Лучший педагог года

Картотека речевых игр с детьми 5–7 лет к теме «Одежда»

Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр с детьми 5–7 лет к теме «Одежда»

Формирование словаря

Ситуация общения «Слова вокруг нас. Одежда».

Задачи. Развивать представления детей о многообразие слов. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия одежды.

Разговор.

— Дети, а вы знаете, что вокруг нас живут слова. Вот, например, слово «стул» или слово «потолок».

Педагог показывает на стул, затем на потолок.

— Сегодня, мы поизносим слова, которые называют одежду.

Публикация «Картотека речевых игр с детьми 5–7 лет к теме „Одежда“» размещена в разделах

Дети поочерёдно называют слова на предложенную тему. Педагог контролируют, чтобы слова детей соответствовали теме.

Лексический материал.

1. Дети, назовите, пожалуйста, слова, которые обозначают женскую одежду.

2. Дети, назовите, пожалуйста, слова, которые обозначают мужскую одежду.

3. Детскую одежду вспоминаем, новые слова называем.

4. Вспомните, пожалуйста, слова, которые обозначают летнюю одежду.

5. Дети, кто помнит, слова, которые обозначают зимнюю одежду.

6. Верхнюю одежду вспоминаем, новые слова называем.

— Чудесно! Молодцы, дети! Одежду называли, много слов сказали.

Ситуация общения «Части одежды».

Задачи. Обратить внимание детей, что одежда состоит из частей. Упражнять детей в употребление существительных в родительном падеже. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия одежды. Развивать внимание, память детей.

Разговор.

— Дети, на свою одежду внимательно посмотрите, из каких частей одежда состоит определите.

Задания.

1. У кого на одежде есть воротник, правую руку вверх поднимите, левой рукой на воротник покажите.

Дети выполняют задание.

2. У кого одежда с короткими рукавами, руки вверх поднимите, рукава покажите.

3. У кого одежда с длинными рукавами, руки вперёд протяните, рукава покажите.

4. У кого на рукавах есть манжеты, руки вверх поднимите, манжеты покажите.

5. У кого на одежде есть пуговицы, правую руку вверх поднимите, левой рукой на пуговицу покажите.

6. У кого на одежде есть карманы, левую руку вверх поднимите, правой рукой на карман покажите.

— Дети, новое задание предлагаю, память вашу проверяю.

Дети отвечают поочерёдно. Педагог контролирует, чтобы дети произносили слова с предлогом у, в нужном падеже, чётко проговаривали окончание слов.

Лексический материал.

1. У какой одежды есть воротник? (у рубашки, у платья, у кофты, у пальто, у шубы)

2. У какой одежды нет воротника? (у сарафана, у платья, у футболки, у юбки, у шорт)

3. У какой одежды есть рукава? (у рубашки, у платья, у кофты, у пальто, у шубы)

4. У какой одежды нет рукавов? (у сарафана, у юбки, у шорт, у брюк)

— Замечательно, дети! Одежду изучали, части одежды определяли.

Пальчиковая игра «Сезонный магазин».

Задачи. Обогащать бытовой словарь детей. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев детей.

Игра.

— Дети, в пальчиковую игру играем, слова чётко повторяем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Презентация "Пальчиковые игры"

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия покупок.

Магазин «Сезонный» открываем,

Покупателей приглашаем.

Для весны и осени предлагаем

Одежду. Плащи, дождевики, пальто, куртки, комбинезоны.

Обувь. Сапоги, полусапожки, ботинки, туфли, кроссовки.

Головные уборы. Шапки, шляпы, платки, береты.

Для холодной зимы запасаем

Одежду. Шубы, пуховики, лыжные костюмы, варежки, шарфы.

Обувь. Валенки, бурки, унты, зимние сапоги и ботинки.

Головные уборы. Шапки–ушанки, шапки–шлемы, шали, капоры.

Для жаркого лета купим

Одежду. Сарафаны, платья, рубашки, шорты, футболки.

Обувь. Босоножки, сандалии, тапочки, шлёпанцы, сланцы.

Головные уборы. Панамы, шляпки, кепки, бейсболки.

Всё! Магазин закрываем.

— Чудесно, дети! Пальчиками играли, вещи правильно называли.

Развитие грамматического строя речи

Речевая игра «Шесть сарафанов».

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 6, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к одежде.

Игровой материал: флажок.

Игра.

К нам пришла недавно Таня

В садик в жёлтом сарафане.

Сарафан с кармашками,

С белыми ромашками!

Е. Долгих

— Дети, воображение включаем, мысленно гуляем, магазин одежды посещаем. Мы с вами играем в игру «Шесть сарафанов».

Игровые правила:

число со словом называй, флажок товарищу передай;

счёт продолжай, следующее число называй;

когда «шесть сарафанов» посчитаем, вниз, поклон земной друг другу подарим.

— Дети, игру начинаем, сарафаны считаем.

Педагог начинает счёт: «Один сарафан». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Два сарафана», и так далее до слов «Шесть сарафанов». Всё дети вместе с педагогом поклон, затем выпрямляются.

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.

— Чудесно, дети! Сарафаны правильно считали, числа не пропускали.

Ситуация общения «Сколько одежды».

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с числительными. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия одежды. Поддерживать интерес детей к одежде.

Игровой материал: цифра 1, волшебный цветок (флажок).

Разговор.

Педагог показывает цифру 1.

— Дети, кто знает, как зовут эту цифру?

— Цифру зовут один. Но когда мы считаем, то по-разному называем: «один», «одна», «одно». Дети, помогите мне, пожалуйста, слово правильное подобрать. Я назову одежду, а вы посчитаете «один», «одна» или «одно». Задание понятно?

— Дети, двумя словами отвечаем, число правильно называем.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя одежду, дети считают. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали слова. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

1. Сарафан … (один сарафан).

2. Рубашка … (одна рубашка).

3. Платье … (одно платье).

4. Кофта … (одна кофта).

5. Пиджак … (один пиджак).

6. Футболка … (одна футболка).

7. Свитер … (один свитер).

8. Юбка … (одна юбка).

9. Комбинезон … (один комбинезон).

10. Шуба … (одна шуба)

11. Пуховик … (один пуховик).

12. Пальто … (одно пальто).

13. Куртка … (одна куртка).

14. Дождевик … (один дождевик).

— Прелестно, дети! Одежду считали, слово правильно изменяли.

Игровая ситуация «Магазин "Одежда"».

Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Обогащать бытовой словарь детей. Поддерживать интерес детей к одежде.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, в магазин играем, разную одежду предлагаем. Я сделаю вам заказ одежды, а вы назовёте одежду по-другому.

Игровые правила:

Одежду назову, цветок даю.

Одежду назови, по-другому скажи.

Цветок мне верни.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, называя словосочетания, дети повторяют словосочетание по-другому. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали прилагательные с существительными. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет словосочетание правильно.

Лексический материал.

1. Шуба из меха. Какая шуба? – … меховая шуба.

2. Пальто из драпа. Какое пальто? –… драповое пальто.

3. Куртка из кожи. Какая куртка? – … кожаная куртка.

4. Свитер из шерсти. Какой свитер? –… шерстяной свитер.

5. Пиджак из бархата. Какой пиджак? –… бархатный пиджак.

6. Жакет из вельвета. Какой жакет? – … вельветовый жакет.

7. Платье из шифона. Какое платье? – … шифоновое платье.

8. Сарафан из льна. Какой сарафан? –… льняной сарафан.

9. Блузка из муслина. Какая блузка? –… муслиновая блузка.

10. Юбка из шёлка. Какая юбка? –… шёлковая юбка.

11. Рубашка из фланели. Какая рубашка? –… фланелевая рубашка.

12. Футболка из ситца. Какая футболка? –… ситцевая футболка.

13. Брюки из джинсы. Какие брюки? – … джинсовые брюки.

14. Шорты из трикотажа. Какие шорты? –… трикотажные шорты.

15. Пижама из атласа. Какая пижама? – … атласная пижама.

16. Халат из байки. Какой халат? –… байковый халат.

— Чарующе, дети! Одежду назвали, слова правильно подобрали.

Ситуация общения «Приставки-мастерицы».

Задачи. Упражнять детей в образовании глаголов с приставками. Обогащать словарь детей. Развивать мышление.

Разговор.

— Дети, в некотором царстве, в речевом государстве, жили да были приставки. Приставки маленькие, незаметные! Слова у них не получаются! Вот они и пристают к другим словам. Да не просто пристают, а ещё и впереди слова встают. Поиграем вместе с приставками, пристанем к словам. Я вам подскажу, какая приставка к слову пристаёт, а вы новое слово с приставкой придумаете. Итак, увидели приставки слово «шить», и стали к нему приставать. Педагог называет приставку, а дети слово с приставкой.

Лексический материал.

1. Приставка с- – … сшить.

2. Приставка пере- – … перешить.

3. Приставка у- – … ушить.

4. Приставка за- – … зашить.

5. Приставка под- – … подшить.

6. Приставка при- – … пришить.

7. Приставка на- – … нашить

8. Приставка вы- – … вышить.

— Удивительно! Вместе с приставками слово «шить» по-новому зазвучало, новым смыслом наполнилось. Новую одежду нужно сшить, старую одежду перешить или ушить. Дырки в одежде зашить, юбку подшить. Пуговицы к одежде пришить, карманы нашить, цветы вышить.

— Дети, приставки пристали к слову «резать». Слово с приставкой назовите, новый смысл слову подарите.

Дети называют слово с приставкой, а педагог просить пояснить, что это слова означает. При необходимости поясняет значение слова.

Педагог называет слова, которые не назвали дети. (Перерезать, вырезать, нарезать, отрезать, порезать, дорезать, надрезать, срезать, изрезать).

— Превосходно, дети! Приставки к слову правильно подобрали, слова новые сочиняли.

Занимательная игра «Секреты русского языка».

«Неизменяемое слово "пальто"»

Задачи. Формировать представление детей о неизменяемых словах. Помочь детям правильно употреблять несклоняемые существительные. Поощрять стремление детей говорить правильно. Поддерживать интерес детей к русскому языку.

Игра.

— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много слов. Слова в нашем языке можно изменять. Дети, помогите мне, пожалуйста, изменить слово «куртка».

Дети отвечают хором одно слово или индивидуально полным предложением. Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончание слова «куртка».

Лексический материал.

1. Есть у нас что? … (куртка). (Есть у нас куртка).

2. У нас нет чего? … (куртки). (У нас нет куртки).

3. Мы рады чему? … (куртке). (Мы рады куртке).

4. Мы видим, что? … (куртку). (Мы видим куртку).

5. Мы любуемся чем? … (курткой). (Мы любуемся курткой).

6. Мы думаем о чём? … (о куртке). (Мы думаем о куртке).

— Молодцы! Слово «куртка» правильно изменяли. Дети, я напомню вам секрет! В русском языке есть неизменяемые слова. Вот, например, слово «Пальто». Пальто – это одежда. Дети, слово «пальто» не изменяем, всегда одинаково повторяем.

Дети отвечают хором одно слово или индивидуально полным предложением. Педагог контролирует, чтобы дети не изменяли слово.

Лексический материал.

1. Есть у нас что? … (пальто). (Есть у нас пальто).

2. У нас нет чего? … (пальто). (У нас нет пальто).

3. Мы рады чему? … (пальто). (Мы рады пальто).

4. Мы видим, что? … (пальто). (Мы видим пальто).

5. Мы любуемся чем? … (пальто). (Мы любуемся пальто).

6. Мы думаем о чём? … (о пальто). (Мы думаем о пальто).

— Дети, секрет не забывайте, слово «пальто» не изменяйте.

Занимательная беседа «Секреты русского языка».

«Одеть или надеть».

Задачи. Помочь детям правильно употреблять глаголы "одеть" и "надеть". Поощрять стремление детей говорить правильно. Поддерживать интерес детей к русскому языку.

Игра.

— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много слов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка?

— Есть такие хитрые слова в русском языке, которые часто путают. Вот, например, слова "одеть" и "надеть" – это похожие слова, но разные по смыслу. Дети, запомните, одеваем кого-то. Как вы думаете, кого можно одеть?

— Одеваем ребёнка, куклу, обезьянку. Дети, запомните, надеваем что-то. По вашему мнению, что можно надеть?

— Надеваем одежду. Дети, закончите, пожалуйста, предложение, словом "одеть" или "надеть".

Дети отвечают хором или индивидуально, по выбору педагога.

1. Чтобы пойти гулять, надо куртку … (надеть).

2. Мама утром ребёнка … (одела).

3. Маша красивое платье … (надела).

4. Мальчик тёплый свитер… (надел).

5. Девочка с куклой играла, куклу … (одевала).

— Дети, вот ещё один секрет слов "одеть" и "надеть". Подберём к словам – слова-наоборот. Одеть – раздеть. Надеть – снять. Дети, закончите, пожалуйста, предложение, словом "одеть" или "надеть".

Дети отвечают хором или индивидуально, по выбору педагога.

1. Куклу раздели – куклу … одели.

2. Варежки сняли – варежки … надели.

3. Мама дочку раздела – мама дочку … одела.

4. Платье сняла – платье … надела.

5. Носочки сняла – носочки … надела.

6. Папа сына раздевал – папа сына … одевал.

7. Рубашку снял – рубашку … надел.

8. Шорты снял – шорты … надел.

— Замечательно, дети! Слова "одеть" и "надеть" изучали, правильно подбирали.

Речевая ситуация «Где много одежды?»

Задачи. Формировать умение детей составлять сложносочинённые предложения со значением противопоставления. Упражнять детей в умение образовывать родительный падеж множественного числа существительных. Обогащать бытовой словарь детей. Поддерживать интерес детей к одежде.

Разговор.

— Дети, к разговору приглашаю, предложения составить предлагаю. Образец предложения: «На витрине одна блузка, а в магазине много блузок». Дети, я называю одежду, вы поочерёдно составляете предложения.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, произнося название одежды. Дети выполняют задание и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети произносили обе части сложносочинённого предложения, союз «а», правильно образовывали родительный падеж множественного числа существительных.

Лексический материал.

1. Шуба. (На витрине одна шуба, а в магазине много шуб).

2. Костюм. (На витрине один костюм, а в магазине много костюмов).

3. Куртка. (На витрине одна куртка, а в магазине много курток).

4. Кофта. (На витрине одна кофта, а в магазине много кофт).

5. Платье. (На витрине одно платье, а в магазине много платьев).

6. Брюки. (На витрине одни брюки, а в магазине много брюк).

7. Юбка. (На витрине одна юбка, а в магазине много юбок).

8. Сарафан. (На витрине один сарафан, а в магазине много сарафанов).

9. Футболка. (На витрине одна футболка, а в магазине много футболок).

10. Шарф. (На витрине один шарф, а в магазине много шарфов).

— Чудесно, дети! Предложения правильно составляли, где много одежды рассказали.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь»Подборка игровых упражнений по теме «Одежда и обувь» Здравствуйте,хочу поделиться с вами подборкой игр и упражнений на тему "Одежда и обувь" На организованной деятельности по окружающему.

Фотоотчёт Досуг по теме «Одежда»Фотоотчёт Досуг по теме «Одежда» Итоговым мероприятием в логопедической группе по теме "Одежда" стал досуг "Жил человек рассеянный" Застёгивание пуговиц это не лёгкая работа.

Фотоотчет о комплексном занятии в средней группе по лексической теме «Одежда»Фотоотчет о комплексном занятии в средней группе по лексической теме «Одежда» Фотоотчет по комплексному занятию в средней группе (ФЭМП, аппликация, конструирование) по лексической теме «Одежда». Формирование математических.

Фотоотчёт по теме недели «Одежда» с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт по теме недели «Одежда» с детьми старшего дошкольного возраста В нашей группе проходила неделя по теме "Одежда ". В прошлую пятницу, на детском совете большинством голосов, ребята выбрали эту тему сами.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Одежда» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Мы собираемся гулять» Лексика: I. Одежда, брюки, рубашка, шорты, платье, куртка, шапка, шарф, носки, колготки, обувь,.

Картотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возрастаКартотека речевых игр и упражнений по лексической теме «Зима» для детей старшего дошкольного возраста Программное содержание: расширять и активизировать словарь по теме «Зима»; упражнять в составлении предложений; упражнять в подборе прилагательных.

Картотека речевых игр с музыкальными инструментамиКартотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе по теме «Одежда» Конспект итогового занятия за 1 квартал по развитию речи в старшей логопедической группе №2 по теме «Одежда». Задачи: образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр с детьми 5–7 лет к теме «Одежда»
Опубликовано: 18 октября 2023 в 14:14
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД