092012 Как жили коренные народы севера — ненцы.

Татьяна Ефремова
092012 Как жили коренные народы севера — ненцы.

Мы живем в России самой большой по площади стране в мире. Если посмотреть на карту Тюменской области, она похожа на символическое изображение сердца, которое Россия бережно держит в своих ладонях. На древней рукописи Тобольского музея начертаны знаменательные слова:

«Любить отечество велит природа, Бог,

А знать его – вот честь, достоинство и долг».

Конспект образовательной деятельности в средней группе.

Тема: Как жили коренные народа севера ненцы.

Цель: Познакомить и закрепить знания о жителях, их быте народа крайнего севера в старину.

Экскурсия в краеведческий мини – музей «Край мой северный».

Обогатить словарный запас новыми словами, Вуся улаты, важенка, чум, ягушка, малица, кисы, нарты, бралки, па яма улаты.

Воспитывать любовь к родному краю, гордость за то, что мы живем в России.

Предварительная работа: беседа о жизни коренных народов Севера, рассматривание иллюстраций.

Ход образовательной деятельности

- Ребята, хотите посмотреть, как жили в старину народы крайнего севера ненцы? (ответы детей).

- На чем по тундре ездят ненцы? (ответы детей).

-Предлагаю поехать на оленях! Поставим руки - это рожки, скачем, высоко поднимая ноги (скачем до мини- музея).

Ветерок летит в лицо,

Мчатся нарты с кручи

Самолетом хорошо,

А олени - лучше.

- Ребята, куда это мы попали? (ответы детей).

- Да – это стойбище, видите, стоит чум, его охраняет собака, самый верный друг и помощник ненца. А в вдалеке пасутся олени. Богата и щедра здесь земля. Сотни тысяч оленей скачут по ее просторам, косяки рыб поднимаются по рекам, белыми облаками проносятся стаи куропаток, пушистыми шарами с места на место перекатываются песцы, скачут белки в ветвях. А уж про грибы и ягоды и говорить не приходится, их здесь не руками собирают, а специальными бралками (показ бралки) берут.

-Послушайте стихотворение “Осень” А. Марласова.

Рассыпав беззаботную морошку

И прочие съестные чудеса,

Она от нас стекает понемножку,

Как времени печальная слеза.

Глаза ее подернуты туманом,

Подкрашены ресницы желтизной,

Стекает осень по щеке Ямала,

Сливаясь с Ледовитою волной.

- О какой ягоде говорится в стихотворении? (ответ детей)

-Оленеводство и рыболовство это главные занятия ненцев. Используют оленей, в качестве транспортного средства, одежду шьют из шкуры оленей, и жилище делают, используя шкуры оленей. Шкуры взрослых оленей служат постелью в чуме. Сбрасываемые ежегодно рога, идут для костяных частей упряжек, рукояток ножей. Мужскую меховую одежду называют малицей, а женскую – ягушкой. Обувь называется – кисы, и все это сшито из шкуры оленя.

-А чем питается олень? (Ответы детей).

-Где зимой добывает корм олень? (ответы детей)

-Зимой олени выкапывают мох из под снега, а летом добавляется в пищу трава и листья, грибы.

-Вы хотите поиграть? (ответы детей).

-Игра называется “Важенка и оленята”. Важенка - это мама-олениха, ею будет воспитатель. Нам надо выбрать волка (ребенок, он сидит в своем доме (стульчик). Здесь сделаем домик важенки и оленят (черта из веревки). Будем говорить слова:

Бродит в тундре важенка, с нею оленята,

Объясняет каждому, все что непонятно.

Топают по лужам оленята малые,

Терпеливо слушают наставленья мамины.

Оленята бегают, резвятся, на слова: “Волк идет” - быстро убегают за черту (домой).

- Посмотрите, в чуме горит огонь. А вы знаете, что огонь это для ненцев имеет символическое значение. Символ огня – благопожелание – пусть огонь не гаснет в вашем чуме, то есть пусть никогда не закончится ваш род. Ребята я вас научу здороваться по ненецки - Вуся улаты. Пока хозяева не вернулись, давайте все здесь разглядим. Жилище ненцев называется чум. Зимой чум укрывали в два слоя из шкур оленя, летом - из специально выделанной бересты. В центре чума разжигали костер. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны от него - спальные места, а против входа - чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирают, покрышки, постели, шесты, посуду складывают на специальные сани.

Гимнастика для глаз:

Ветер дует нам в лицо. Часто моргают веками.

Закачалось деревцо. Не поворачивая головы, смотрят вправо- влево.

Ветер тише, тише, тише… Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше. Встают и глаза поднимают вверх.

-Ненцы изготовляли посуду, из дерева. И обменивали рыбу и оленину у соседних народов на металлическую посуду. Пищу готовили женщины. Основная пища - мясо оленей, зимой - мороженое, а также вареное и жареное. А чай делали из разных травок, которые запасали с лета.

- Ребята, а вы любите праздновать свой день рожденья? (ответы детей).

- У ненцев день рожденья ребенка тоже большой праздник. Ребята, у народов Севера есть такой обычай, когда рождается ребенок, ему сразу дарят олениху (важенку). Он взрослеет, и растет олениха, и приплод от оленихи в будущем составит его стадо. Отмечается день рожденье один раз в жизни. Этот праздник только для взрослых, а сам именинник до конца своей жизни ни разу не отметит день своего рождения. Пока взрослые отмечают день рождения, дети бегают вокруг, в поисках следов нового человека, на снегу или на песке.

- Ребята, а как называется наш город? (ответы детей).

- А откуда такое имя? (ответы детей).

-А я сейчас расскажу вам легенду: «Однажды Дочь Солнца опустилась на холм, превратилась в кошку, и пробежалась под землей, хвостом разрезав ее. В том месте сейчас течет река Пур. А место где она ступила на землю, назвали ее именем: Уренгой – Дочь Солнца.

Физминутка: “Летят чайки” - плавное покачивание рук в стороны, вперед-назад, ходьба по кругу, кружение вокруг себя.

“Поклонение солнцу” - наклониться, корпус и руки согнуты, выпрямиться - руки в разные стороны, голова смотрит вверх.

“Шаман играет на бубне” - прыжки на полусогнутых ногах, руки в стороны.

- Нам пора возвращаться в группу. Давайте вспомним что, нового мы узнали. Что вам больше понравилось, что запомнилось. (ответы детей). Здороваться мы научились, а теперь я вас научу прощаться - па яма улаты. Предлагаю, снова превратится в оленей, и поскакать в группу. До свиданья.

Публикации по теме:

Конспект часа досуга «Мы живем в России» Конспект часа досуга "Мы живем в России" в средней группе Программное содержание - закрепить понятие у детей, что наша Родина, отечество.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка».Занятие по ознакомлению с художественной литературой. Чтение ненецкой сказки «Кукушка». Программные задачи:-продолжать знакомить детей с особенностями жизни народов Севера на примере произведений художественной литературы;.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Домашние птицы
Автор публикации:
092012 Как жили коренные народы севера — ненцы.
Опубликовано: 5 сентября 2012 в 18:20
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Письмо детям от Деда Мороза.
Здравствуйте, дорогие коллеги! Дети в нашей средней группе очень ждали Деда Мороза и каждый день спрашивали:"А когда Дед Мороз к нам придёт? ". Как же...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...