Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня

Тамара Голушко
Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня

МОУ «Ртищевская сош Ртищевского района Саратовской области»

Доклад воспитателя ГПД

на педсовете

Как я развиваю познавательные и творческие способности детей в группе

продленного дня.

Воспитатель Голушко Т. В.

2012 -2013 уч. год

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является работа групп продленного дня.

Группа продленного дня (далее – ГПД) является моделью организации внеурочной деятельности школьников, создает благоприятные условия для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей.

В последние годы растет число групп продленного дня в образовательных учреждениях. В этом нет ничего удивительного, ведь большинство родителей и современных бабушек и дедушек значительную часть времени заняты на работе. Выбора у родителей нет, поэтому группы продленного дня все больше становятся одной из ведущих форм организации жизнедеятельности детей, их интеллектуального и нравственного развития.

Следовательно, перед группами продленного дня стоят задачи:

• воспитания личности ребенка,

• обеспечения безопасности его жизни и здоровья.

Режим моей группы продленного дня строится в соответствии с гигиеническими и педагогическими требованиями. Он включает самоподготовку, внеурочную деятельность, занятия по интересам, экскурсии и прогулки, активный отдых детей и способствует снятию утомления, вызванного учебными нагрузками.

Одно из положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий (далее УУД) – означает умение учиться, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности

Мои воспитанники, самостоятельно пользуясь энциклопедической литературой, находят ответы на те или иные вопросы и в виде сообщений представляют перед одноклассниками во время уроков.

Проводятся клубные часы. «Природа в опасности», «Осторожно, огонь» и другие

В группе появилась новая традиция. На каждом школьном празднике есть пункт

«Страница ГПД». Это мероприятия, подготовленные только воспитанниками в рамках общешкольных мероприятий. Воспитанники готовят мероприятия, выпускают газету, изготавливают поделки. Воспитанники участвуют в олимпиадах, конкурсах «Вперёд, мальчишки», в Днях здоровья и других мероприятиях. Группа продлённого дня живёт делами школьными, но как отдельный класс.

Традицией стало и участие воспитанников в Интернет – конкурсах. Это даёт положительные результаты. Так Акулова Анастасия стала Лауреатом Всероссийского творческого конкурса и получила диплом. Мои воспитанники принимают участие конкурсе и получают сертификаты участника. Я помогаю при подготовке, консультирую, ищу вместе с воспитанниками ответы на вопросы в литературе, в сети Интернет. Эта работа воспитателя и воспитанника ведёт к победе ребёнка.

Герасимова Алина победитель Всероссийской олимпиады по литературному чтению «Страна литературы» на Дистанционном Образовательном Портале «Продлёнка» с 21.01.13 по 15.02.13. 1 место серия ДШ 33- 46769

В основу системы воспитания в ГПД должны быть положены следующие исходные принципы:

1) принцип гуманистического воспитания;

2) принцип личностно - ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме, прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека.

Часто мы ходим в гости в сельскую библиотеку при Доме Культуры, где проводим праздники, викторины, читаем и обсуждаем прочитанные книги.

При этом формируются коммуникативные действия: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

3) принцип здоровье - сберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у учащихся понимания того, что здоровый образ жизни – это норма. Составлена программа по здоровьесбережению воспитанников ГПД

Ежедневно провожу спорт час. Если погода позволяет, то на свежем воздухе, если – нет, то в спортивном зале. Дети с радостью воспринимают спортчас.

4) принцип познавательности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;

5) принцип деятельностного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, познавательной, трудовой, досуговой, творческой;

НАПРАВЛЕНИЯ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

• Обучать учащихся рациональным приемам восприятия и переработки информации во внеурочной деятельности, при приготовлении домашнего задания;

• Повышение качества выполнения домашних заданий; нацеливание детей на результативную работу.

• Улучшение поведения отдельных учащихся и группы в целом.

• Активизация познавательной деятельности учащихся.

Развитие творческих способностей.

Способствовать развитию самостоятельности, инициативы, творчества в коллективе.

• Воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни; соблюдение гигиенических норм, режима дня.

• Воспитывать в детях чувство самоуважения, уважения к членам своей семьи, окружающим его людям.

• Воспитание чувства доброты у детей, т. е. умение радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и быть рядом, когда неудача постигла другого.

Развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей.

Развивать любознательность ребят, увлечь их процессом познания.

• Расширить представления быта ребят о нашем посёлке, научить любить его.

Для достижения поставленных задач я использую комплекс занятий различной направленности:

Самоподготовка один из основных этапов в режиме группы продленного дня.

Самоподготовка - это обязательные ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания и строго в определенное время.

Цель самоподготовки - привитие учащимся навыков самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение.

Перед самоподготовкой группе ставится ряд задач:

Закрепление и повторение изученного материала,

развитие интереса к учению,

• приобретение школьниками навыков

самостоятельной работы,

• формирование исполнительских навыков.

Как учебное занятие самоподготовка выполняет образовательные и воспитательные функции

Образовательные функции:

• информационная (закрепление и

повторение знаний полученных на уроках);

развивающая функция (развитие

внимания, памяти, мышления, речи детей.);

• конструктивная функция (планирование

учебной работы, распределение сил).

Воспитательные функции:

• мотивационная;

• формирование положительных черт характера, жизненно важных качеств личности (трудолюбие, воля, активность);

• организационная функция.

В своей работе для успешности выполнения домашних заданий, развития способностей детей я провожу беседу - как выполнять домашнее задание.

Я как воспитатель во время самоподготовки поддерживаю необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечиваю успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить те знания, которые дети приобрели на уроках. Я должна побуждать ребенка к самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые усилия, развивать мыслительные и познавательные способности.

Планирую игровую деятельность, я четко осознаю, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать.

Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей я использую для того, чтобы сделать пребывание детей в ГПД более интересным и содержательным. Причем, проведение таких занятий регулярно, а не от случая к случаю, когда нечем занять заскучавших ребят.

Игра является основным видом активности школьника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт.

Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы, время самоподготовки.

, Таким образом, группа продленного дня обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности учащихся, способствует укреплению их здоровья, раскрывает и развивает индивидуальные способности, творческий потенциал младших школьников.

Ссылка на страницу:

1.<a h ref = "http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/%C2%ABrazvitie-poznavatelnykh-i-tvorcheskikh-sposobnostei-detei-v" > «Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня»</a>

2. Источник: Журнал "Управление начальной школой" №9, 2011 год

Публикации по теме:

Игра-шнуровка «Паутинка»Игра-шнуровка «Паутинка» Изделие : игра-шнуровка «Паутинка» Автор работы: Рыбина Наталья Алексеевна, воспитатель средней группы, МБДОУ – детский сад «Радуга»,.

Развитие творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства Здраствуйте уважаемые коллеги! Я являюсь воспитателем средней группы детского сада "Алёнушка", Саратовской области, Дергачёвского района.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Развитие познавательных и творческих способностей детей в группе продленного дня
Опубликовано: 8 декабря 2013 в 13:24
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Поделка к 23 февраля. Кружка для папы. (Фотоотчет)
Приближается праздник - День защитников Отечества, который отмечается 23 февраля. Это праздник дедушек, пап, дядь, братьев, поскольку все они наши...
Анюткин сарафан. Сказка.
Дорогие коллеги, представляю вам свою новую сказку. Эта сказка познакомит вас и ваших деток с забытой профессией - СИНИЛЬЩИК ( синила, синильник. Кто это...
Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Подбери по цвету».
Для изготовления игравого пособия, необходимы материалы и инструменты: цветная панель, цветной фетр из него я вырезала бантики, носочки, маячки, ручки...
Статья «Дома, где открываются детские сердца»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости! На этой неделе методист школы предложила мне напечатать заметку в учительскую газету под названием...
Дружественный батл между пехотинцами и моряками!
В пятницу в нашей группе проходил спортивный досуг совместный с родителями, посвященный Дню Защитника Отечества! Явка была 100% Праздник получился на...