Лучший педагог года

Из опыта работы «Растить детей заботливыми»

Татьяна Муратова
Из опыта работы «Растить детей заботливыми»

«Растить детей заботливыми»

Всем известно, что в нашем российском обществе взаимоотношения между людьми строятся на основе проявления внимания друг к другу. Это относится и к семье, как к первичной ячейке общества, где между родителями и детьми существуют тёплые, сердечные отношения. В таких условиях вырастает человек, который в будущем не останется равнодушным к окружающим.

Это, так сказать правило, но откуда берутся исключения?

Откуда, например, берётся нравственное равнодушие?

Публикация «Из опыта работы „Растить детей заботливыми“» размещена в разделах

Руслану 3 года. Мальчик полон энергии. Всё хочет сделать сам. Папа пришёл с работы, он пытается подать ему книжку. Старой бабушке помогает найти очки. Но только Руслан возьмётся за какое – нибудь дело, как взрослые тут, же всё сделают, чтобы оградить его от этого. «Мал, ещё наработается», - говорят они и делают всё сами.

А вот в семье Ульяны охотно бы приняли помощь, но она ничего делать не умеет. Что ей не поручат, она всё испортит. В семье её зовут неумехой. А дело, конечно, в другом. В том, что она не имеет навыков.

Проработав больше 35 лет в детском, саду я наблюдала и такое. Когда во вполне обеспеченной семье каждый живёт своими интересами, ему нет дела до другого.

Вот маленький Илья ходит в незастёгнутой рубашке. Он с шумом возит машинку по полу. Рядом сестра включила на полную мощность магнитофон, хотя отец, пришедший с работы, тут же на диване спит.

Можно ли в таких условиях, о которых шла речь выше, воспитать внимание к окружающим, заботу о них? В первом случае это невозможно, потому что ребёнка ограждают от участия в семейных делах, от проявления внимания к взрослым. Родителям достаточно того, что они сами заботятся о ребёнке. Как показывает второй случай, когда малыш не имеет навыков, он не сможет помочь близким даже при большом желании это сделать.

И, естественно, если ребёнок находится в атмосфере, в которой люди не знают, что такое забота, не проявляют её в повседневной жизни, он растёт такими же, как они.

Следовательно, воспитывая у дошкольников заботливость, нужно поставить его в условия постоянного внимания, заботы друг о друге. Такое возможно в семье, где забота, помощь друг другу являются постоянными жизненными принципами. Положительный пример взрослых имеет большое значение в воспитании у ребёнка заботливости.

Если ребёнок не умеет выполнять элементарные трудовые поручения, это ставит его в трудное положение, потому что он хочет, но не может помочь. Поэтому очень важно формировать у детей трудовые умения, навыки.

Как же это делать?

Я думаю, что, прежде всего, необходимо определить круг обязанностей, которые ребёнок будет выполнять дома, помогая или взрослым, или брату, сестре. Такие дела придумывать или искать не нужно, сама жизнь подсказывает их. Это участие в приготовлении пищи, накрывании на стол, в уборке комнаты, уходе за растениями, животными, в ремонте несложного оборудования, мебели и т. д.

Родители подробно объясняют и показывают ребёнку, что и как нужно делать. В совместной с ними деятельности, малыш перенимает их действия, подражает им. И если взрослые проводят эту деятельность систематически, то ребёнок упражняется, у него формируются трудовые навыки. А только наличие навыка даёт возможность проявить внимание к окружающим.

Наблюдая за игрой детей, я заметила, что элементарные трудовые навыки формируются в игре. Например, Лиза, отражая в игре роль матери при стирке белья, поласкает, намыливает, трёт бельё, отжимает и т. д. вот поэтому важно, чтобы взрослые поддерживали трудовую деятельность в игре, которая отражает трудовые действия взрослых. Замечательно, что взрослые принимают участие в играх детей. Это, кстати, даёт возможность ещё раз показать, как и что нужно делать. Особенно, в таких играх, как «Дочки – матери», «Ждём гостей», «В гости», «Подготовка к празднику».

Я уже говорила, как важен пример взрослых в воспитании заботливого отношения к окружающим, но одного примера мало. Он должен взаимодействовать с такими поступками, в которых проявляется качества заботы и внимания. Достигаться это будет путем привлечения ребёнка к выполнению поручений, направленных на оказание помощи окружающим. После того, как мы поручили что – либо ребёнку, надо, чтобы он понял цель своей деятельности. Например, вместо того, чтобы сказать: «Вытри пыль», мать говорит: «Помоги мне вытереть пыль»; или вместо «Подержи дверь» - «помоги бабушке пройти с сумками, подержи дверь». Так постепенно у детей формируется привычка оказывать помощь тогда, когда просят взрослые. Наблюдая за детьми старшего возраста, я замечала привычку проявлять заботу о людях по своей инициативе. Дети по собственному желанию приходят на помощь близким: застёгивает пуговицы на рубашке младшему брату или сестре, предложил свою игрушку поиграть соседскому мальчишке, покатал коляску с ребёнком, когда тот заплакал, во время отсутствия его матери и т. д.

Но для того, чтобы достичь более высокого уровня заботы о других можно, если научить ребёнка видеть состояние другого человека, его нужду, потребность в чём – то.

Как его этому научить?

Во – первых, надо чаще организовывать совместную трудовую деятельность взрослого и ребёнка. В совместном труде семьи ребёнок видит, что делает мама, папа, бабушка или дедушка, как они относятся к труду. Ребёнок замечает трудности, которые сопровождают трудовую деятельность, замечает потребность в его помощи. Если кто – то просит ребёнка помочь ему, говорит ему о том, что он помог ему, облегчил выполнение дела. В следующий раз, будьте уверены, ребёнок не только охотно будет трудиться со взрослым, но и сам увидит необходимость в его помощи. Взрослые с радостью принимают её, благодарят детей за проявленную заботу. И, конечно, неправильно поступают те родители, которые пренебрегают услугами ребёнка, стараются всё делать сами.

Во – вторых, необходимо всегда, когда деятельность завершена, он оказал помощь, обратить внимание на состояние человека, которому была оказана помощь. «Посмотри, как бабушка довольна, что ты помог ей полить цветы», - говорит мама сыну.

Иногда я обращаю внимание на то, когда ребёнок по своему желанию делает какие – то нужные, приятные для других дела: расставляет игрушки на полочках, стульчики, книги и т. д.

Взрослые не всегда замечают вот такие проявления внимания к ним со стороны ребёнка. Но очень важно при воспитании заботливого отношения к людям использовать эти моменты. Даже можно специально организовать общение ребёнка с тем членом семьи, которому ребёнок оказывал помощь.

Что такое общение? Общение позволяет ребёнку увидеть, как приятна маме, папе, другим взрослым его помощь. Дети от этого получают удовольствие, удовлетворение, ребёнок радуется. А ведь мы с вами знаем, как радостное состояние ребёнка влияет на его поведение, деятельность и желание в дальнейшем проявлять заботу об окружающих.

Воспитание у малыша заботливого отношения к взрослому происходит при условии, если взрослые поощряют все проявления внимания, нужно подчеркнуть, что он сделал для близкого человека. «Как мне приятно, - говорит мама дочке, - ты так хорошо помогла мне. Видишь, как быстро мы расставили посуду для гостей». И если постоянно хвалить ребёнка, то малыш будет заботиться о близких или окружающих людях, он будет знать, что они нуждаются в его помощи.

Однако, нужно не просто похвалить сына или дочь за хороший поступок, надо своим поведением, выражением лица показать положительное отношение к тому, что ребёнок сделал. Улыбка, одобрительный кивок головы говорят о радости, вызовут у ребёнка приятные чувства. Ребёнок тоже будет радоваться.

Чтобы воспитывать у ребёнка внимание к окружающим, хорошо читать ему такие художественные произведения, как «Бабушка – забота» А. Барто, «помощник» Н. Калининой. Такая литература будет формировать у детей интерес к взрослым, их делам, желание заботиться о них.

И если во время прогулки, вы заметили факты проявления заботы друг о друге со стороны окружающих, не следует проходить мимо, обязательно обратите на это внимание. Пусть ребёнок знает, что отношения между всеми людьми строятся на основе взаимного уважения, внимания.

Воспитывать гуманное отношение к людям с раннего возраста - наша задача.

Публикации по теме:

Сообщение из опыта работы «Нетрадиционные методы оздоровления детей» Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функции организма ребенка и его полное физическое развитие является неотъемлемой частью.

Секреты успешной адаптации детей к условиям ДОУ (из опыта работы) Адаптация - это привыкание ребенка к новым условиям детского сада. Для того, чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо.

Из опыта работы по гражданско-нравственному и патриотическому воспитанию детей Гражданско-нравственное и патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно.

Описание опыта работы «Экологическое воспитание и образование детей» Описание опыта работы воспитателя МБДОУ детский сад № 10 «Мишутка» г. Карачев Пегаевой Елены Васильевны Тема: «Экологического воспитания.

Отчет из опыта работы «Индивидуальные исследовательские проекты детей» В январе 2019 года мы вместе с воспитанницей Коробковой Женей участвовали в конкурсе исследовательских работ детей старшего дошкольного.

Природа — важнейшее средство в воспитании детей (из опыта работы) Опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста МДОУ №29 «Ласточка» Воспитатель: Жарникова Л. А. Природа - это самая.

Презентация «Проект «Давайте растить детей здоровыми» Современный мир трудно представить без компьютера, телевизора и прочих гаджетов, а это сказывается на здоровье людей, а особенно детей.

Родительское собрание в средней группе «Давайте растить детей здоровыми» Родительское собрание в средней группе «Давайте растить детей здоровыми».[/b] Подготовила и провела воспитатель Кучумова В. В. МДОУ «Детский.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы) Экологическое воспитание детей дошкольного возраста (из опыта работы) Тема экологического воспитания детей дошкольного возраста всегда была.

Консультация для родителей «Здоровье детей в наших рука. Давайте вместе растить здоровую нацию» Здоровье Должно оставить беспечность, коль дело пойдёт о здоровье. Меру важно во всём соблюдать — в еде и напитках И в упражненьях для тела,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Из опыта работы «Растить детей заботливыми»
Опубликовано: 28 апреля 2019 в 13:38
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД