Папки-передвижки

Классификация занимательного математического материала (консультация для воспитателей)

Светлана Белоброва
Классификация занимательного математического материала (консультация для воспитателей)

В детском саду широко используются занимательный математический материал. Главное место в жизни ребенка - игра. Это основная деятельность, непременный спутник жизни. Познавательное значение имеют игры для развития интеллектуального уровня дошкольников, которые развивают психические процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, а также способствуют развитию важных качеств личности-самостоятельности, любознательности, сообразительности, наблюдательности, усидчивости, работоспособности.

Публикация «Классификация занимательного математического материала (консультация для воспитателей)» размещена в разделах

Дидактические игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к

исследовательскому и творческому поиску. В дидактических играх формируют правильные взаимоотношения между детьми: умение играть вместе, помогать друг другу, радоваться успеху или огорчаться, поступать честно, правдиво, преодолевать трудности, проявлять самостоятельность.

Психологические и педагогические исследования, педагогическая практика доказывают возможность формирования активности и самостоятельности в мыслительной деятельности детей дошкольного возраста через дидактическую игру. Познавательные дидактические игры в старшем дошкольном возрасте оказывают огромное влияние на формирование произвольного правильного поведения, организованности отношений содружества между детьми. Игры делают процесс познания интересным, занимательным, а значит и успешным.

Таким образом, учитывая значение познавательных математических игр и используя их как средство воспитания, обучения и всестороннего развития ребенка дошкольного возраста, рекомендуется организовывать игротеки.

В младших группах целесообразно использовать игры на развитие сенсорных способностей:

- крупные мозаики, крупный строительный материалы,

- игры-вкладыши «Шар», «Яйцо», «Пирамидки», «Матрешки», «Кубики»,

- полифункциональные панно по темам,

- игры на ознакомление детей с формой, цветом, величиной,

В старших группах весь игровой дидактический материал надо расклассифицировать, выделить в нем три основные группы:

A) математические, развивающие (логические) игры, задачи, упражнения,

Б) развлечения,

B) дидактические игры и упражнения.

Основанием для выделения групп является характер и назначение материала, для того или иного вида.

Классификация дидактических познавательных математических игр.

Игры на плоскостное моделирование : «Танграм», «Волшебный круг», «Головоломки Пифогора», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Пентамино», «Архимедова игра», «Сложи узор», «Сложи квадрат».

Игры на моделирование из объемных фигур: «Куб-хамелион», «Уголки», «Кубики для всех», «Собери призму», «Кубики и цвет», «Кирпичики», «Кубик Рубика»,

Игры на перестройку фигур и передвижение их: «Поменяй местами», «Сделай также», «Четыре по четыре», «15», «Составь картинку».

Игры на построение фигур с использованием спичек, счетных палочек, шнуров, ниток, проволоки с решением следующих задач: а)задачи на построение простых фигур,

- по стороне (например построить треугольник со стороной в два палочки,

- по общему количеству палочек (например, построить треугольник: из шести палочек,

б) задачи на построение сложных фигур (составление из нескольких простых, имеющих общую вершину или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга,

в) задачи на преобразование фигур типа:

- добавь (убери). палочек так, чтобы.

- переложи палочки так, чтобы …

Развивающие игры:

«Логические кубики», «Кубики и цвет», «Лото», «Домино», «Шашки», «Шахматы».

Игры, подготавливающие к игре в шашки и шахматы: «Волки и овцы», «Лиса и гуси», «Леопард и зайцы», «Квартет», «Мельника», «Построй узор,фигуру», «Уголки», «Войско»,

- компьютерные игры,

- набор конструкторов,

- наборы мозаик.

Игровые лабиринты, игры на нахождение пути следования, признаков сходства и различия:

«Кто сеет морковку», «Найди дорожку», «Найди дорожку», «Найди одинаковы», «Чем похожи и чем отличаются?», «Найди лишнюю», «Найди недостающую в ряду», «Эрудит».

Логико-математические игры.

Наиболее эффектным пособием являются логические игры, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем.

Играя с блоками Дьенеша, дети выявляют свойства, абстрагируют их, сравнивают, классифицируют по нескольким определенным признакам, обобщают, кодируют и декодируют, решают разнообразные логического характера задачи.

Игра "Палочки Кюизенера"

Палочки позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызывают живой интерес детей, развивают активность, самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мыслительных задач.

Игры «Воскобовича», «Чудо- крестики», «Пять математических картинок», «Живой квадрат», «Цветовым часы», «Эстафета».

Игры на усвоение алгоритмов.

Дети должны последовательно выполнить действия по определению знаковым обозначениям («Построим лес», «Вырастим дерево», «Выполни и не ошибись» и др).

В предметно развивающей среде желательно иметь подборку развлекательного материала (загадки, задачи - шутки, головоломки, математические фокусы, вопросы - шутки).

Содержание этого материала периодически меняется, чтобы дети при разгадывании, применяли усилия, сообразительность, находчивость.

Предметно-развивающая среда - это содержательная жизнь ребенка в дошкольном учреждении. Она может самый различный неповторимый дизайн, соответствующий психолого-педагогическим и эстетическим требованиям, быть комфортной, универсальной, дает возможность решать воспитательно-образовательные задачи, способствовать развитию интеллектуально-познавательной деятельности.

Публикации по теме:

Настольные игрыНастольные игры Приходя в детский сад утром наши малыши любят поиграть в настольные игры в которых они сплачиваются между собой учатся играть дружно придерживаться.

План самообразования по теме «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности» План работы по самообразованию 2012- 2013 гг. Воспитатель: Запрягаева Юлия Сергеевна Подготовительная группа МБДОУ № 343 Тема: Влияние.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Классификация занимательного математического материала (консультация для воспитателей)
Опубликовано: 17 октября 2013 в 16:59
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД