Лучший педагог года

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук для дошкольников

Наталья Блинова Анатольевна
Картотека игр по развитию мелкой моторики рук для дошкольников

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук для дошкольников

Содержание

1 Игры с карандашом

1 Игры с карандашом

2 «Карусель»

3 Игра «Раскрась правильно»

4 Игра «Буква растет»

5 Заведи моторчик.

6 Вышли из машины, спускаемся вниз по лестнице.

7 Пришли домой, и очень сильно захотели кушать. Решили испечь пирожки.

Публикация «Картотека игр по развитию мелкой моторики рук для дошкольников» размещена в разделах

8 Пока пирог печется, на улице пошел сильный дождь.

9 Дождь закончился. Мы посмотрели в окно и увидели подъемный кран

10 «Утюжок»

11 «Добывание огня»

12 «Догонялочка»

13 «Качели»

14 «Горка»

15 «Волчок»

16 «Вертолёт»

17 «Эстафета»

18 «Ладошка»

2 Игры с мешочком

1 Волшебный мешочек.

2 "Угадайка"

3 «Найди предмет»

4 «Назови фигуру»

5 «Счет»

3 Игры с мячом

1 Упражнение с массажным мячиком «Месим тесто»

2 Игра с массажным шариком «Зайцы на лужайке»

3 Игра с массажным шариком «Горка»

4 Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха

5 Игры с мячом для закрепления правильного произношения

и дифференциации звуков

6 Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи.

7 Игры с мячом для развития мелкой моторики

8 Тир

9 Запуск ракеты на Луну

10 Мячик покатился

11 Мячик покатился

1. Игры с карандашом.

Оборудование: карандаш

А. Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

Б. Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец - снизу.

2. «Карусель»

Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

3. Игра «Раскрась правильно»

Цели: развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.

Игровой материал и наглядные пособия: карандаши, контурные изображения различных предметов.

Описание: детям предлагается поучаствовать в конкурсе на лучшего штриховальщика. Воспитатель раздает контурные изображения предметов, объясняя принцип штрихования (линии, параллельные друг другу, с наклоном вправо (влево, прямо).

4. Игра «Буква растет»

Цель: развивать мелкую моторику.

Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги, карандаш.

Описание: ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы - одна очень маленькая, другая очень большая. Предложить ребенку изобразить процесс увеличения или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т. д. Обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце листа.

5. Заведи моторчик.

Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.

Заведи мотор скорей и ладошки разогрей.

Все быстрей, быстрей, быстрей –

Сил, дружочек, не жалей!

Ход немного замедляем,

Вот мы к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише –

И мотор уже не слышно!

Машина подъехала к дому!

6. Вышли из машины, спускаемся вниз по лестнице.

Зажать верхний конец карандаша вертикально большим и указательным пальчиками одной руки. И, перехватывая карандаш, поочерёдно обеими руками, «спускаться по лесенке».

Раз – ступенька, два – ступенька.

Мы идем тихонько вниз!

Раз – ступенька, два – ступенька.

Ты смотри, не оступись!

7. Пришли домой, и очень сильно захотели кушать.

Решили испечь пирожки.

Положить карандаш на стол горизонтально. Накрыть его ладонями с выпрямленными пальцами. Совершать движения по столу вперед-назад. На последних словах зажать карандаш в ладошках, вытянуть руки вперед и повернуть ладони вправо или влево.

Пироги печем исправно –

Кто на кухне самый главный?

Дочка тесто раскатаем,

Мама в печь пирог поставит.

8. Пока пирог печется, на улице пошел сильный дождь.

Карандаш лежит горизонтально на столе, поочередно барабанить сначала пальчиками правой руки по карандашу, затем левой.

Дождь по крыше барабанит.

Ну когда же он устанет?

Дома я весь день сижу –

Никуда не выхожу.

9. Дождь закончился.

Мы посмотрели в окно и увидели подъемный кран.

Карандаш лежит на столе. Берем карандаш большим и указательным пальцами, поднимаем над столом и снова кладем на место. Затем берем карандаш большим и средним пальцами, поднимаем и кладем на место. Точно также берем карандаш большим и безымянным, большим и указательным пальцами. То же самое упражнение выполняем с другой рукой.

Вот большой подъемный кран,

Сильный он, как великан.

Легко бревна поднимает

И обратно опускает.

10. «Утюжок»

Карандаш я покачу

Вправо-влево – как хочу.

Прокатывание карандаша по поверхности стола.

Возьми толстый карандаш. Положи его на стол. «Прогладь» карандаш сначала одной ладонью, потом другой. Покатай карандаш по столу.

11. «Добывание огня»

Прокатывание карандаша между ладонями.

Положи карандаш на одну ладошку, прикрой её другой. Прокатывай карандаш между ладонями сначала медленно, а потом быстрее, от кончиков пальцев к запястьям. А теперь попробуй сделать это сразу с двумя карандашами. Получилось?

12. «Догонялочка»

Пальчики бегут вперёд,

И никто не отстаёт.

Вращение карандаша вокруг своей оси пальцами обеих рук.

Возьми карандаш всеми пальчиками. Покрути его. Пусть пальчики бегут по карандашу, догоняя друг друга.

13. «Качели»

Покачаю вверх и вниз –

Крепче, карандаш, держись!

Прижимание попеременно указательным и безымянным пальцами концов карандаша к поверхности стола.

Положи тонкий короткий карандаш на средний палец прижатой к столу ладони. Указательным и безымянным пальцами попеременно нажимай на концы карандаша.

14. «Горка»

Скатывание карандаша с тыльной поверхности кисти руки.

Положи карандаш на тыльную сторону кисти. Наклони руку вниз. Придерживай карандаш другой рукой. Пусть он скатится вниз с твоей руки, как с горки.

15. «Волчок»

По столу круги катаю,

Карандаш не выпускаю.

Вращение карандаша на столе указательным и большим пальцами.

Вращай карандаш на столе двумя пальцами сначала одной руки, а потом другой. Попробуй сделать то же большим и средним пальцами.

16. «Вертолёт»

Отправляется в полёт

Наш красавец-вертолёт.

Вращение карандаша между большим, указательным и средними пальцами

Возьми карандаш двумя пальцами. Покрути его. Пусть он вращается быстро-быстро, как винт вертолёта.

17. «Эстафета»

Передача карандаша каждому пальчику поочерёдно.

Сожми карандаш указательным пальцем, подержи, передай его указательному пальцу другой руки. А теперь удерживай карандаш средним пальцем. Передавай карандаш, как эстафетную палочку, другим пальцем.

18. «Ладошка»

Нарисую я ладошку,

Отдохну потом немножко.

Обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе, массируя карандашом межпальцевые зоны.

Положи ладонь на стол. Широко раздвинь пальцы. Обведи несколько раз каждый палец тупым концом карандаша.

2 Игры с мешочком

1. Волшебный мешочек.

Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.

Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительные внимание,

память, свою способность узнавать предметы на ощупь.

Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.

2. "Угадайка"

Ребенок засовывает руку в мешочек, ощупывает предметы. Взяв предмет в руку, ребенок должен назвать его или описать. Воспитать помогает ребенку рассказать о предмете, задавая вопросы о предмете.

Например: он круглый? гладкий? большой? маленький? Если ребенок называет предмет, то его достают из мешочка и смотрит.

3. "Найди предмет"

Дети уже знают, какие предметы в мешочке. Воспитать называет предмет, ребенок должен его найти, не смотря в мешочек

4. "Назови фигуру"

Положить в мешочек детали конструктора или геометрические фигуры. Ребенок, вытаскивая должен назвать геометрические фигуры.

5. "Счет"

Вытаскивая из мешочка предметы, вести счет и обратно складывая предметы, вести счет.

3 Игры с мячом

1. Упражнение с массажным мячиком «Месим тесто»

Месим, месим тесто, (сжимаем массажный мячик в одной руке)

Есть в печке место (перекладываем и сжимаем мяч другой рукой).

Я для милой мамочки (сжимаем мяч двумя руками несколько раз)

Испеку два пряничка (катаем мяч между ладонями).

2. Игра с массажным шариком «Зайцы на лужайке»

На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве, (катать вперед – назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)

Но напрыгались, устали (положить шарик на ладошку).

Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец)

3. Игра с массажным шариком «Горка»

Руку положить на колено ладошкой кверху. Пальцы плотно сжаты между собой. На руку положить мячик. Другой рукой начинать поднимать мячик до шеи. Затем мячик слегка прижать наклоненной головой. Подержать на счет до 5, а затем «спустить» мячик вниз. Счет постепенно увеличить до 10. То же упражнение выполняется другой рукой. Важно проследить за тем, чтобы ребенок прокатил мячик по всей длине руки.

Это же упражнение можно выполнить, повернув одну руку тыльной стороной ладошки кверху. Можно выполнять упражнения ногами, сидя на стуле.

Провожу игры-упражнения по разделам коррекционно-логопедической работы: усвоение грамматических конструкций, автоматизации и дифференциации звуков, развитие фонематического слуха.

4. Игры с использованием мяча для развития фонематического слуха

«Мяч кидай, звук называй» - определить и назвать первый (последний) звук в слове.

«Мяч друг другу мы кидаем, громко слово называем» - назвать слово на заданный звук.

«Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - если услышишь гласный звук, подбрось мяч вверх.

«Мяч лови – слово собери» - составление слова из названных звуков

([д], [о], [м]; [у], [т], [к], [а]) или слогов (ма, ши, на; мо, ло, ко).

«Найди звук» - если услышишь звук [у], стукни мячом об пол.

«Стукни раз, а может два, по частям скажи слова» - разделить слово на слоги, ударяя мячом об пол.

«Мяч кидай, где звук узнай» - определить позицию заданного звука в слове.

«Мячик ловко бросай, мягкий звук называй» - назвать мягкий согласный звук.

«Мы играем – раз, два, три, мяч бросаем, посмотри» - подбросить мяч столько раз, сколько звуков в заданном слове.

«Разноцветные мячи по порядку собери» - составить звуковую схему слова.

5. Игры с мячом для закрепления правильного произношения

и дифференциации звуков

«С мячиком иду играть, звуки, слоги повторять» - автоматизация звуков, слогов.

«Мяч передавай, слово со звуком [б] называй» - повторение слов с определённым звуком.

«Мяч скорей лови, чистоговорку повтори» - проговаривание чистоговорок.

«Лови да бросай, слово новое узнай» - заменить один звук на другой и узнать новое слово (лак – рак, усы – уши).

«Раз, два, три – слоги повтори» - повторить цепочку слогов (слов).

«Мяч поймай – слово добавляй» - договорить слово в стихотворении.

«Мяч лови, лишнее слово назови» - определить лишнее слово, в котором нет заданного звука (санки, сапоги, шум, сова).

6. Игры с мячом для развития словаря, грамматического строя речи.

«Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.

«Мяч бросаю, диких животных называю».

«Мяч передаю, деревья назову».

«Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).

«Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.

«Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).

«Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

«Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.

«Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.

«Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря.

«Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.

«Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.

«Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.

7. Игры с мячом для развития мелкой моторики

«Крепко мячик мой сожми и по дорожке прокати».

«Шарик пальчиком кати и фигуру обведи» - катать массажный шарик по контуру рисунка.

«Мячик я кручу, кручу, каждый пальчик научу» - прокатывать мячик по спирали.

«Под ладошку мяч кладу и по кругу проведу» - прокатывать мяч по кругу.

«Мячик мой не отдыхает, меж ладошками летает» - перекидывание массажного мячика из ладошки в ладошку.

«Ловко с мячиком играю, его по пальчикам катаю» - катать массажный мячик по каждому пальцу.

«Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю» - с силой сжимать мячик каждой рукой.

Предложенные игры с мячом позволяют расширить знания, умения и навыки детей, помогают совершенствовать речь, тренируют внимание, память, мышление.

Дети с удовольствием используют дидактические игры с мячом в самостоятельной деятельности (в режимных моментах, на прогулке). Наиболее любимы детьми моей группы игры «Назови пять предметов», «Летает – не летает», «Закончи предложение».

Игры с мячом учат мыслить, развивают наблюдательность, является средством общения между людьми. Игры с мячом позволяют сменить пассивную позицию ребёнка на сознательно активную, стимулирует рост познавательной активности, что даёт им возможность получить и усвоить большее количество информации.

8. Тир

Цель: развитие координации и скорости движений крупных и мелких мышечных групп, формирование навыков различного метание мяча.

Материал: мячи, мишень (кольцо или коробка, различные игрушки-мишени.

Ход игры

На расстоянии, котором ребенок может добросить мяч, относится коробка или подвешивается кольцо. Ребенок несколько раз пытается попасть в цель. Модифицированный вариант: расставляются игрушки-мишени, которые надо сбить. За сбитую игрушку или мяч, попавший в коробку, ведущий выдает фант (жетон). Выигрывает тот, у кого окажется больше фантов.

9. Запуск ракеты на Луну

Цель: обучение приемам игры в мяч, развитие умения ориентироваться в пространстве, координации движений рук, мышц плечевого пояса.

Материал: стул, мяч.

Ход игры

Ведущий предлагает запустить «ракету» на Луну. Берет мяч и бросает его вверх. Ребенок сидя повторяет движения взрослого (пять-шесть раз). Затем движения можно повторить стоя. Когда мяч падает, ребенок подходит к нему, берет его и по команде «Ракета полетела», бросает снова. Ведущему необходимо подбадривать ребенка, следить за его правильной осанкой. Более сложный вариант: бросок с подскоком и отрыванием обеих ног от пола.

10. Мячик покатился

Цель: развитие координации движений (в том числе кистей и пальцев рук, умение ориентироваться в пространстве, обучение различным приемам игры в мяч. Материал: мячики.

Ход игры

Ведущий раздает мячи, затем, катит свой мяч и говорит: «Мяч покатился». Идет за мячом и берет его в руки. Дети повторяют движения взрослого: катят свои мячи и поднимают их. Затем ведущий катит мяч в противоположную сторону. Дети повторяют и эти движения. После того, как дети научились этих движений, можно катать мяч прямо со словами «Мячик покатился раз», «Мячик покатился два» - и так, пока мяч не достигнет конца комнаты. Тот, кто обогнал других и сделал все движения правильно, получает приз. +

11. Поймай мячик

Цель: развитие координации движений пальцев и кистей рук, увеличение амплитуды движений в суставах, развитие скорости реакции.

Материал: доска, поставленная на стул, мячик.

Ход игры

Ведущий или иной участник игры катит с горки мяч, а другой ловит его внизу. После этого игроки меняются местами.

Публикации по теме:

Картотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПРКартотека игр для развития мелкой моторики у старших дошкольников с ЗПР «Сухой бассейн» Цель: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Оборудование: ёмкость.

Картотека игр для развития мелкой моторики I. Игры с грецким орехом 1. Здороваемся с орешком – крепко сжимаем его в кулачке, дуем на кулачок и разжимаем его. 2. Побежал наш орешек.

Картотека игр и упражнений для развития мелкой моторики (часть 2) I. Упражнения для расслабления кистей рук 1. Упражнения «Рыбки» Рыбки весело плескались В чистой светленькой воде (Ладошки «ударяют по.

Картотека игр на развитие мелкой моторики рук во второй младшей группеКартотека игр на развитие мелкой моторики рук во второй младшей группе Цели: стимулирование речевой активности детей, развитие речи; развитие движений пальцев рук, координации движений, а также обучение и тренировка.

Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материаловКартотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов Картотека игровых упражнений по развитию мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных материалов. Ученые-нейробиологи и психологи,.

Дидактическая игра для дошкольников по развитию мелкой моторики «Укрась морковку»Дидактическая игра для дошкольников по развитию мелкой моторики «Укрась морковку» Мастер-класс «Укрась морковку» .Дидактическая игра для дошкольников. Цель игры: Развивать мелкую моторику пальчиков. А мелкая моторика.

Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников «ОчУмелые ручки»Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников «ОчУмелые ручки» Актуальность Мелкая моторика - это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем для выполнения мелких, точных.

Проект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников «Умелые ручки» во второй младшей группеПроект по развитию мелкой моторики у младших дошкольников «Умелые ручки» во второй младшей группе «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Проект «Система работы по развитию мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования у дошкольников с ОВЗ» Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года. В проекте участвуют дети среднего дошкольного.

Выставка дидактических игр, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников (фотоотчет)Выставка дидактических игр, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников (фотоотчет) В этом году мы вместе с родителями воспитанников организовали и оформили выставку дидактических игр способствующих на развитие мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека игр по развитию мелкой моторики рук для дошкольников
Опубликовано: 12 февраля 2022 в 14:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД