Получи документы

Кейс-технология — интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций

Киселева Мария
Кейс-технология — интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании. Внедрение кейс-технологий в дошкольном образовательном учреждении позволяет на практике реализовать компетентностный подход.

Публикация «Кейс-технология — интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций» размещена в разделах

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку.

3 слайд

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

4 слайд

Кейс - технология — это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Универсальность данной технологии состоит в том, что используются описания конкретных ситуаций или случая. Необходимо проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основаны на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

5 слайд

К кейс-технологиям, активизирующим образовательный процесс, относятся:

метод инцидента;

метод ситуационно-ролевых игр;

метод разбора деловой корреспонденции;

игровое проектирование;

метод дискуссии.

метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций,

ситуационные задачи и упражнения;)

6 слайд

1. Метод инцидента

В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода — поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

7 слайд

2. Метод ситуационно-ролевых игр

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

8 слайд

3. Метод разбора деловой корреспонденции

Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы.

9 слайд

4. Игровое проектирование

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

10 слайд

5. Метод дискуссии

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

11 слайд

6. Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стади; фото-кейсы; кейс-иллюстрации);

В практике дошкольного образования можно широко использовать кейс-иллюстрации, кейс-фото.

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

12 слайд

Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

13 слайд

Для чего нужен кейс?

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Кейс-метод

Кейс-метод - это рассмотрение и оценка реальной ситуации. Он дает возможность понять, как принимаются на практике те или иные решения, к чему они приводят.

14 слайд

Преимущества кейс - метода

Метод "Case study" относится к одному из "продвинутых" активных методов.

Метод имеет свои сильные стороны, к которым можно отнести:

возможность работы группы на едином проблемном поле;

использование структурированной информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени;

использование принципов проблемного обучения;

возможность получения учащимися не только знания, но и глубокого понимания теоретических концепций;

возможность создания новых продуктивных моделей деятельности;

выработки навыков простейших обобщений.

Преимущества кейс - метода заключаются в том, что он:

дает знакомство с реальной жизнью;

заставляет углубиться в процесс принятия решений;

тренирует остроту реакции обучаемого на проблемы;

дает аналогии;

15 слайд

По действующим субъектам кейса :

личностные кейсы, в которых действуют конкретные личности: менеджеры, политики, руководители;

организационно-институциональные кейсы отличаются тем, что в них действуют организации, предприятия, их подразделения;

многосубъектные кейсы обычно включают в себя несколько действующих субъектов.

16 слайд

По наличию сюжета:

сюжетные кейсы обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций;

бессюжетные кейсы, как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.

17 слайд

По временной последовательности материала:

кейсы с естественной временной последовательностью событий (от прошлого к настоящему) позволяют хорошо выявлять причинно-следственные связи.

кейсы-воспоминания характеризуются тем, что время в них прокручивается назад: герои что-то вспоминают, сами воспоминания отрывочны, часто несистемные, фрагментарны, что затрудняет восстановление временных цепочек.

18 слайд

По объему:

мини-кейс

кейс средних размеров

макро-кейс

19 слайд

Виды «кейсов».

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).

20 - 21 слайд

Что может содержать «кейс»?

Текстовый материал – интервью, статьи и художественные тексты (или их фрагменты)

Иллюстративный материл – фотографии, диаграммы, таблицы, фильмы, аудиозаписи

22 слайд

Как разработать “кейс”?

Существует ряд типовых шагов для создания Кейса :

1. Определение темы и вопроса исследования;

2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;

3. Определение контекста;

4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора материала и анализа материала;

5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;

6. Описание и редактирование кейса;

7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.

Обучающиеся (специалисты, школьники, студенты, и т. п.) изучают полученные материалы и анализируют ситуацию в группах. После чего в каждой группе генерируются различные идеи по поводу решения данной проблемы, затем принятые предложения оформляются для презентации всей аудитории;

На следующем этапе работы проводится презентация, в ходе которой каждая группа предлагает всей аудитории решение данной проблемы с обоснованием своих аргументов;

Презентация оттачивает многие глубинные качества личности: волю, убеждённость, целенаправленность и т. п. ; она вырабатывает навыки публичного общения, формирования своего собственного имиджа.

После презентации материалов всех групп проводится пресс-конференция, в ходе которой обучающиеся делятся своими выводами о ходе групповой работы и сути решенной (или решаемой) проблемы.

Оценивание презентуемых решений является важнейшей проблемой кейс-метода. Самое главное – объективность. Нужно создать условия, в которых бы максимально точно выявлялись знания педагогов, предъявлены к ним единые требования и справедливое отношение к каждому.

23 слайд

Как написать хороший “кейс”?

Структура кейса :

название (интригующее, проблемное)

контекст (значимые данные об окружающих (внешних) факторах которые помогают понять и интерпретировать кейс);

случай (это определенная вещь, которая нас интересует и как она связана с главным вопросом исследования);

факты (объективная информация (статистика, отрывки из документов, результаты анкетирования, экспертные мнения, фото и пр.);

решения (вариативная часть кейса которая может содержать рефлексию, комментарии, сценарий).

Работа старшего воспитателя с педагогами в доу

Если коротко описать наиболее распространенную технологичную модель деятельности в режиме кейс-метода (кейс-технология, то она будет содержать несколько шагов-этапов:

• Старший воспитатель подбирает, готовит тему или вопрос исследования;

• Старший воспитатель вместе с педагогами выбирают объект исследования «конкретную ситуацию»;

• Старший воспитатель, как правило, определяет контекст, после этого педагоги планируют кейс-исследования, собирают материал и анализируют;

• Педагоги ищут пути решения, обсуждают возможные сценарии дальнейшего развития ситуации;

• Описывают и редактируют «кейс»;

• Старший воспитатель совместно с педагогами подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее оптимальное, эффективное решение (возможно несколько решений).

24 слайд

Что не является «кейсом»?

Хью МакЛин выделяет три признака:

Не актуальный и не вызывающий интереса материал (отсутствие загадки, отсутствие вопроса, отсутствие противоречия)

Материал, в котором отсутствует изложения контекста

Отсутствие в описании материала определенных живых элементов: истории, интервью.

25 слайд

Практически любой преподаватель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологий, их подготовки и проведения.

26 слайд

И в заключение…

И всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться.

А. В. Луначарский

27 слайд

Спасибо за внимание

Прикреплённые файлы:

keis-tehnologija_m9deo.pptx | 1981,02 Кб
 
Публикации по теме:

Интерактивная технология «Калейдоскоп подсказок» Уважаемые родители! Представляем Вашему вниманию интерактивную технологию «Калейдоскоп подсказок», которую в течение трех лет разрабатывала.

Методическая разработка «Флеш-карты как интерактивная технология» Флеш – карты как интерактивная технология Характерной особенностью развития современного общества становится его информатизация. Одним из.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Кейс-технология — интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций
Опубликовано: 22 мая 2015 в 08:46
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД