Получи документы

Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Татьяна Мамаева
Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни дети с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ с самого начала требуют постоянного внимания со стороны воспитателя, психолога и других специалистов дошкольного учреждения. Это в первую очередь дети гиперактивные, агрессивные, а также с нарушением во взаимоотношении как со сверстниками, так и взрослыми. Но есть и такие дети, которые не сразу привлекают внимание воспитателя, да и родители не считают особенности таких детей значимой проблемой. Речь идёт о так называемых тревожных и застенчивых детях.

Публикация «Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

В эту категорию входят дети, которые чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, за исключением узкого круга близких людей, не уверены в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные. Такие дети постоянно находятся в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения, граничащего со стрессом.

Основная трудность работы с такими детьми заключается в том, что их особенности долго остаются незамеченными. Только грамотное воздействие всех педагогами ДОУ и родителями ребёнка может дать значительный положительный эффект.

Моя основная задача направлена непосредственно на развитие эмоциональной сферы детей т. е. научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, по интонации. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов, которые препятствуют нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. Развить способность к дифференциации эмоциональных состояний т. е. умение соотносить и изображать их. Воспитать умение адекватно реагировать в различных бытовых, учебных ситуациях. Развитие мимики и пантомимики.

В общем виде схема конструирования индивидуального образовательного маршрута выглядит следующим образом:

1. Сбор информации (о ребенке изучение медицинской карты, диагноза так и о семье ее состав, характер взаимоотношений в семье).

2. Определение уровня развития ребенка (диагностическое обследование).

Для диагностики я применяю следующие методики:

• Методика "Паровозик" (Выявление тревожности у дошкольников)

Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребё нка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе.

• Методика «Лесенка»

Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

• «Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)»

Определение уровня тревожности ребенка.

3. Предусматривается участие родителей, педагогов.

Воспитателям выдаются рекомендации.

«Тревожный ребёнок в группе»

«Детская нервозность»

«Особые дети»

Также запланированы тренинги:

«Комфортное общение»

«Игры и упражнение с агрессивными и тревожными детьми»

«Взаимодействие дошкольного учреждение и семьи»

Также проводиться индивидуальное консультирование родителей:

• Детские страхи

• Детские капризы

• Поможем ребёнку справиться с тревожностью, агрессивностью и т. д.

Предоставляется стендовая информация:

• Эмоциональные особенности детей с ОВЗ.

• Игры и этюды на осознание основных эмоций и т. д.

4. Составление плана индивидуального образовательного маршрута.

Результаты диагностики доводятся до сведения руководителей детского сада и педагогов, работающих с детьми этого возраста, с целью разработки плана совместных действий по осуществлению индивидуальной коррекционной работы. Намеченная работа по созданию образовательного маршрута осуществлялась на основе программы детского сада и рекомендуемых образовательных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов, работающих в условиях интеграции. Практика показывает, что одной программы бывает недостаточно для реализации образовательных, социальных задач по развитию ребенка в рамках индивидуального маршрута развития.

5. Проведение индивидуальной коррекционной работы по плану индивидуального образовательного маршрута.

С учётом выявленных индивидуальных особенностей детей каждой конкретной группы - продолжительность, структура, объем, и содержание индивидуальной коррекционной работы могут и должны изменяться в соответствии с возможностями и способностями детей, гибко приспосабливаясь к конкретной ситуации. Индивидуальную коррекционную работу рекомендуется проводить не реже 1 раза в неделю. Индивидуальная коррекционная работа проводятся в форме мини-тренингов с применением арт-техники, рассматриванием рисунков, через игровые ситуации.

6. Повторная психологическая диагностика детей.

По завершении каждого этапа коррекционной работы проводится мониторинг ее эффективности, который позволяет проанализировать динамику развития обучающихся, наметить пути дальнейшей работы с ними.

Индивидуальный цикл в данном случае - это чередование циклов занятий следующих авторов:

• Панфилова М. А. Игротерапия общения.

• Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми.

• Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.

• Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду.

Вводная часть:

Включает в себя приветствие и разминку, что позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия. Настраивает на продуктивную групповую деятельность. Вызывает здоровое эмоциональное возбуждение, бодрое настроение.

Основная часть.

Состоит из 2-4 упражнений (упражнения и приёмы направленные на решение задач занятия). Позволяет развить познавательные процессы детей. Углубляет понимание основных эмоциональных состояний. Активизация эмоционального словаря детей. Развитие способности к вербализации экспрессивных признаков и ситуации проявления того или иного эмоционального состояния. Формирование социальных навыков.

Заключительная часть:

Включает в себя рефлексию (рисунки, коллажи, беседы); и ритуал прощания.

Публикации по теме:

Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИгры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

«Приемы работы по социальному воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Социализация происходит в микро-социуме (семья) и макро-социуме (общество). Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным,.

Использование пальчикового театра в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяИспользование пальчикового театра в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья А. А. Лелявский, директор белорусского кукольного театра, сказал: "Если надеть на палец кукольную головку, снабдить её речью и движениями,.

Изобразительная деятельность (лепка) для детей с ограниченными возможностями здоровья Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация.

Перспективный план работы по изобразительной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) Цель проекта: развитие восприятия и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Участники: дети - 12 человек, воспитатель.

Сценарий «Восточные сказки» — работа с детьми с ограниченными возможностями здоровьяСценарий «Восточные сказки» — работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми ограниченными возможностями здоровья много уделяешь внимания развитию речи, памяти. У воспитанников наблюдается присутствие.

Система работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки в форме «Семейной гостиной» С целью эффективной организации работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях лекотеки нами была разработана.

Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья Сопровождение в МБДОУ детей с ограниченными возможностями здоровья (МБДОУ № 22 "Сказка", г. Сургут, ХМАО-Югра). Образовательная деятельность.

Включение ЦОР в педагогический процесс работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Включение цифровых образовательных ресурсов в педагогический процесс работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Рубрика «Педагогика.

Викторина «В стране сказок» для детей с ограниченными возможностями здоровья Цель мероприятия: активизация знаний детей по сказкам, воспитание культуры речи, формирование навыков общения, создание положительного эмоционального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 25 июля 2015 в 15:00
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД