МААМ-картинки

Опыт работы по теме «Беседа как средство развития связной речи»

Наталья Горбенко
Опыт работы по теме «Беседа как средство развития связной речи»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 5 г. Курганинска

муниципального образования Курганинский район

Из опыта работы

Тема: «Беседа как средство развития связной речи».

Учитель – логопед:

Горбенко Н. Н.

2019 – 2020 уч. год

Публикация «Опыт работы по теме „Беседа как средство развития связной речи“» размещена в разделах

Важное место в речевом развитии детей принадлежит беседе. Беседа как метод обучения – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор педагога с группой детей на определенную тему. В каждой беседе четко выделяются такие структурные компоненты, как начало, основная часть, окончание.

В своей коррекционной работе с детьми старшей логопедической группы я провожу вопросно – ответные беседы при изучении лексических тем, беседы по предметной картинке, по картине с сюжетом, по содержанию литературного произведения.

Я определяю тему беседы, заранее тщательно продумываю вопросы, моделирую ожидаемые ответы и предполагаемые вопросы детей. Готовя беседу, я намечаю её этапы, т. е. выделяю существенные компоненты того понятия, которое буду анализировать с детьми.

Вначале беседы стараюсь вызвать, оживить в памяти детей полученные ранее впечатления. Осуществляю это различным образом: с помощью вопроса – напоминания, загадывания загадки, чтения отрывка из стихотворения или показа картины, фотографии, предмета. Вначале беседы называю тему предстоящего разговора, обосновываю важность её, объясняю мотивы её выбора.

В процессе беседы высказывания детей 5 - 6 лет обычно неполны и фрагментарны. Я стараюсь последовательно задавать наводящие вопросы естественного характера, которые помогают детям излагать свои мысли последовательно и более распространенно. Уточняющими вопросами даю понять, что предмет беседы мне интересен, и я хочу услышать более подробно то, что хочет рассказать ребёнок.

В ходе беседы стимулирую активное участие детей в диалоге, иногда предлагаю свои варианты ответов, корректирую, уточняю высказывания детей. Возможно, кто-то считает, что проще давать ребёнку эталоны, образцы правильного вопроса или ответа. Считаю, что делая это прямолинейно («Вот слушай, как надо!», мы, с одной стороны подавляем собственное речевое творчество ребёнка, а с другой стороны фиксируем внимание ребёнка на его речевой некомпетентности.

Стараюсь, чтобы конец беседы был кратким по времени, подвожу детей к обобщению, выводу. Провожу эту часть беседы наиболее эмоционально, практически действенно: рассматриваем раздаточный материал или выполняем игровые упражнения.

Цель бесед – формирование умения давать полные ответы на вопросы, а одна из задач: уточнять, расширять, активизировать и закреплять словарь по лексической теме.

Так, например, при изучении темы «Детский сад» проводила вопросно – ответную беседу о нашей группе и о людях, которые здесь работают.

- Куда вы пришли? (Мы пришли в детский сад.)

- Где мы с вами находимся? (Мы находимся в группе.)

Уточняла названия помещений группы и их назначение (раздевалка, игровая комната, спальня, туалетная комната).

Составляли предложения по вопросам (с использованием фотографий) :

- Как зовут логопеда (воспитателя, помощника воспитателя?

- Что делает логопед (воспитатель, помощник воспитателя?

При изучении темы «Овощи» рассматривала с детьми картинку «Огород», проводила беседу по картинке.

- Что это за место? (Это огород.)

- Что растет в огороде? (В огороде растут овощи.)

- Какие овощи вы видите на грядках?

- Для чего нужны овощи?

- Какую пользу они приносят?

При изучении темы «Фрукты» проводила беседу по картинке «Фруктовый сад».

- Что это за место? (Это сад.)

- Что растет в саду? (В саду растут деревья, фрукты.)

- Какие фрукты растут в этом саду?

- Какие фрукты вы знаете ещё?

- Какую пользу приносят фрукты?

Также проводила вопросно-ответную беседу по этой теме.

- Где растут фрукты? (Фрукты растут в саду.)

- На чем растут фрукты? (Фрукты растут на деревьях.)

- Что можно приготовить из фруктов?

- Кто какие фрукты любит?

При формировании понятия «осень» рассматривала с детьми сюжетную картинку с изображением осени, беседовала :

- Какое это время года?

- Как вы догадались, что это осень?

- Какое сейчас время года?

- Почему вы так решили?

Рассматривала с детьми стимульные картинки признаков осени, предлагала послушать фразы, найти соответствующую картинку и ответить на вопрос полным предложением. Включала в беседу загадку, содержащую отрицание:

«А я вижу, что с дерева ветер сорвал листок не желтого и не оранжевого цвета. Догадайтесь, какого?» (Коричневого.)

По лексической теме «Дикие животные» проводила беседу по сюжетной картинке «В лесу» :

- Кто живет в лесу?

- Кто они все вместе?

- Почему этих животных называют дикими? (Потому что они живут в лесу, сами строят себе жилище и добывают пищу, боятся человека и могут напасть на него.)

Вижу, что вопросно-ответный характер общения побуждает детей воспроизводить не случайные, а наиболее значимые, существенные факты, сравнивать, рассуждать, обобщать.

При обучении детей рассказыванию по картине использую беседу, как важное средство развития связной речи и учебно-наглядное пособие (Серию демонстрационных картин. Составитель и автор методических рекомендаций Н. В. Нищева)

При изучении темы «Домашние животные и их детеныши» проводила беседу по сюжетной картине «Кошка с котятами».

- Кого вы видите на картине? (Кошку с котятами.)

- Давайте расскажем о кошке. Какая она? (Большая, пушистая.)

- Правильно. У нее белая грудка и белые передние лапки. Какая у кошки мордочка? Какие у нее спина и хвост?

- Мордочка у кошки рыжая с белым, а спинка и хвост – рыжие.

- Посмотрите, какие у кошки острые ушки, зеленые глаза и длинные усы. А что делает кошка?

- Кошка лежит на полу рядом со своими котятами.

- Попробуйте повторить все, что мы рассказали о кошке: какая кошка; какие у грудка и передние лапки, мордочка, спина и хвост, ушки, глаза и усы; что делает кошка.

Изучая с детьми тему «Домашние птицы», проводила беседу по предметной картинке «Петушок». Задавала вопросы:

- Кто изображен на картине?

- Какой петушок? (Петушок большой, красивый, важный.)

- Чем покрыто тело петушка?

- Назовите части тела петушка? (отметить гребешок, бородку, шпоры)

- Чем питается? (Петушок клюёт траву, зерно, червячков.)

- Как поёт?

- Где живёт? (Петушок живёт в курятнике.)

- Какую пользу приносит? (Петушок будит по утрам, даёт перья и мясо.)

Беседуя с детьми по картине, имею прекрасную возможность продиагностировать их с целью определения уровня освоения разных разделов программы, а также закрепить такие программные требования, как умение отвечать, точно следуя вопроса, внимательно слушать других, дополнять, самому задавать вопросы.

Стараюсь быть чуткой к эмоциональному состоянию детей. Если вижу, что дети устали и интерес к беседе угасает, то диалог прекращаю, но при этом ободряю детей и выражаю надежду на дальнейшее продолжение разговора.

Вариантом беседы по содержанию литературного произведения считаю беседу по сказке К. Чуковского «Мойдодыр».

Читала детям отрывок из сказки. После чтения задавала детям вопросы:

- Почему все вещи убежали от мальчика?

- Почему он был чумазым?

- Как он стал чистым и аккуратным?

- Что он для этого сделал?

- Как к нему стали относиться окружающие?

Для проведения беседы, необходимым условием является правильное соотношение речевой активности педагога и детей. С детьми среднего возраста в основном беру ведущую роль на себя, с детьми постарше стараюсь активизировать каждого ребёнка, чтобы это был диалог нескольких собеседников, в котором, безусловно, ведущая роль принадлежит педагогу, но одновременно прослеживается и речевая самостоятельность детей.

В ходе бесед у детей развивается умение в овладении навыками составления простых распространенных предложений по вопросам, демонстрации действий по картинке, картинно-графической схеме, формируются и совершенствуются навыки ведения диалога, умение самостоятельно задать вопрос. Беседа помогает овладеть навыками составления описательного рассказа, пересказа, составления рассказа по картинке с использованием вопросов и картинно-графических планов.

Чем выше самостоятельность и речевая активность детей, чем непринужденнее их участие в беседе, тем выше уровень развития диалогической речи.

Проведение полноценной беседы, свободного, непринужденного диалога возможно не ранее конца второго, начала третьего года обучения детей, поступивших с ОНР (I или II уровнем речевого развития). Для детей с ОНР с III уровнем речевого развития эту работу можно начинать в конце первого, начале второго года обучения.

Литература:

1. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР. – М. : Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2016

2. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей логогруппе /О. С. Гомзяк. – М. : Издательство ГНОМ, 2013

3. Ушакова О. С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Под ред. О. С. Ушаковой – М. : ТЦ Сфера, 2015

Публикации по теме:

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Логопедическое коррекционное занятие по развитию связной речи к теме «Человек: части тела и лица»Логопедическое коррекционное занятие по развитию связной речи к теме «Человек: части тела и лица» .

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Опыт работы «Музыка как средство патриотического воспитания» В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по теме «Беседа как средство развития связной речи»
Опубликовано: 5 февраля 2020 в 21:44
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД