Папки-передвижки

Консультация «Развитие коммуникабельности у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности»

Вера Алаторцева
Консультация «Развитие коммуникабельности у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности»

В настоящее время, преобразования, происходящие в российском образовании, активизируют поиск новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих развитию детей.

В нашей стране и за рубежом наблюдается усиление интересов к про-блеме коммуникабельности, и этому способствуют некоторые обстоятельства. Дети постоянно меняются, поскольку меняется и сама жизнь. Современный ребенок больше умеет, знает, чем, например 20 лет назад. Изменяется и его отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Лучшими друзьями детей становятся компьютерные игры и мультфильмы. Отсюда столько проблем в овладение свободной речью и в неумении общаться со сверстниками, что приводит к трудностям в обучении, способствует снижению времени отводимого на их общение с другими детьми и накладывает отпечаток на последующую деятельность.

Публикация «Консультация „Развитие коммуникабельности у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах

Коммуникабельность одно из главных качеств успешной, уверенной в себе личности, а ведь именно такими родители хотят видеть своих детей.

Коммуникабельность - это способность к общению, к установке связей, контактов, общительность.

Сегодня мало кто сомневается в том, что умение общаться – это очень ценное человеческое качество, которое, к сожалению, не обязательно дается всем людям от рождения. Для некоторых детей и подростков проблема социализации в коллективе также стоит очень остро.

Некоторые психологи считают, что коммуникабельность присуща всем детям без исключения, но в результате разного рода психологических травм она подавляется. С другой стороны если поддерживать и развивать это качество в ребенке, то вполне можно рассчитывать на то, что он легко будет находить язык с другими людьми.

Поэтому поставила перед собой следующую цель: создание педагогических условий, способствующие развитию коммуникабельности детей ран-него возраста через театрализованную деятельность.

Учитывая возрастные особенности детей, определила задачи:

Формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

Расширять словарь детей, активизировать его;

Формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности (поза, движение, жест, мимика);

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с игрушками и театральными куклами.

- Учить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться.

- Осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать разные эмо-циональные состояния других людей.

- Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрос-лыми.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Способность к общению включает в себя: желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»); умение организовать общение («Я умею», характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).

По мнению Розы Семёновны Буре если у человека с детства сформировано доброжелательное, чуткое отношение к окружающим, то оно внешне находит выражение в общении, и под его влиянием формируются привычки культурного межличностного общения с окружением, отражающие его нравственное отношение к людям.

В исследованиях ведущих отечественных психологов (Выготский Л. С., Лисина Майя Ивановна, Мухина Валерия Сергеевна, Рузская А. С. и др.) доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без инновационных технологий.

Поэтому в своей работе я использую следующие технологии:

- социоигровая,

- ИКТ,

- «Лэпбук»

Социоигровая технологии

«Социоигровая педагогика» представлена Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым.

Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году.

Социоигровая технология – развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.

Составляющие социоигровой технологии в группе раннего возраста:

- работа в микрогруппах (2-3 человека): при игровом делении на микрогруппы можно использовать (разрезные картинки, по какому-либо признаку (размер; форма, цвет, по среде обитания (зайцы – собаки) и др.);

- дети двигаются (в социоигровой технологии перемещение детей - не-отделимый атрибут. Можно сказать, что если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социоигровая технология не состоялась):

- смена темпа и ритма - дети действуют в своем темпе и ритме, в зависимости от игры или задания;

- интеграция нескольких видов деятельности - обучение происходит в игровой форме, для этого используют различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом. Социоигровая технология подразумевает использование различных видов деятельности: «если погнаться за 133 зайцами, то глядишь, с десяток и наловишь»;

- воспитатель – партнер, советчик - он занимает позицию партнера по отношению к ребенку. Если воспитателям на своих занятиях брать на себя роль советчика, то, это положительно сказывается на отношениях педагога с детьми.

Театральная деятельность в ДОУ наиболее органично вмещает в себя элементы социоигры, более того, практически целиком состоит из игры. Использование театрализации в обучении детей раннего возраста во многом служит развитию их коммуникабельности, воображения, умения осознавать свои эмоции и контролировать их.

Поэтому в любую деятельность с детьми включаю:

- Игры–имитации образов животных, людей;

- Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки;

- Игры в кукольный театр (основы кукловождения и кукольного теат-ра);

- Инсценировки произведений;

- Театрализованные действия (праздники, досуги, развлечения);

- Самостоятельную театрально-игровую деятельность.

В ходе применения этой технологии создала картотеку коммуникатив-ных игр и социоигровых заданий и упражнений. В них предлагается несколько видов игр социоигровой направленности, которые составляют основную структуру (поэтапность) НОД:

• Игры-задания для «рабочего настроя» имеют в себе потенциал пробудить интерес друг к другу, поставить участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела;

• Игры для «социоигрового приобщения к делу» – каждое из этих игр может быть дополнено и нагружено образовательным материалом, который в играх усваивается с особым успехом;

• Игровые «разминки-разрядки» – общим для этой группы упражнений является принцип всеобщей доступности, легко возбудимой азартно-сти. В этих заданиях доминирует механизм деятельного психологически эффективного отдыха;

• Упражнения для «творческого самоутверждения» имеют свою спе-цифику только в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия;

• «Вольные» игры-упражнения – подвижные игры, проводимые «на во-ле» и требуют достаточного простора и свободы передвижения.

Технология «лэпбук»

Суть лэпбука в том, что – это самодельная интерактивная папка с мини-книжками, кармашками, вставками, окошками, подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Эти материалы ребенок может перекладывать, доставать, складывать, как ему захочется, при этом изучая и знакомясь с новым и интересным материалом.

Преимущества использования лэпбука.

Лэпбук помогает:

- структурировать сложную информацию;

- развивать познавательный интерес и творческое мышление;

- разнообразить даже самую скучную тему;

- простому способу запоминания;

- объединить семью (группу детей в детском саду) для увлекательного и полезного занятия;

- хорошо подходит для индивидуальных занятий и занятий группами;

- подходит для многократного применения;

- тема лэпбука может быть любой, как и ее сложность.

Я изготовила лэпбук «Эмоции», который позволил малышей познакомить с основными эмоциями: радость, грусть и злость, что соответствует реализации одной из задач.

Лэпбук «Что за чудо эти сказки» позволяет формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Преимущество технологии «Лэпбук» заключается в возможности при-менения огромного множества методов, приемов, видов деятельности. Каждый кармашек или вкладка лэпбука позволяет воспитателю выбрать более эффективный и рациональный метод образовательной деятельности с детьми.

Информационно-коммуникационные технологии

Решать практические задачи человеку помогает компьютер. «Завтра» сегодняшних детей — это информационное общество.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со «знаками», играющими роль выразительного языка. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии.

Развитие ребенка должно осуществляться всесторонне. Демонстрация видеофильмов дают возможность не только увидеть, как передвигается тот или иной герой, его мимику, жесты, но и услышать звуки природы, животного и предметного мира, а также совершить «путешествие» в сказку.

Применение средств информационных технологий в театрализованной деятельности:

1. Облегчает понимание и восприятие материала детьми.

2. Способствует самостоятельности и активности детей.

3. Возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном или уменьшенном виде.

Для совместной деятельности с детьми подобрала музыку, танцы, пес-ни, музыкальные игры, позволяющие детям взаимодействовать друг с дру-гом, что положительно сказывается на развитии общения. Создала мульти-медийные игры-презентации, которые позволяют малышам расширять и активизировать словарь, уточнять и закреплять пройденный материал.

Общение детей раннего возраста со взрослыми и другими детьми мо-жет осуществляться более успешно при соблюдении следующих условий:

-организация развивающей среды, направленной на общее развитие детей раннего возраста;

- создание комфортных условий пребывания каждого ребенка в дет-ском саду;

- обеспечение возможности реализации потребностей каждого ребенка.

Совместная деятельность взрослого с ребёнком помогает налаживать эмоциональный контакт и деловое сотрудничество воспитателя и детей. Педагогу важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

Предметно-пространственная среда, обеспечивающая творческое и ре-чевое развитие на основе театрализованной деятельности, имеет некоторые специфические особенности. Она не только обеспечивает театрализованную деятельность детей, но и призвана обеспечить эффективное общение малы-шей с воспитателем и друг с другом.

Поэтому оборудование расположила так, чтобы ребятишки могли сво-бодно пользоваться им, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, не только самостоятельно, но и вместе с другими малышами, чтобы с его помощью они легко включались в игровую ситуацию.

Подготовила персонажей к разным видам театра, подобрала соответствующие настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания.

Проанализировав проделанную работу, можно сделать вывод, что использование театрализованной деятельности позволяет создать эмоционально благоприятную среду для развития коммуникабельности у малышей.

Для обследования малышей мною была использована методика Ю. А. Афонькиной, параметрами которой являются:

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- развитие социального эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной дея-тельности со сверстниками.

Анализ сравнительных результатов диагностики в группе раннего воз-раста показал, что в результате проведенной работы количество детей, име-ющих высокий уровень, вырос на 75%, низкий упал до 0%.

Дети проявляют привязанность к взрослому, с желанием участвуют в совместной с ним практической и игровой деятельности, наряду с речевыми средствами интенсивно используют предметные средства (жесты, позы, дей-ствия). Характерна эмоционально-практическая форма общения со сверстниками: проявляют потребность в общих действиях, обмениваются эмоциями, действиями; сверстник интересен как участник общих затей.

Можно сделать вывод, что театрализованная деятельность является способом участия ребёнка в жизни взрослых, благодаря чему у ребён-ка развиваются новые социальные потребности и мотивы, и формируются новые категории отношения ребёнка к действительности; позволяет успешно развивать у них коммуникабельность.

Прикреплённые файлы:

iz-opyta-raboty_irri4.pptx | 7154,69 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности (выступление на методическом объединении) Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность Слайд №2. Известно,.

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Консультация для родителей «Развитие речи детей средствами театрализованной деятельности в детском саду» Консультация для родителей: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду» Театральная деятельность – это самый.

Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности»Консультация музыкального руководителя «Развитие музыкальности средствами театрализованной деятельности» .

Педагогический совет «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Педагогический совет «Развитие речи детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Дата проведения: 18 апреля 2019.

«Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности». Педсовет Педагогический совет – деловая игра «Развитие речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Слайд 1. Форма.

Развитие представлений об окружающем у детей раннего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты нормального детского.

Развитие речи детей средствами театрализованной деятельностиРазвитие речи детей средствами театрализованной деятельности Воспитатель: Кобликова Валентина Владимировна В 2018 учебном году я продолжила работу над темой самообразования «Развитие речи детей через.

Развитие связной речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие связной речи детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом.

Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности Развитие эмоциональной сферы детей через театрализованную деятельность. Дошкольное детство – золотая пора в жизни человека, полная различных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Развитие коммуникабельности у детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности»
Опубликовано: 21 июля 2019 в 09:59
+60Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД