Папки-передвижки

Книжный уголок в детском саду

Ирина Колмакова
Книжный уголок в детском саду

Книжный уголок в детском саду

(методическое пособие в помощь воспитателям детского сада)

Подготовила: Колмакова Ирина Сергеевна, воспитатель ОЧУ «Первая Московская Гимназия», 2015-2016 учебный год, г. Москва

В. А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг».

Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в зрелом возрасте.

Публикация «Книжный уголок в детском саду» размещена в разделах

Но чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого – открыть ребёнку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Читатель начинается раньше, чем ребёнок научится читать. Умение слагать слоги и слова – начало умения читать, а чтение как источник духовного обогащения – нечто другое.

Значимость продуманного отбора книг для детского чтения определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное развитие ребенка, на формирование его литературного опыта на важном этапе – этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге: интереса и любви или равнодушия.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги.

Что такое Уголок книги?

Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребенок может самостоятельно по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть и «перечитать» ее.

Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.

Встреча в Уголке книги со знакомыми произведениями, полюбившимися героями углубляет проникновение в авторский замысел, помогает уточнить возникшие при слушании образы, еще раз сопережить с героями события и приключения.

Внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга - это и первый художественный музей, куда непосредственно входит ребенок и где впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.

Кроме того, только в Уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой. Любовное, бережное отношение к книге – одно из важнейших качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель.

Уголок книги должен быть во всех группах детского сада.

Как организовать Уголок книги?

Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.

Нужно продумать правильное освещение:

Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.

• Существуют различные варианты оформления книжного уголка :

- Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;

- Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла, соответствующие ростовым показателям детей.

Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

• Подбор литературы и педагогическая работа в Уголке книги должны проводиться в соответствии с ФГОС и отвечать возрастным особенностям и потребностям детей. Это может быть:

1. Наглядный материал:

детская художественная литература (сказки, произведения детских писателей). Особое место на книжных полках и витринах должно принадлежать книгам, составляющим репертуар театрализованной деятельности детей, которая тесно связана с впечатлениями и знаниями, приобретенными при чтении книг;

• иллюстрации, репродукции картин, открытки. Дети их рассматривают вместе с воспитателем, уточняя, закрепляя знания, полученные ими на занятиях по ознакомлению с явлениями социальной жизни, художественному слову;

• картины по сюжетам произведений художественной литературы и сказки для составления творческих рассказов по ним;

• книги-игрушки, книги-малышки, книги-самоделки, изготовленные детьми вместе с воспитателем.

2. Настольно-печатные дидактические игры литературного содержания («Волшебный кубик», «Домики-сказки» и др.)

3. Набор дисков по книгам и сказка для просмотра.

4. Диски литературных произведений, сказок для самостоятельного прослушивания.

5. Детские работы на сюжеты сказок и литературных произведений.

6. Ширмы и различные театры (плоскостной, пальчиковый, перчаточный и т. д.)

В младшей группе воспитатель дает детям первые уроки самостоятельного общения с книгой:

– знакомит детей с Уголком книги, его устройством и назначением,

– приучает рассматривать книги (картинки) только в Уголке книги,

– сообщает правила, которые нужно соблюдать:

• брать книги только чистыми руками;

• перелистывать осторожно;

• не рвать, не мять, не использовать для игр;

• после того как посмотрел, всегда класть книгу на место.

В витрине Уголка книги младшей группы выставляется немного книг: три - четыре. Но у воспитателя должны быть в запасе дополнительные экземпляры этих же книг. Маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.

В Уголке помещают издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями.

Воспитатель учит внимательно рассматривать иллюстрации в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.

Кроме книг, в Уголке могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания. В младшей группе необходимо иметь эстампы – иллюстрации русских народных сказок.

Книги, альбомы для рассматривания подбираются воспитателем согласно тематическому планированию. Например, «Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.

В средней группе закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычными.

Для лучшего усвоения правил обращения с книгами воспитатель может использовать и игровые приемы, например приход Петрушки, который напоминает правила обращения с книгой.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книг и участию в ней.

В этом возрасте у ребенка формируется потребность приносить пользу своим трудом. И вот для этого в Уголке книги появляется «Книжная больница». Все необходимое для ремонта книг можно сложить в чемоданчик, наклеить на него красный крест.

В средней группе дошкольники проявляют уже большой интерес к книгам. Они подолгу рассматривают иллюстрации, обмениваются мнениями о содержании сказки, рассказа.

В витрине Уголка книги выставляется уже четыре – пять книг разных авторов на определенную тему. В конце года выставляются и портреты писателей и поэтов, с которыми в данное время детей знакомят в ходе непосредственной образовательной деятельности. Дети с желанием инсценируют знакомые стихи и сказки, а потому в Уголок книги можно поместить перчаточные куклы.

В средней группе в Уголке книги с детьми воспитатель может организовать литературные викторины: например, по обложке книги узнать произведение, назвать сказку по иллюстрации или по прочитанному из нее отрывку.

В старшей и подготовительной группах содержание Уголка книги становится более разносторонним за счет жанрового многообразия.

На книжную витрину можно помещать одновременно десять – двенадцать разных книг.

Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы детей старшего дошкольного возраста?

• 2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам.

• Для формирования гражданских черт личности ребенка в Уголке книги должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с ее сегодняшней жизнью.

• Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы: В. Бианки «Лесные домишки», «Первая охота» с рисунками Е. Чарушина и т. д.

• На витрине должны находиться издания произведений и портреты писателей, с которыми в данное время знакомят детей в ходе НОД. Например, после чтения рассказа Л. Толстого «Филиппок» поставим в Уголок книги издание с иллюстрациями А. Пахомова. Художник писал, что ему хотелось сделать Филиппка любимым героем малышей, поэтому он нарисовал его красавцем. Прекрасные рисунки помогут детям увидеть и лучше узнать «бедового» деревенского мальчика, полюбить его, как любили своего героя писатель и художник.

• Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт. Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского воспитывают способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.

• В Уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.

• Кроме книг, в книжном уголке должны находиться иллюстрации к знакомым произведениям, разнообразные альбомы для рассматривания, созданные художниками на определенные темы: «Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А. Пахомова, альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах. А также альбомы с детскими рассказами, записанные воспитателем на занятиях по развитию речи.

Каким образом происходит замена книг в Уголке книги? Как долго стоит каждая книга на витрине?

Основной принцип организации Уголка книги – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Поэтому нельзя определить точный срок пребывания в Уголке каждой отдельной книги.

Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи.

К таким книгам относятся книги художника и писателя В. Сутеева, К. Чуковского, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным, и многие другие издания.

Такие книги могут и должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения.

К иным книгам интерес утрачивается довольно быстро, и, наблюдая это, воспитатель может убрать книгу с полочки, не дожидаясь намеченного срока.

В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет две – две с половиной недели.

Работа в Уголке книги

Свободное от занятий время богато возможностями для организации разнообразной художественной деятельности:

• тематические выставки

• рассказы воспитателя о жизни писателей и их книгах

• чтение с продолжением

• инсценирование любимых книг

• литературные игры

• игры – драматизации

• организация кукольного или теневого театра по произведениям.

Проведение тематических выставок

В старшей и подготовительной группах в Уголке могут устраиваться тематические выставки книг.

Цель выставок: углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему.

Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников, книг Л. Толстого, С. Маршака и др.

Правила организации тематической выставки:

- Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т. п.);

- Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния;

- Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более трех-четырех дней, т. к. далее внимание и интерес дошкольников будет неизбежно снижаться.

Рассказ воспитателя о жизни писателей и их книгах

В старшей и подготовительной группах надо выделять специальное время для рассказывания детям о жизни писателей и их книгах.

Цель рассказов: вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребенка.

Рассказ воспитателя должен отвечать следующим требованиям:

- факты из жизни писателя должны быть точными и научными;

- изложение должно быть образным, интересным;

- рассказ должен быть доступным дошкольнику, не следует приводить даты (хронология детям не понятна); можно использовать перифразы.

Например: «Это было давно, когда не было не только ваших мам и пап, но даже ваших бабушек и дедушек, или, это было так давно, что не только электричества и телевизоров не было, но даже поезда еще не ходили».

- рассказ должен быть близок детским интересам, то есть, рассказать о детстве писателя. Но останавливаться только на детских и юношеских годах писателя – значит не создавать в представлении ребёнка законченной картины;

- рассказ должен быть оснащен богатым наглядным материалом;

- в рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, опыт посещения памятных мест, музеев;

- особенно важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя.

После рассказа возможна длительная совместная с детьми и родителями деятельность: чтение книг в детском саду и дома, прослушивание записей, сбор иллюстративного материала и составление альбома, экскурсии к памятным местам, посещение выставки и т. д.

Например, можно провести «Неделю К. И. Чуковского».

В течение недели можно предложить детям чтение произведений этого замечательного автора, познакомить с биографией Корнея Ивановича (Коли Корнейчукова, обыграть запоминающиеся сценки из произведений, посетить дом – музей К. И. Чуковского в Переделкино.

Завершить неделю можно проведением досуга с отгадыванием загадок, чтением стихов, инсценированием понравившихся произведений К. И. Чуковского.

«Книжкина неделя» - период праздничного общения детей с писателями и поэтами, художниками – иллюстраторами детских книг, с «ожившими» персонажами детской литературы, время веселых конкурсов и соревнований. Такие недели можно посвящать любым авторам и художникам.

Чтение с продолжением

В ходе НОД невозможно прочитать все произведение, поэтому такие прекрасные детские книги, как «Золотой ключик» А. К. Толстого, «Приключение Незнайки и его друзей» Н. Носова и многие другие дошкольникам читают также в свободное время.

Чтение с продолжением развивает у ребенка привычку слушать книгу, формирует устойчивый интерес к художественной литературе.

Свободные часы – прекрасное время для чтения поэтических произведений. Далеко не всегда стихотворение можно запомнить наизусть, да еще и научиться выразительно читать в пределах одного занятия. В свободное время воспитатель закрепляет в памяти детей выученные на занятии стихи. Работает над выразительным чтением.

Непринужденная атмосфера в Уголке помогает детям легче и спокойнее войти в мир поэзии. При этом работа, как правило, проводится с одним или несколькими детьми.

Литературные игры

Приобретению знаний по литературе, начитанности способствуют и литературные игры.

«Собери картинку»

Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав их, на несколько частей (от 2-х до 8-ми, можно сделать игру «Собери картинку».

Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связанную речь.

«Исчезнувшая картинка»

Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребенку восстановить последовательность сюжета. Перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез».

В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.

«Театр картинок»

Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить «театр картинок».

Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся.

Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:

- В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?

- Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?

- В каких сказках действие происходят в лесу?

- В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия?

«Домино», «Лото»

Из 2-х экземпляров «Колобка» (или любой другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино», «Лото».

Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.

• Игры-соревнования

Одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего возраста и которые украсят детский праздник.

Для игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все участники получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.

Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок из одной сказки некоторые «лишние» эпизоды из других произведений, перемешать их и положить на противоположные стороны стола. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора». По сигналу первый участник команды должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки и, положив его на картонную полосу под № 1, встать последним в строй своей команды; второй отыскивает 2-ой эпизод, и т. д. Выигрывает команда, которая справится с заданием – выстроит сюжет из картинок первой без ошибок.

Для детей, которые умеют читать, картинки можно заменить словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона. Например, «Зимовье зверей» - ПЕТУХ, СВИНЬЯ, БАРАН, ГУСЬ, БЫК.

«Узнай героя», «Найди друга», «Кто автор?».

Старшим дошкольникам можно предложить более сложные игры, используя изображения литературных героев.

«Докончи фразу».

Взрослый из конверта или коробки достает открытку с наклеенным на нее отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают.

Читающим детям раздают отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою «половинку» среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос.

Выигрывает тот, кто первый отыщет свою «половинку».

• Игры-викторины «Поле чудес», «Что? Где? Когда?»

Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».

Постоянное индивидуальное общение дошкольников с литературными и изобразительными искусствами, которые неразрывны в детской книге, постепенно формирует эстетические чувства и сознание детей, «создает тот необходимый навык уединения человека с художественным произведением, без которого не может быть высокообразованного зрителя, понимающего пластические искусства вообще» и подлинного талантливого читателя.

Список используемой литературы:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : 2000.

2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. Ребёнок и книга. – М. : Просвещение, 1992.

3. Ганкина Э. З. Художник в современной детской книге. - М. : 1977.

Публикации по теме:

«Книжный уголок». Из опыта работы с детьми младшей группы«Книжный уголок». Из опыта работы с детьми младшей группы Совместная работа педагогов: Пурюшиной Е. Н., Чурбановой Л. В. "Книжный уголок". Из опыта работы с детьми младшей группы. Книга — величайшее.

Книжный уголок в детском садуКнижный уголок в детском саду Формируя у детей интерес и любовь к художественной литературе я создала в нашей группе книжный уголок, где поместила много разных книг.

Книжный уголок «Книжкин домик»Книжный уголок «Книжкин домик» Уважаемые коллеги! Я хочу поделиться с вами разработкой оформления развивающей среды художественно эстетического центра " Книжкин домик".

Консультация для воспитателей «Книжный уголок в детском саду» Консультация для воспитателей «Книжный уголок в детском саду» Литература, с которой впервые встречается ребенок должна ввести его в мир.

Наш книжный уголокНаш книжный уголок Детские книги пишутся для воспитания,а воспитание великое дело,им решается участь человека. Белинский В. Г. Главной задачей педагогов является.

Развивающая среда. Книжный уголок в средней группе.Развивающая среда. Книжный уголок в средней группе. Верхоломова Наталья. Развивающая среда. Книжный уголок в средней группе. Хочу представить вашему вниманию книжный уголок в средней группе.

Смотр-конкурс «Лучший книжный уголок»Смотр-конкурс «Лучший книжный уголок» В нашем дошкольном учреждении в ноябре 2016 года состоялся смотр - конкурс "Лучший книжный уголок" В этом конкурсе участвовали педагоги.

Спортивный уголок в детском садуСпортивный уголок в детском саду В нашем детском саду прошёл смотр-конкурс на лучший спортивный уголок, по результатам которого мы заняли первое место. Такие мероприятия.

Уголок природы в детском садуУголок природы в детском саду Скоро лето, пора отпусков. Но май месяц работы. Вот прошел еще очередной смотр - конкурс уголков природы в наших дошкольных отделениях.

Уголок уединения в детском саду.Уголок уединения в детском саду. Доброго времени суток. Рады вам представить "Уголок уединения", который появился у нас в группе совсем недавно, благодаря очень отзывчивым.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Книжный уголок в детском саду
Опубликовано: 6 августа 2017 в 12:50
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД