могут помогать мальчикам, если они будут испытывать затруднения.

А вот к месту проведения испытаний мы отправимся с песней «Бравые солдаты».

Дети хором исполняют песню «Бравые солдаты» и переходят к месту проведения игр.

Александр Невский: Итак, первое, чему меня учили - это грамоте. И первое ваше задание будет называться «Составь слово».

Каждому ребенку раздается набор букв для составления слов «армия», «солдат», «танк», «пушка» и др. Каждый ребенок из набора букв составляет определенное слово.

Пока дети составляют слова, звучит мелодия А. Филиппенко «Наша Родина сильна».

Александр Невский: Чтобы стать сильным и крепким необходимо заниматься спортом, я думаю, вы все это знаете. А вот попробуйте ответить на вопросы, касающиеся спорта.

Презентация 2 (слайд1, 2).

Дети, просматривая слайды, отвечают на вопросы.

Александр Невский: Затем, чему учили меня? Правильно, стрельбе из лука. И вам сейчас предстоит пройти испытания под названием «Меткий стрелок». Каждому мальчику необходимо будет попасть мячом в корзину. Если мальчик промахнется, то ему на помощь может прийти девочка.

А сейчас вам предстоит отгадать непростые загадки.

1. Как называется подросток, изучающий морское дело? (Юнга)

2. Глазами не увидишь, руками не возьмешь. А без него в атаку не пойдешь. (Ура)

3. Две головы, шесть ног, две руки, один хвост. (Всадник)

4. Два арапа, родные брата, ростом по колено, Везде с нами гуляют и нас защищают. (Сапоги)

5. Как называются наплечные знаки военного? (Погоны)

6. Ползет черепаха - стальная рубаха. (Танк)

- Молодцы!

На войне, как известно, случаются ранения и каждый должен уметь оказать первую необходимую помощь. На помощь раненым всегда приходили женщины. И следующее испытание будет состоять из 2-х этапов.

На первом этапе девочки должны будут забинтовать руку «раненому». А в качестве раненых у нас будут мальчики.

Пока идет первый этап игры, звучит музыка В. Шаинского «Не плачь, девчонка».

Александр Невский: А на втором этапе у нас будут вопросы. В мое время не было тех лекарств, которыми пользуются сейчас. Все недуги помогала лечить матушка-природа с ее богатым растительным миром. Вот мы сейчас и проверим, насколько хорошо ребята знают секреты матушки-природы.

- Какое лекарственное растение можно использовать при ушибах и ссадинах? (Подорожник, крапиву).

- Какое растение использовать при простуде? (Мать-и-мачеху, цветы липы, калину).

- Какие растения можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины, брусники).

- Какие растения лечат от семи недуг? (Лук, чеснок).

- Молодцы! Все испытания мальчики выдержали с честью и

достоинством настоящих воинов. И девочки не подвели! Как настоящие боевые подруги всегда вовремя приходили на помощь.

Воспитатель: Спасибо, дорогой гость! И на память о сегодняшней встрече мне хочется каждому из вас, ребята, подарить образ святого благоверного князя Александра Невского, чтобы вы всегда помнили о том, каким должен быть настоящий воин.

Публикации по теме:

Конспект занятия по патриотическому воспитанию. «Защитники земли русской. Александр Невский» (старший возраст)Конспект занятия по патриотическому воспитанию. «Защитники земли русской. Александр Невский» (старший возраст) Задачи: Вызвать у детей чувство уважения к воинскому подвигу защитников Отечества. Воспитывать интерес к истории своей Родины; познакомить.

Проект «Защитники земли русской»Проект «Защитники земли русской» Тема: Защитники Земли Русской Цель: уточнить и систематизировать знания детей о защитниках нашей родины в разные временные периоды (от богатырей,.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Профессии и труд
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Из опыта работы на тему «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ». НОД «Александр Невский — защитник русской земли»
Опубликовано: 4 августа 2013 в 18:26
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Дружат дети большой страны». Фотоотчет.
Два дня назад к нам в садик почтальон принес письмо. Письмо было адресовано моим ребятам от детей детского сада "Эврика" из города Пермь. Событие было...
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной...
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности". По...
Физическая культура — залог здоровья!
Спорт занимает особое место в жизни детей и подростков. Он необходим не только для гармоничного развития тела, но и для создания чувства дисциплины. Спорт...
Аппликация в старшей группе «Осенний урожай ёжика»
Цель: закрепить представления детей об осенних изменениях в природе, о многообразие и пользе осенних даров природы, воспитывать у детей бережное отношение к...
Осеннее дерево
"Листопад, листопад, листья по ветру летят. " Апликация. Коллективная работа детей второй младшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Совсем недавно...