МААМ-картинки

Изобразительная деятельность в развитии восприятия дошкольников

Елена Дмитриева
Изобразительная деятельность в развитии восприятия дошкольников

Дошкольный возраст – это этап психического развития ребёнка от 3 до 6–7 лет. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст - от 5 до 7 лет.

Дошкольное детство — один из самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого периода идет интенсивное развитие и созревание всех систем и функций детского организма: увеличиваются рост ребенка (на 20—25 см, масса тела и объем мозга, совершенствуется нервная система и развивается высшая нервная деятельность. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления познавательных психических процессов и личности ребенка, овладения новыми видами деятельности.

Публикация «Изобразительная деятельность в развитии восприятия дошкольников» размещена в разделах

По мнению Д. Б. Эльконина, дошкольный возраст - это время интенсивного развития у детей и один из периодов становления личности [3, с. 54, 55]. По мнению отечественных и зарубежных авторов в области психологии, дошкольный возраст - период чувственного познания окружающего (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. С. Мухина).

В своих трудах И. В. Дубровина отмечает, что дошкольный возраст, сенситивен к тем видам обучения и способам познания, которые воздействуют на развитие восприятия, воображения и образного мышления. Поэтому фундамент развития закладывается в детстве и его основательность зависит от разнообразия, богатства, яркости конкретных впечатлений, которые получает ребёнок от взаимодействия с людьми, природой, культурой [2, с. 339].

В дошкольном возрасте восприятие ребенком окружающего мира отличается от восприятия взрослого : ребенок в большинстве случаев рассматривает предметы такими, какими их дает непосредственное восприятие. Свое мгновенное восприятие ребенок считает единственно возможным и абсолютно истинным.

Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Развитие восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, многоаспектный процесс, который помогает ребенку все точнее и четче отображать окружающий мир; учится различать нюансы действительности и благодаря этому ребёнок успешнее адаптируется в окружающем его мире, активно познает окружающий их мир: людей, животных, предметы, явления. На этом этапе у детей происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильно-двигательного, слухового, формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Л. А. Венгер считает, что восприятие предметов и явлений материального мира, восприятие их многообразных свойств и отношений занимает одно из центральных мест в психической деятельности человека и составляет основу ориентировки человека в окружающей действительности, что позволяет организовать деятельность, поведение в соответствии с объективными свойствами и отношениями вещей [1, с. 4].

Изучению особенностей восприятия у детей занимались психологи Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. А. Ганзена, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Дж. Брунер, В. В. Мистюк, Т. О. Гиневской, Л. Б. Эльконин, Д. Селли, Д. Картли и другие учёные.

Формирование восприятия именно в дошкольном возрасте, имеет огромное значение, так как именно восприятие есть основа для развития других психических процессов: восприятия, мышления, воображения. (Б. Г. Ананьев, Л. А. Венгер, Л. И. Переслени). Ощущения дают материал для этих психических процессов и является источником знаний о мире и лежат в основе познавательных способностей, составляя мощный потенциал развития ребёнка.

Если в дошкольном возрасте не создать благоприятных условий для развития восприятия, то связанные с ним психические процессы будут формироваться в замедленном темпе, что затруднит освоение учебной деятельности в младшем школьном возрасте.

Развитие восприятия занимает длительный период времени, охватывая дошкольное детство и школьный возраст. В основе становления восприятия лежат перцептивные действия, которые не являются врожденными. Они возникают на основе включения элементарных сенсорных процессов в практические действия детей, по мере выполнениях которых ребенок вынужден учитывать, отображать различные свойства предметов. Осуществляя элементарные практические действия, ребенок решает все более сложные перцептивные задачи, которые приводят к выделению ориентировочной основы этих действий и постепенному оформлению их в сложные системы перцептивных операций.

Огромное значение для развития восприятия играет изобразительная деятельность дошкольника. Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста : она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, конструировать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес. Уже начиная с первой младшей группы, на рисование и лепку отводится два занятия в неделю. Постепенно количество их увеличивается, и в старших группах занятия по рисованию, лепке, аппликации проводятся четыре раза в неделю.

Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы.

Детская изобразительная деятельность базируется на познании окружающей действительности, поэтому вопрос о развитии восприятий является одной из основных проблем методики обучения детей рисованию, лепке, аппликации. Проблеме развития восприятия дошкольников через изобразительную деятельность посвящены труды таких исследователей, как А. В. Бакушинский, Д. Б. Богоявленская, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г. Казакова, В. И. Киреенко, Т. С. Комарова, Н. В. Рождественская и др.

Таким образом, формирование восприятия необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, далее в школе, и для формирования деятельности.

Ссылка на источник:

1. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. 2-е изд. стер. - М. : Просвещение, 2007. - 365 с.

2. Дубровина И. В. Психология: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. – 7-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 464 с.

3. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. 2-е изд. стер. – М. : Педагогика, 2006. - 560 с.

4. Дмитриева Е. Н. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, по специальности 050144 Дошкольное образование по теме РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области «Губернский профессиональный колледж», Серпухов, 2016.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Изобразительная деятельность. Аппликация «Венок из полевых цветов»Изобразительная деятельность. Аппликация «Венок из полевых цветов» Задачи: 1. Создать условия для развития представлений о растительном мире Хакасии. 2. Создать условия для приобретения опыта: - выражения.

Изобразительная деятельность — одна из основополагающих сторон творческого и коммуникативного развития дошкольников Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем.

Коллективная изобразительная деятельность в ДОУКоллективная изобразительная деятельность в ДОУ В совместной и самостоятельной продуктивной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку,.

Консультация для воспитателей «Роль дидактических игр в развитии сенсорного восприятия у дошкольников» Консультация для воспитателей. Дидактические игры с детьми. Игры на развитие тактильных ощущений. 1.«Чудесный мешочек». В непрозрачный.

Изобразительная деятельность нетрадиционными способами в младшей группеИзобразительная деятельность нетрадиционными способами в младшей группе Изобразительная деятельность нетрадиционными способами в младшей группе. 24 марта 2017 года в младшей группе детского сада «Солнечный зайчик».

Фотоотчет «Изобразительная деятельность в младшей группе»Фотоотчет «Изобразительная деятельность в младшей группе» Когда дети приходят только в садик они много чего еще не знают, и не владеют некоторыми навыками. Изобразительная деятельность в ДОУ очень.

Изобразительная деятельность в жизни ребёнкаИзобразительная деятельность в жизни ребёнка Изобразительная деятельность играет огромную роль, для всестороннего развития, ребёнка. ; рисование является важным средством эстетического.

Применение вязаного конструктора в развитии сенсорного восприятия и активизации познавательной сферы дошкольниковПрименение вязаного конструктора в развитии сенсорного восприятия и активизации познавательной сферы дошкольников Введение. Современные требования системы образования способствуют постоянному педагогическому поиску и саморазвитию специалистов, развивают.

Перспективное планирование ООД в ОО «Изобразительная деятельность» (средняя группа) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ.

«Зимнее чудо». Изобразительная деятельность в подготовительной группе Тема занятия: «Зимнее чудо» Изобразительная деятельность, подготовительная группа. Задачи: Создать обстановку, помогающую отразить образ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Изобразительная деятельность в развитии восприятия дошкольников
Опубликовано: 25 ноября 2017 в 20:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД