Получи документы

Советы логопеда родителям «Как правильно научить ребёнка читать»

Светлана Глущенко
Советы логопеда родителям «Как правильно научить ребёнка читать»

Как логопед - практик я рекомендую обучать своего малыша чтению с пяти лет.

Но обязательным условием при этом должно быть чёткое и правильное произношение Вашим ребёнком всех звуков речи.

Если ребенок не выговаривает какие-либо звуки, то перед началом обучения чтению следует их поставить у логопеда, иначе при чтении у ребенка закрепятся неправильные звуки и возникнут проблемы с фонематическим слухом.

Публикация «Советы логопеда родителям „Как правильно научить ребёнка читать“» размещена в разделах

От того, насколько дозированно, интересно, ненавязчиво Вы проведёте с малышом первые в его жизни уроки чтения, зависит в дальнейшем его желание и интерес получать из книг или интернета необходимую информацию. А когда Ваш ребёнок поступает учиться в школу, лицей или гимназию, то умение читать – совершенно необходимое требование.

Первый совет. Родителям необходимо обратить внимание на то, что дошкольнику важно запомнить звуки, а не буквы. Буквы мы пишем и видим, а звуки произносим, гласные звуки говорим долго (тянем, а согласные - отрывисто.

Например, при знакомстве с буквой В учим ребёнка говорить «в», а не «вэ», букву М называем «м», а не «мэ» и т. д. При соблюдении этого правила ребёнок быстрее поймёт, почему в слоге «в» и «а» дают «ва». В противном случае, если делать упор на алфавитное произнесение букв, получается «вэа», «дэа», «зэа». Такое обучение провоцирует побуквенное чтение, и требует длительной коррекции у логопеда. Не надо пугаться, что малыш не узнает как называются буквы в русском алфавите. Через 1-2 года, обучаясь в первом классе, умея бегло читать, он легко выучит алфавитные имена всех букв.

Второй совет. Не перегружайте ребёнка заучиванием всех 33 букв. Это непросто, скучно и бестолково. Выучите с малышом 4 буквы гласные (А, У, О, Ы) и 7-10 букв согласных. При этом помните, что согласные произносим быстро, отрывисто: «ш», «п», «л»…а не «шэ», «пэ», «лэ». Этого пока хватит, чтобы начать усваивать слоги. Названия остальных букв объясните позже.

Третий совет. В русском языке есть «прямые» слоги, их Ваше чадо уже научилось читать (согласный + гласный) и «обратные» слоги (гласный + согласный).

Начинаем учиться читать обратные слоги типа АБ, ОН, УЛ, ЫС и т. д. Чтобы было проще, вырежьте из бумаги стрелочку и во время чтения подкладывайте её под читаемый слог, указывая направление глазкам малыша. Если будут затруднения, увеличьте размер таблиц.

Внимание! Занятие по длительности в возрасте 5-6 лет не более 15 минут! Можно сделать перерыв на один-два дня. При возникновении рассеянности, сонливости, усталости, отсутствия интереса к занятию, - прекращайте заниматься. Не наказывайте малыша за непонимание Вашего объяснения, запаситесь терпением. Больше хвалите малыша, поощряйте, развивайте у него желание учиться.

Четвёртый совет. Начинаем читать слоги, составленные из уже выученных букв. На этом этапе важно учитывать некоторые тонкости. Сначала предлагаем слоги состоящие из согласной + гласной, т. е. ВА, ДУ, СО, ПЫ и т. д. Гласные Е, Ё, И, Я, Ю пока трудные, их не даём. Показывая буквы ребёнку говорите : «С, О - получается СО, В, А - получается ВА.» Не говорите: «С и О читай, что получится?» Из-за союза И малыш не сможет соединить две буквы в слог. Ведя пальчиком ребёнка, старайтесь читать вместе с ним слог сразу, исключая буквенное чтение.

Крупными печатными буквами напишите таблицу слогов, в которых будет одна фиксированная гласная: ГА, МА,ВА, ША, ЛА, … Потом возьмите другую фиксированную гласную: ГУ, МУ, ВУ, ШУ, ЛУ, …

Пятый совет.

Когда Ваш ученик научится уверенно читать, перестанет путать слоги с простыми гласными, можно перейти к обучению чтения слога с гласными И, Е, Я, Ю, Ё. Принцип работы такой же, как на предыдущем этапе, - чтение по таблицам.

Для разнообразия предложите малышу самому написать слоги, продиктованные Вами. Можно привлечь к урокам ещё «учеников». Пусть это будут любимые игрушки (медвежонок, зайчик, кукла, играйте в школу. Можно заранее спрятать написанные на бумажках слоги в разных углах комнаты и предложить поиграть в разведчиков. Вариантов много, фантазируйте.

Шестой совет. Начинаем читать простые слова, состоящие из двух слогов типа КА-ША, МУ-ХА, ВО-ДА, РУ-КА, О-СА, У-СЫ, Ю-ЛА… Важно не торопиться, ведь при чтении слов, которые состоят из трёх-четырёх букв, малыш должен уметь читать слоги легко, уверенно, сразу видеть слог, а не отдельные буквы. Тогда чтение не покажется утомительным и скучным.

Придумайте игру: «Я начинаю читать слово, а ты заканчивай.»

Потом переходим к чтению слов, состоящих из трё х букв: СО-К, ПА-Р, ДО-М и т. д. Сначала печатайте слово, как бы отделяя чёрточкой последнюю букву, объясняя так: «Две буквы ты уже умеешь читать, теперь присоединяй третью, получится слово.» Возможно, у Вашего чада есть игрушки: кот, лев, жук, кит, дом и другие. Напишите эти слова на карточках, читайте вместе с ребёнком и раскладывайте каждую карточку около соответ-ствующей игрушки. Увлекайте малыша в волшебный мир чтения.

Седьмой совет. В русском языке есть слова двусложные, трёхсложные, четырёхсложные и т. д. Здесь для эффективного обучении чтению я предлагаю последова-тельность схем-слов, следующую ниже.

Вы можете придумывать свои слова, но слоговая структура слова должна сохраняться.

1. Читаем слова типа : ПА-ПА, ЛИ-СА, МЫ-ЛО, НЕ-БО, ЛЫ-ЖИ, ДЕ-ТИ, БА-НЯ и т. д.

2. МОХ, ЖУК, ШАГ, БОК, ЛЕС, ПЁС, РЁВ и т. д.

3. КУ-РИ-ЦА, РА-ДУ-ГА, МА-ЛИ-НА, О-СИ-НА и т. д.

4. ЗА-БОР, ДИ-ВАН,ПИ-РОГ, РУ-КАВ, ПЕ-СОК и т. д.

5. ЛАВ-КА, МЕЧ-ТА, ДУП-ЛО, ЛЕН-ТА и т д.

6. ВОК-ЗАЛ, РОС-ТОК, КОС-ТЮМ и т. д.

7. ПИ-РО-ЖОК, СА-МО-ЛЁТ, ТЕ-РЕ-МОК и т. д.

8. МАТ-РЁШ-КА, КАР-ТИ-НА, ЧЕ-МО-ДАН и т. д.

9. ПА-РО-ВОЗ, ШО-КО-ЛАД, КАР-ТОШ-КА, ЛАС-ТОЧ-КА и т. д.

И только теперь, когда ребёнок уверенно читает разные слова, можно начинать читать несложные предложения.

Вырастить грамотного, образованного сына или дочь - мечта каждого родителя! Однако обучение чтению - процесс непростой, требующий большого терпения, умения и индивидуального подхода.

Публикации по теме:

Буклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаБуклет «Как научить ребенка говорить правильно?» Рекомендации родителям по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Учитель-логопед Литвинова Яна Одним из важнейших направлений коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи,.

Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа) Привить ребёнку любовь к чтению сложно,вокруг компьютеры,планшеты и т. д,но это необходимо сделать,причём приучать ребёнка необходимо с раннего.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка правильно держать карандаш»Консультация для родителей «Как научить ребёнка правильно держать карандаш» Сегодня мы поговорим о том, как научить ребёнка правильно держать карандаш. Рассмотрим, как выглядит правильный его захват. Разберём, какие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Советы логопеда родителям «Как правильно научить ребёнка читать»
Опубликовано: 23 апреля 2024 в 10:08
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД