Лучший педагог года

Из опыта работы «Стимулирование речевого развития детей на основе творческого сочинительства»

Ольга Теш
Из опыта работы «Стимулирование речевого развития детей на основе творческого сочинительства»

В дошкольной педагогике большое значение придаётся обучению детей составлению творческих рассказов. Процесс обучения придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у дошколят навыков монологической речи, развития интеллектуальной активности и образного мышления.

Результативность данного вида образовательной деятельности напрямую зависит от предварительной работы, проведенной с детьми накануне занятия.

Поэтому прежде, чем приступать к занятию по придумыванию необходимо:

Публикация «Из опыта работы „Стимулирование речевого развития детей на основе творческого сочинительства“» размещена в разделах

• четко сформулировать основную цель занятия (расширение кругозора, развитие речи, памяти, закрепление знаний, обогащение словарного запаса или развитие фантазии, воображения, образного мышления). Основная цель в последствие будет определять средства и методы работы.

• обговорить с детьми жанр будущих произведений (дети должны четко понимать, чем отличается рассказ от сказки);

• обеспечить детей необходимым объемом знаний об объекте придумывания (что или кто это, какой он, какими качествами и чертами обладает, чем отличается от других, его предназначение, среда обитания и т. д.);

• привести детям несколько примеров возможного хода событий, а также дать возможность коллективного составления сказки или рассказа по заданной теме;

• приготовить необходимое материальное и методическое сопровождение занятия (карточки-подсказки, наводящие вопросы, картинки по теме, памятки и т. д.).

В зависимости от целей, занятия могут проходить по следующим схемам:

1. Последовательное рассказывание по плану: кто, с кем, что сделали, чем закончилось. При таком рассказывании ребенку можно задавать наводящие вопросы, формирующие логику его изложения.

2. Рассказывание по плану, с использованием карточек – подсказок, например, составление рассказа о празднике елки:

1 карточка – нарисована елка (о каком празднике будет идти речь);

2 карточка – ребенок в костюме петрушки (во что были одеты дети группы);

3 карточка пустая (поле для творчества – ребенок рассказывает, что пожелает о празднике);

4 карточка – подарочная упаковка (здесь ребенок должен сказать, чем праздник кончился);

5 карточка – улыбка, нахмуренные брови (описание эмоций после праздника).

3. Придумывание с постановкой проблемной ситуации. Детям представляется наглядность, которая становится завязкой для будущего сюжета (машинка стоит, а рядом с ней упавшая пирамидка; 2 куклы наклонились, друг к другу будто шепчутся; перышко, повисшее на ниточке и т. д.).

4. Придумывание на основе имеющегося сюжета. Сюда относят придумывание продолжения рассказа или сказки, начало которых предварительно читается несколько раз, а потом закрепляется наводящими вопросами. Или же сочинение иного финала для хорошо известных произведений (например, «Колобок», «Заюшкина избушка» и т. д.).

5. Описательное повествование по картине или иллюстрации. Здесь стоит детально обсудить с детьми «изображаемое», обговорить несколько возможных вариантов предлагаемых обстоятельств (почему на картине девочка плачет, что за человек рядом с ней и т,д., проговорить то, на что нужно обратить особое внимание, а так же определить последовательность изложения.

6. Соединение сюжетов. Предполагает возможность включать в повествование героев из разных сказок, а так же выдуманных самим ребенком персонажей, помещать их в новые обстоятельства, соединять и переделывать знакомые финалы.

7. Введение фантастических элементов в реалистический сюжет. Это занятие уникально тем, что оно подразумевает переход из одного жанра в другой.

8. Придумывание загадок. Возможно только в том случае, если у ребенка накоплено достаточно знаний об описываемом объекте и проведена работа по раскрытию образных, символических понятий.

В заключение хотелось бы сказать о том, что дошкольники проявляют большой интерес к сочинительству, с удовольствием включаются в процесс, осмысленно воспринимают придуманное. Однако, отсутствие богатого литературного и жизненного опыта ограничивает творческие и речевые возможности детей. Поэтому так важно систематически проводить работу в данном направлении.

Публикации по теме:

Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовской национальной культуры (обобщение опыта работы) В этом месяце в МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №90» прошёл семинар. Тема круглого стола – «Ознакомление детей с родным языком.

Из опыта работы «Игра как средство развития речи детей» Опыт работы воспитателя МКДОУ детский сад №2 Пашковой Светланы Алексеевны– воспитатель первой квалификационной категории «Игра как средство.

Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Все знают что театрализованные игры играют огромную роль в развитии детей дошкольного возраста и я практически всегда.

Музыкально-театрализованные композиции, как способ самовыражения и развития фантазии детей. Из опыта работы Цель: Формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия. Задачи:1. Развитие детского творчества в.

Обобщение опыта «Музыкально–познавательное занятие–один из важнейших показателей всестороннего творческого развития детей» Обобщение опыта музыкального руководителя Иконниковой О. Ю. «Музыкально–познавательное занятие–один из важнейших показателей всестороннего.

Обобщение опыта работы «Развитие творческого потенциала дошкольников с использованием экопластики»Обобщение опыта работы «Развитие творческого потенциала дошкольников с использованием экопластики» Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». (В. А. Сухомлинский) Актуальность В современном российском.

Помощь речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье. В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей.

Познавательная игра на основе ТРИЗ как метод развития творческого воображения старшего дошкольника Познавательная игра на основе Теории Решения Изобретательских Задач уже в дошкольном возрасте позволяет не только развить фантазию ребенка,.

Сообщение из опыта работы «Конструирование из бумаги как средство развития творческих способностей детей» Для правильного и гармоничного развития ребенка необходимо строить воспитательный процесс на целом ряде методик. Например, конструирование.

Стимулирование развития речи у детей с задержкой психического развития через развитие мелкой моторики Кондратьева Ирина Анатольевна воспитатель МБДОУ «Детский сад № 323 «Сказка» г. Нижний Новгород Стимулирование развития речи у детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Стимулирование речевого развития детей на основе творческого сочинительства»
Опубликовано: 13 февраля 2017 в 17:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД