Лучший педагог года

Как развить диалогическую речь у детей в процессе общения

Елена Никитина
Как развить диалогическую речь у детей в процессе общения

Как развить диалогическую речь у детей в процессе общения.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении, а также распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения является разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог).

Публикация «Как развить диалогическую речь у детей в процессе общения» размещена в разделах

Разговорная речь – это простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.

Если в группе создана доброжелательная атмосфера, обеспечено эмоциональное благополучие детей, тогда разговор воспитателя с детьми оказывает на них развивающее влияние.

Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Дошкольники овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи во многом зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря.

Задачи формирования умений в области разговорной речи широки и многосторонни. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса, но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность, выдержанность, а также ряд навыков поведения.

Пути влияния воспитателя на разговорную речь детей очень разнообразны. Решающим средством во всех возрастных группах является руководство разговорной речью детей в повседневной жизни. Формирование разговорной речи осуществляется также на различных занятиях.

У вновь пришедших детей речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей. Этот процесс начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду. Важно расположить к себе ребенка, приласкать и заинтересовать его. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики. Это могут быть красивые привлекательные игрушки, яркие картинки, животные в уголке природы и т. д. В течение дня воспитателю следует поговорить с каждым ребенком, используя для этого все режимные моменты.

Кроме таких кратких разговоров, возникаемых спонтанно воспитатель предусматривает разговоры, которые планирует. Такие беседы могут быть индивидуальными (в случае речевого отставания, особенностей характера и поведения) и коллективными. Они помогают сблизить и сдружить детей, формируют их поведение. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним, подсказывающим вопросом, поощрением.

Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. При этом малышам воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи.

Для развития начальных форм речи-собеседования педагог организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг.

Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Сюжетно - ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», «в больницу», позднее - «в школу», и т. д. закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель способствует углублению содержания игр, формированию и обогащению ролевых диалогов.

Разговор имеет большое значение. С его помощью можно оказывать влияние на все стороны речи ребенка: исправлять ошибки, давать образец правильной речи, развивать навыки диалогической и монологической речи. В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи. Воспитатель может изучить все стороны детской речи, выявить ее недостатки, определить, в чем следует поупражнять ребенка, узнать его интересы, стремления, настроение.

В коллективном разговоре участвуют несколько детей или вся группа.

Самое лучшее время для коллективных разговоров — прогулка. Для индивидуальных разговоров больше подходят вечерние и утренние часы. Но когда бы воспитатель, ни говорил с детьми, разговор должен быть полезным, интересным и доступным.

Тематика и содержание разговоров определяются задачами воспитания и зависят от возрастных особенностей детей. Пока ребенок мал, круг разговоров связан с тем, что окружает его, что он непосредственно наблюдает. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна прежде всего учитывать возраст детей, быть правильной, выразительной,понятной, четкой.

Педагог должен воспитывать своей речью. «Слово воспитателя, не согретое теплотой его убеждения, не будет иметь никакой силы» (К. Д. Ушинский).

Следует отметить, что отдельные диалогические умения (адресовывать речь собеседнику, привлекать его внимание к себе, общаться в доброжелательной форме) проявляются лишь под контролем взрослого. Необходимо создавать условия для

переноса этих умений в повседневную жизнь, поощрять позитивное диалогическое общение детей

В методике формирования разговорной речи детей преобладают рекомендации к обучению ребенка восприятию вопросов взрослого и к ответам на них. Появляются исследования и другой стороны этой проблемы — обучения детей вопросным формам речи. Вопросы — показатель интеллектуального развития ребенка. Воспитатель дает детям образцы вопросительной конструкции предложений.

Таковы основные пути формирования разговорной речи дошкольников в повседневной жизни.

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Воспитание у детей добрых чувств в процессе их общения с природой» Доклад из опыта работы "ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОБРЫХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ" Родная природа! Красота лугов и полей, величие.

Консультация учителя-логопеда для родителей детей с ОНР «Как помочь ребенку развить связную речь» Как помочь ребенку развить связную речь /Консультация учителя-логопеда Лемеховой Г. В. для родителей детей с ОНР подготовительной к школе.

Как развить интелект. Развитие человека - физическое и психическое - проходит следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольный,.

Как развить мелкую моторику рук у детей 6–7 лет Как развить мелкую моторику рук Процесс овладения письмом - длительный и трудоемкий. Большинство детей при поступлении в школу испытывают.

Консультация для родителей «Как развить речь ребенка?» Хотим рассказать вам о непосредственно образовательной деятельности по развитию речи. Дети отвлекаются, устают, долго не могут сосредотачиваться.

Как развить речь ребенка с помощью игр. Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь детям так хорошо дома! И.

Как развить внимание и память у вашего малыша? 1. Запомнил - нарисуй. Приготовьте бумагу, карандаши и несложные картинки. Малыш глядя на картинку запоминает (вы при этом задаете вопросы.

Консультация для родителей «Как развить фантазию ребенка» Мир детской фантазии многообразен и бесконечен. Именно из мечтателей, к примеру, о розовых слонах, которые защищают их от всяких чудищ и.

Консультация для родителей «Как развить музыкальный вкус?»Консультация для родителей «Как развить музыкальный вкус?» Мало встречается людей, которые бы совсем не любили музыку. Наверное, таких практически нет. Все зависит от того - какую музыку человек.

Консультация для воспитателей «как развить любознательность у детей дошкольного возраста» Автор: Шувалова Елена Алексеевна, воспитатель МКДОУ д/с № 83 г. Россошь Консультация для воспитателей «Как развить любознательность у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как развить диалогическую речь у детей в процессе общения
Опубликовано: 26 ноября 2017 в 22:41
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД