Папки-передвижки

Кодекс профессиональной этики педагогических работников ДОО

Ирина Ремизова
Кодекс профессиональной этики педагогических работников ДОО

КОДЕКС

профессиональной этики педагогических работников

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 272"

1. Общие положения.

1.1. Кодекс профессиональной этики педагогических работников (далее – Кодекс) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 272» (далее – МБДОУ) разработан в целях реализации нормы ч. 4 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в соответствии с положениями Конституции РФ, указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Рекомендациями ЮНЕСКО «О положении учителей», Декларацией профессиональной этики Всемирной организации учителей и преподавателей, иного законодательства РФ, международным правом, принятыми в обществе нормами морали и нравственности, и другими актами, содержащими ограничения, запреты и обязательства для педагогических работников.

Публикация «Кодекс профессиональной этики педагогических работников ДОО» размещена в разделах

1.2. Кодекс представляет собой свод правил и принципов профессионального поведения педагогического работника во время образовательного процесса и (или) выполнения трудовой функции.

1.3. Кодекс - это локальный акт, призванный помочь педагогическим работникам ответить на вопросы, связанные с профессиональным поведением и проблемами, возникающими между участниками отношений в сфере образования

1.4. Целями Кодекса являются :

установление единых норм поведения педагогических работников в МБДОУ;

укрепление авторитета педагогических работников в МБДОУ и обществе;

обеспечение права педагогических работников МБДОУ на справедливое и объективное расследование нарушения ими норм профессиональной этики;

повышения доверия граждан сотрудникам МБДОУ;

установления и обобщения нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных обязанностей;

регулирования профессионально-этических проблем во взаимоотношениях педагогических работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;

воспитания высоконравственной личности педагогического работника, соответствующего нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали.

1.5. Кодекс служит основой для формирования взаимоотношений в системе образования, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании, самоконтроле педагогических работников.

1.6. Знание и соблюдение норм настоящего положения является нравственным долгом каждого педагогического работника МБДОУ и обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности.

1.7. Каждому педагогическому работнику следует принимать все необходимые меры для соблюдения Кодекса, а каждый участник образовательных отношений вправе ожидать от педагогического работника МБДОУ поведения в отношениях с ним в соответствии с настоящим Кодексом.

1.8. Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или поступающий на работу в МБДОУ, вправе, изучив содержание настоящего Кодекса, принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности в МБДОУ.

2. Основные термины и понятия.

Для целей настоящего Кодекса используются следующие основные термины и понятия:

2.1. Педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с МБДОУ, и выполняет обязанности по обучению воспитанников и (или) организации образовательной и воспитательной деятельности.

2.2. Профессиональная этика педагогического работника – система принципов, норм и правил поведения, действующая в отношениях работника с воспитанниками, их родителями (законными представителями) и другими работниками МБДОУ.

2.3. Гуманность – принцип, а также соответствующие свойства характера, основанные на деятельном признании и уважении личности человека, содействие его благу без ограничения возможностей для свободы. Гуманность предполагает бескорыстное отношение к окружающим, сочувствие и поддержку, непричинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

2.4. Законность – соблюдение педагогическим работником положений и норм законодательства РФ, устава и локальных нормативных актов МБДОУ.

2.5. Справедливость – беспристрастное и нравственно должное отношение педагогического работника к участникам образовательного процесса.

2.6. Профессионализм – обладание педагогическим работником знаниями, владение умениями и навыками, необходимыми ему для эффективной деятельности.

2.7. Ответственность – принцип, согласно которому педагогический работник отвечает за совершенные поступки, действие (бездействие).

2.8. Солидарность – активное сочувствие педагогического работника действиям или мнениям участников образовательного процесса.

2.9. Толерантность – терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, национальности, вероисповеданию участников образовательного процесса.

2.10. Аморальный проступок – виновное деяние (действие или бездействие) педагогического работника, грубо нарушающее нормы морали и нравственности, а равно способствующее совершению таких деяний со стороны воспитанников, отрицательно влияющее на выполнение им своих трудовых функций, унижающее честь и достоинство педагогических работников перед воспитанниками и (или) их родителями (законными представителями).

2.11. – безвозмездная передача имущественных ценностей лицом, которому они принадлежат, в собственность другому лицу, за которую последнее лицо не обязано обычную цену.

2.12. Конфликт интересов педагогического работника – ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества, и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами воспитанника, родителей или законных представителей несовершеннолетнего воспитанника.

3. Обязательства педагогических работников перед профессиональной деятельностью.

3.1. Педагогические работники при любых обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.

3.2. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие этические принципы:

законность;

объективность;

компетентность;

независимость;

тщательность;

справедливость;

честность;

гуманность;

демократичность;

профессионализм;

взаимоуважение;

конфиденциальность.

3.3. Педагогические работники, осознавая ответственность перед гражданами, обществом и государством, призваны:

оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения её престижа;

исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы МБДОУ;

исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как МБДОУ в целом, так и каждого педагогического работника;

осуществлять свою деятельность в пределах полномочий;

не оказывать предпочтение каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

уведомлять администрацию МБДОУ обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты;

проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования;

проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на МБДОУ социальных функций;

принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию;

обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков;

поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через образование;

не терять чувство меры и самообладания;

соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний;

постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их ответственности;

поддерживать порядок на рабочем месте;

соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде.

3.4. Важным показателем профессионализма педагогических работников является культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм:

ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении;

грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка;

содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения;

логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей;

доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации;

лаконичности, отражающей краткость и понятность речи;

уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации.

3.5. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны воздерживаться от:

поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету организации;

пренебрежительных отзывов о деятельности МБДОУ или проведения необоснованных сравнений его с другими Организациями;

преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей;

проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства;

любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определённых социальных, национальных или концессионных групп;

резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека;

грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам.

3.4. Педагогическим работникам необходимо принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.

3.5. Во время проведения занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен.

3.6. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими работниками, приоритетным является учёт интересов МБДОУ в целом.

3.7. Если педагогический работник не уверен в том, как действовать в сложной этической ситуации, он имеет право обратиться в комиссию МБДОУ по профессиональной этике за разъяснением, в котором ему не может быть отказано.

4. Обязательства педагогических работников перед воспитанниками.

4.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с воспитанниками:

признают уникальность, индивидуальность и определённые личные потребности каждого;

сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;

стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала;

выбирают такие методы работы, которые поощряют в воспитанниках развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;

при оценке поведения и достижений воспитанников стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения;

проявляют толерантность;

защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия;

принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и (или) насилия;

осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы;

прививают им ценности, созвучные международным стандартам прав человека;

вселяют в них чувство, что они являются частью взаимно посвящённого общества, где есть место для каждого;

стремятся стать для них положительным примером;

применяют свою власть с соблюдением законодательных и моральных норм и состраданием;

гарантируют, что особые отношения между ними не будут никогда использованы как идеологический и религиозный инструмент.

4.2. В процессе взаимодействия с воспитанниками педагогические работники обязаны воздерживаться от:

навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;

оценки их личности и личности их законных представителей;

предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;

предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей воспитанников;

отказа от объяснения сложного материала со ссылкой на личностные и психологические недостатки воспитанников, а также из-за отсутствия времени для объяснения. При действительном отсутствии времени необходимо провести индивидуальную работу с воспитанником в удобное для обеих сторон время;

требования платы за дополнительные образовательные услуги в рамках реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

проведения на занятиях явной политической или религиозной агитации;

употребления алкогольных напитков накануне и во время исполнения должностных обязанностей;

курения в помещениях и на территории МБДОУ.

5. Обязательства педагогических работников перед законными представителями воспитанников.

5.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с законными представителями воспитанников должны:

помнить, что большинство обратившихся законных представителей воспитанников, как правило, столкнулись с трудностями, неприятностями или даже бедой. От того, как их встретят и выслушают, какую окажут помощь, зависят их настроение и их мнение о педагогических работниках и работе МБДОУ в целом;

начинать общение с приветствия;

проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;

выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;

относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь;

высказываться в корректной и убедительной форме; если потребуется, спокойно, без раздражения повторить и разъяснить смысл сказанного;

выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы;

разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу;

принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица).

5.2. В процессе взаимодействия с законными представителями воспитанников педагогические работники не должны :

заставлять их необоснованно долго ожидать приёма;

перебивать их в грубой форме;

проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;

разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;

разглашать высказанное воспитанниками мнение о своих законных представителях;

переносить своё отношение к законным представителям воспитанников на оценку личности и достижений их детей.

5.3. Педагогические работники должны прилагать все усилия, чтобы поощрить законных представителей активно участвовать в воспитании их ребёнка и поддерживать тем самым процесс воспитания и обучения, гарантируя выбор самой оптимальной и подходящей для их ребёнка формы работы.

5.4. Рекомендуется не принимать на свой счёт обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал.

5.5. В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя воспитанника необходимо принять меры для того, чтобы снять эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.

6. Обязательства педагогических работников перед коллегами.

6.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:

поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в начале своего профессионального пути;

поддерживают и продвигают их интересы;

помогают друг другу в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами МБДОУ.

6.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от:

пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения их работы со своей;

предвзятого и необъективного отношения к коллегам;

обсуждения их недостатков и личной жизни.

7. Обязательства педагогических работников

перед администрацией МБДОУ.

7.1. Педагогические работники выполняют разумные указания администрации и имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим законодательством.

7.2. В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники обязаны воздерживаться от заискивания перед ней.

8. Обязательства администрации МБДОУ

перед педагогическими работниками.

8.1. Быть для других педагогических работников образцом профессионализма и безупречной репутации, способствовать формированию в МБДОУ благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.

8.2. Делать всё возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого педагогического работника.

8.3. Ограждать педагогических работников от излишнего или неоправданного вмешательства в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей, со стороны законных представителей воспитанников.

8.4. Представителям администрации следует:

формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Кодекса;

быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Кодекса;

помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;

регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;

пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе;

обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;

способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности Организации с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действий педагогических работников;

оставаться скромным в потребностях и запросах, как на работе, так и в быту.

8.5. Представитель администрации не имеет морального права:

перекладывать свою ответственность на подчинённых;

использовать служебное положение в личных интересах;

проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость;

создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе;

обсуждать с подчинёнными действия вышестоящих руководителей;

предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, религиозной, кастовой, родовой принадлежности, личной преданности, приятельских отношений;

демонстративно приближать к себе своих любимцев, делегировать им те или иные полномочия, не соответствующие их статусу, незаслуженно их поощрять, награждать, необоснованно предоставлять им доступ к материальным и нематериальным ресурсам;

умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности

9. Требования к внешнему виду педагогического работника.

9.1. Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых обязанностей должен способствовать формированию уважительного отношения в обществе к педагогическим работникам и организациям, осуществляющим образовательную деятельность.

9.2. Приходя в МБДОУ, педагогический работник должен быть аккуратно одет. Одежда не должна быть яркой и вызывающей и противоречить общепринятым нормам приличия.

Приемлем деловой костюм, который подчеркивает официальность отношений с воспитанниками. К деловому костюму относятся пиджак с юбкой/брюками и блузка.

Предпочтительными цветами для одежды являются черный, коричневый, серый, темно-синий, темно-бардовый, бежевый. Рубашки и блузки могут быть постельных тонов.

9.3. Не допускается ношение одежды, указывающей на принадлежность к той или иной национальности и религии, за исключением официальных и культурно-массовых мероприятий.

9.4. Обувь предпочтительней закрытая, для женщины – на невысоком каблуке.

9.5. Украшений должно быть минимальное количество, они не должны быть яркими и броскими.

9.6. Прическа, макияж и маникюр должны производить впечатление аккуратного и ухоженного человека. Макияж и маникюр должен быть нейтральных тонов.

9.7. Недопустимо наличие у педагогического работника татуировок и пирсинга на открытых участках тела.

9.8. Парфюм не должен быть слишком резким, предпочтительны легкие запахи.

9.9. Выражение лица педагога, мимика, жестикуляция должны быть доброжелательными и располагающими к себе.

Публикации по теме:

Алгоритм формирования имиджа педагогических работников УДК: 37.061 студентка группы 61-зМвО Кравченко Алена Владимировна Гуманитарно-педагогическая академия ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет.

Аттестация педагогических работников на высшую квалификационную категорию В соответствии с Законом РФ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому проведение аттестации педагогических кадров относится.

Профилактика эмоционального выгорания у педагогических работников ГБДОУ «Детский сад № 34 комбинированного вида» Тема: «Профилактика эмоционального выгорания у педагогических работников».

Кодекс профессиональной этики педагога В настоящее время существенно повышаются требования к качеству выполнения педагогом профессиональных функций и обязанностей. Педагог должен.

Консультация для педагогических работников коррекционных дошкольных образовательных учреждений МБДОУ комбинированного вида № 19 «Ромашка» Консультация для педагогических работников «Физиологические особенности дошкольников с нарушением.

Квалификационная характеристика педагогических работников Заместитель директора общеобразовательного учебного заведения по научной, учебной, учебно-воспитательной работе (школы, школы-интерната,.

Квалификационные характеристики должностей педагогических работников. Квалификационные характеристики должностей педагогических работников системы дошкольного воспитания и обучения, среднего общего и дополнительного.

Квалификационные характеристики должностей педагогических работников системы дополнительного образования. Директор внешкольной организации дополнительного образования. Должностные обязанности. Непосредственно управляет организацией в соответствии.

План работы по аттестации педагогических работников ДОУ .

«Проектная деятельность». Выступление на августовской конференции педагогических работников«Проектная деятельность». Выступление на августовской конференции педагогических работников Уважаемые коллеги! Федеральные государственные образовательные стандарты в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кодекс профессиональной этики педагогических работников ДОО
Опубликовано: 21 ноября 2016 в 23:03
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД