МААМ-картинки

Картотека наблюдений и опытов в старшей группе

Татьяна Говоруха
Картотека наблюдений и опытов в старшей группе

Растения и свет

Цель:Показать детям, что растения могут поворачиваться, что они могут определять направление света и тянуться к нему.

Два небольших отростка растения в горшках (желательно «Ванька – мокрый», дневник для зарисовок, часы. Дети размещают в групповой комнате цветы подальше от источника света таким образом, чтобы свет падал на них с одной стороны. Пометив карандашом сторону горшка, в которую наклонилось растение, дети разворачивают его на 180 градусов и продолжают наблюдение.

Публикация «Картотека наблюдений и опытов в старшей группе» размещена в разделах

Вывод: Опыт показывает, что растения могут поворачиваться. Растения могут определять направление света и тянуться к нему.

Где прячутся детки?

Цель:Показать детям, что в каждом растении есть семена, которые им помогают размножаться. Выделить общее в строении семян, учить находить и заготавливать семена для следующих посадок.

Опыт :Переспелые плоды помидоров, огурцов, кабачков; пластмассовые ножи, блюдца, клеенки, лупа, пророщенные и сухие семена. Вначале педагог и дети беседуют о том, как получить новое растение. Рассмотреть через лупу сухие и пророщенные семена. Рассмотреть переспевшие овощи (что необходимо для того, чтобы появилось новое растение). Объяснить. Что в каждом растении есть семена, только они прячутся, и предлагает их найти. Показать, как необходимо аккуратно вынуть семена из плодов и выложить на блюдце. Сравнить с сухими семенами. Семена просушиваются.

Вывод: Семена необходимы нам для того, чтобы на следующий год получить новый урожай.

Как растения пьют воду?

Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду и стебелёк проводит её; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями. Лупа, стаканы с водой (для черенков и для полива, взрослое растение бальзамина, нож, принадлежности для рисования (для каждого ребёнка) Предложить детям использовать взрослое растение бальзамина на черенки, поставив их в воду. Педагог обрезает стебель бальзамина, и дети рассматривают срез пенька, сохранившего связь с почвой. Затем дети поливают почву, наблюдая за происходящим. Выясняют, что происходит и почему. Дети объясняют. Используя знания о функциях корней и стеблей: результат опыта зарисовывают. На срезе пенька выступают капельки воды. Эти капельки можно рассмотреть через лупу, пока они не высохли на воздухе.

Вывод: вода из почвы через корешки доходит до стеблей и идёт дальше.

Ветер в комнате

Цель: Выявить, как образуется ветер. Показать детям на опыте, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный- опускается вниз.

Опыт :Две свечи, «змейка»(круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить, спички, принадлежности для рисования (для каждого ребёнка) Зажечь свечу и подуть на неё. Дети выясняют, почему отклоняется пламя. Предложить детям рассмотреть «змейку», её спиральную конструкцию и демонстрируют детям вращение «змейки» над свечой. Дети выясняют, почему так происходит. Затем определяют направление движения воздуха и внизу дверного проёма, поднимая/опуская горящую свечу и наблюдая за движением пламени. Дети объясняют, почему движение ветра разное. Дети зарисовывают результаты опыта.

Вывод: тёплый воздух в квартире поднимается и выходит через щель вверху, а холодный воздух тяжелее, и он входит в помещение снизу. Через некоторое время воздух нагревается в помещении, поднимается вверх и выйдет на улицу через щель вверху, а на его место снова и снова будет приходить холодный воздух. Так возникает ветер в природе.

Почему хлеб плесневеет

Цель: Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определённые условия.

Опыт : Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа, алгоритм опыта. Беседа о том, что хлеб может портиться; на нём начинают расти мельчайшие организмы – плесневелые грибки. Все вместе составляют алгоритм опыта, помещают хлеб в разные условия: в тёплое темное место, в полиэтиленовом пакете; в холодное место; в теплое сухое место, без полиэтиленового пакета. Наблюдения проводятся в течение нескольких дней: дети рассматривают результаты через лупу, зарисовывают. Во влажных тёплых условиях появилась плесень, в сухих или холодных условиях плесени нет.

Вывод: для роста плесени необходимы влажность и тепло. Плесень, как и грибы, растёт и развивается в тёплых и влажных условиях. Для того, чтобы хлеб не плесневел, необходимо хранить его в прохладном месте.

Пузырьки - спасатели

Цель:Выявить, что воздух легче воды, он имеет силу.

Опыт :Стаканы с минеральной водой, кусочки пластилина величиной с рисовые зёрнышки. Дети наливают минеральную воду в стаканы, бросают в неё несколько кусочков пластилина. Он опускается и поднимается снова.

Вывод: Пластилин падает на дно, так как он тяжелее воды. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина на поверхность воды. Потом пузырьки выходят из воды, а тяжёлый пластилин опускается на дно. Воздух легче воды и имеет силу выталкивать некоторые предметы из воды.

Что в пакете?

Цель: Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Опыт : Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом, алгоритм описания свойств воздуха и воды. В один пакет воспитатель наливает воду, другой- надувает и закрывает. Дети рассматривают оба пакета, взвешивают, делают выводы.

Вывод: В наших лёгких находится воздух. Он легче воды, невидим, прозрачен, не имеет запаха, цвета.

Посадка и выращивание лука на перо

Цель: Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения с наличием благоприятных условий – воды, света, тепла. Учить сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании и связывать с тем, что они все находятся в разных условиях

Опыт :Прозрачные баночки, лук, дневник наблюдений Налить воду в баночки и поставить в них луковицы так, чтобы корешковая часть луковицы касалась воды. Разместить в различные условия: одну там, где есть свет, тепло; другую, где есть тепло; третью, где есть свет, но холодно. Вести наблюдения и зарисовывать в дневнике наблюдений.

Вывод: первая луковица прорастёт быстрее и лучше всех, у неё более длинные корни и зелень, вторая – имеет загнутые и жёлтые листья, третья – практически не проросла. Поэтому для хорошего роста растений необходимы все условия – свет, тепло, влага

Теплый-холодный

Цель:Познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха; горячий поднимается вверх, холодный опускается вниз – он холодный.

Свеча. Показать опыт со свечой. Зажечь и поднести к фрамуге или к щели между дверью и полом.

Вывод: Свеча снизу фрамуги будет гореть пламенем в группу-это входит холодный воздух. А свеча сверху будет гореть пламенем в сторону улицы – это выходит тёплый воздух. Заходя снизу холодный воздух нагревается и поднимается вверх.

Сырой - варёный Познакомить детей с инерцией Два яйца – сырое, варёное Как отличить сырое яйцо от варёного. Воспитатель выкладывает яйца на тарелочки и крутит. Дети повторяют. Одно крутится быстро, другое – нет.

Вывод: сырое яйцо – вращается, варёное – нет. В сыром яйце есть жидкость, которая по инерции движется. Жидкость обладает инерцией.

Спит или не спит

Цель: Дать понятие детям, что растения, деревья в январе находятся в состоянии глубокого сна. Срезанная веточка тополя.

Опыт : Поставить веточку тополя в воду.

Ветка со временем начнёт засыхать.

Вывод: растения ещё находятся в состоянии глубокого сна.

Посадка кресс-салата

Цель:Установить необходимость почвы для жизни растений. Семена кресс-салата, влажные салфетки, земля, ёмкости для посадки.

Опыт :Воспитатель укладывает влажные салфетки в коробочку и дети выкладывают на неё семена. Также в ёмкость насыпают землю и высаживают семена кресс-салата. Наблюдения зарисовывают в дневнике наблюдений.

Вывод: быстрее семена прорастут в земле, потому что в ней очень много питательных веществ для роста растений. Растениям просто необходима почва.

Снег и лёд Продолжать детей знакомить со свойствами снега, воды, льда. Три ёмкости, в которых: снег утрамбованный, снег рыхлый и лёд. Дети рассматривают снег и лёд. Оставляют в групповой комнате и наблюдают, что быстрее растает, анализируют, делают выводы, зарисовки.

Что такое пар?

Цель:Познакомить детей с образованием пара, переходом воды из одного состояния в другое. Колба с водой, свеча или сухое горючее.

Опыт :Воспитатель показывает детям колбу и наливает в неё воду. Закрывает крышкой и нагревает на огне. Постепенно вода закипает и образуется пар, затем капельки воды на крышке.

Вывод: вода при нагревании имеет свойство превращаться в пар, затем пар снова превращается в воду.

Звуки в воде

Цель:Показать детям на опыте особенности передачи звука на расстоянии (звук быстрее распространяется через твёрдые и жидкие тела. Большая ёмкость с водой, камешки разной величины.

опыт :Предложить детям ответить, передаются ли звуки по воде. Вместе с детьми педагог составляет алгоритм действий: бросить камешек и слушать звук от удара о дно ёмкости, затем приложить ухо к ёмкости и бросить камень. Выполнить оба варианта и сравнить результаты.

Вывод: во втором варианте звук будет громче. Через воду звук проходит лучше, чем через воздух. Звук быстрее распространяется через твёрдые и жидкие тела.

Фильтрование воды

Цель:Познакомить детей с разными способами очистки воды.

Бумажные фильтры, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, ёмкости, стакан с водой, активированный уголь, ватные диски. Воспитатель предлагает детям замутить воду крахмалом, а затем очистить её разными способами: через песок, тряпочку, бумагу, активированный уголь. Выяснить, какой фильтр лучше очищает воду.

Где вода?

Цель: Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость

Прозрачные ёмкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа. Наполнить стаканчики песком и глиной следующим образом: сначала насыпается сухая глина (половина, а сверху вторую половину дополняют песком. Рассмотреть и рассказать, что видят дети. Затем дети закрывают глаза и по звуку определяют, что пересыпает воспитатель. Лучше сыплется песок. Рассматривание через лупу песчинок и глины. Наливают воду и смотрят, где быстрее вода впитается.

Вывод: у глины частички прилипают ближе друг к другу, поэтому плохо пропускают воду.

Публикации по теме:

Картотека опытов и экспериментов Опыты и эксперименты для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Опыты с водой (знакомимся со свойствами воды) 1. Способность отражать.

Картотека опытов и экспериментов по валеологии (продолжение)Картотека опытов и экспериментов по валеологии (продолжение) Пищеварение «Зубы» Цель: дать детям понятие о зубной эмали, подвести к выводу о необходимости соблюдения правил личной гигиены. Материал:.

Картотека опытов по валеологии (продолжение)Картотека опытов по валеологии (продолжение) Осязание «Кожа человека» Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о значении кожи, сформировать представление о том, что каждый орган имеет.

Картотека летних наблюдений в средней группе НАБЛЮДЕНИЯ ЛЕТОМ Карточка 56 Наблюдение за бабочками Цель: расширять представления о насекомых; о разных по размеру и окрасу бабочках;.

Картотека осенних наблюдений в средней группе НАБЛЮДЕНИЯ ОСЕНЬЮ Карточка 1 Наблюдение за сезонными изменениями в природе Цель: формировать представления об изменениях в природе, учить.

Картотека весенних наблюдений в средней группе .

Картотека зимних наблюдений в средней группе НАБЛЮДЕНИЯ ЗИМОЙ Карточка 20 Наблюдение за синицей Цели: продолжать вызывать интерес к пернатым; знакомить с синицей, ее повадками, средой.

Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей Опыт работы по теме «Использование наблюдений, опытов и экспериментов в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста». Воспитатель.

Примерное планирование экологических опытов и наблюдений (старший возраст, первое полугодие) Сентябрь. Строение растений. Цветок. Наблюдение 2 занятия. Цель:Знакомить детей со строением растений. Дать понятие: о значении цветка для.

Примерное планирование экологических опытов и наблюдений (старший возраст, второе полугодие) Февраль Нужна ли растениям почва? Эксперимент. 2 занятия. Формировать представление об условиях роста растений. Развивать познавательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека наблюдений и опытов в старшей группе
Опубликовано: 11 ноября 2015 в 19:29
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД