Лучший педагог года

Коллаж как средство развития речи детей 4–5 лет

Кузнецова Екатерина
Коллаж как средство развития речи детей 4–5 лет

2сл. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

3сл. Актуальность проблемы: В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

В речи детей существуют множество проблем:

недостаточный словарный запас плохая дикция

бедная диалогическая речь- неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

Публикация «Коллаж как средство развития речи детей 4–5 лет» размещена в разделах

бедная монологическая речь неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.

В сложившейся ситуации педагоги находятся в поиске новых инновационных методик, основанных на развитии не только речи, но и всех психических процессов.

Наши современные дети перенасыщены информацией, поэтому необходимо сделать процесс обучения для них интересным, занимательным, развивающим. Я использую в своей работе различные техники и приёмы для развития познавательных, речевых, творческих способностей детей. Одним из таких приёмов является коллаж.

4 сл. Виды коллажей : Развивающий - способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет, на первый взгляд, между собой картинки; Обучающий - способствует получению и закреплению информации о предмете коллажа.

Коллаж - это лист бумаги, на котором наклеиваются или рисуются различные картинки, фотографии, стрелки, рисунки и т. д. Главная задача коллажа соединить, т. е. связать все картинки, буквы между собой. Таким образом, происходит обработка сюжетного метода запоминания.

Техника коллажа сегодня становится очень популярной, т. к. позволяет включить ребёнка в самостоятельный творческий процесс.

Занятия коллажем развивает не только умения и навыки детей, но и формирует образное восприятие и мышление. Для педагога коллаж – это творчество, новизна, уход от обыденности. Для детей – это деятельность, в результате которой они создают новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чём или о ком будет рассказ. При этом ребёнок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками.

5 сл. Основной целью коллажа является : закрепление различных методов запоминания, развитие фотографической памяти ребёнка, расширение словарного запаса, образного восприятия, развития устной речи, умение говорить связно.

Задачи:

Коллаж помогает формировать и систематизировать знания детей об окружающем мире.

Совершенствовать монологическую речь.

Умение связно, последовательно излагать содержание усвоенной информации, составлять логические высказывания, доказывать правильность своего ответа.

Развивать у детей умение с помощью изображения на коллаже составлять небольшие описательные рассказы.

Развивать умственную активность детей, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

Ребенок среднего дошкольного возраста переходит на новый уровень общения со взрослым- познавательный. Не случайно он называется возрастом" почемучек". У ребенка активизируется любознательность, он с удовольствием отвечает на вопросы и сам много спрашивает. Важно поощрять вопросы ребенка, стараясь использовать игровые формы. В этом нам поможет коллаж. Коллаж широко используются в практической работе с детьми. С их помощью у ребенка расширяется словарный запас, развивается связная речь, зрительная память и логическое мышление. Основное назначение коллажа- объединить все объекты,изображенные на нем, в единый сюжет,интересный и познавательный для ребенка. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры и т. д. Но все они связаны между собой, объединены одной темой, и увидеть и разгадать эту связь как раз и предстоит ребенку.

Использование коллажей будет более эффективным, если работу с ними построить в определенной последовательности. Этапы работы над коллажем :

6 сл. На 1 этом этапе детям предлагается внимательно рассмотреть коллаж или мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, модели, буквы, цифры. Далее дается сжатая информация по содержанию данного коллажа Информация должна быть интересной и доступной для детей.

На втором этапе идет обсуждение, задаются дополнительные вопросы и задания.

На третьем этапе ребенок с помощью коллажа самостоятельно составляет описательный рассказ. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. Дети изображают и играют с тем, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание.

7 сл. Разбор коллажа, установление ассоциативных связей:

На смену осени пришла. (зима).

Зима какая? Что просходит зимой (холодная, морозная, одеваем зимнюю одежду)

Солнце светит, но не греет, зима становится морозной, на улице идет снег (метель). Лед становится крепче, толще, иногда стоит иней. Звери уходят в спячку. Зимой люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, раскладывают корм.

8 сл. Рассказ описание: На смену осени пришла. (Зима).На улице стоит холодная, морозная, погода.

Солнце светит, но не греет; много сугробов, снег покрывает землю. Стоит иней, Лед на речках становится толще. Все звери готовятся к зиме: Медведи уходят в спячку, Лисы и зайцы меняют цвет шубы. Все ребята одевают зимнюю одежду (варежки, шапки, кофты, сапоги). Можно заботится о птицах, повесить кормушки, разложить корм. На улице можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, лепить снеговика. Зимой наступает новый год, дед мороз на новый год дарит подарки.

9 сл. Разбор коллажа, установление ассоциативных связей на тему моя мемья:

Для каждого человека важна семья. Кто живет в семье?

Что такое семья?

Кто живет в семье?

Семья – это наш дом, родители, дедушки, бабушки. Эти люди которые всегда рядом.

Кем работает твой папа? Твоя Мама?.

Рассказ описание: Моя семья самая большая дружная. Нас четверо: папа, мама, я и младшая сестра. Моя мама очень вкусно готовит, а папа может починить дома все. Моя младшая сестра еще очень маленькая любит играть со мной и своими игрушками, она не давно пошла только в детский сад. Еще с нами дома живет кошка, я люблю с ней играть. Я очень люблю свою семью!

10 сл. Ожидаемые результаты

Данный приём оказался эффективным в работе по развитию речи. При работе с использованием коллажей у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться, происходят положительные сдвиги в речевом и общем умственном развитии детей. Коллаж, созданный вместе с детьми, это больше, чем просто картинка, это новый способ создания изображения, искусство потенциала и безграничных возможностей в выборе материала, сюжетной линии, тонах композиции, это способ выражения себя.

Публикации по теме:

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей»Фотоотчёт «Волшебные пальчики как средство развития мелкой моторики рук и речи детей» 6 января День пальчиков на маам, вот я и решила вспомнить, что же мы с детьми делали для развития мелкой моторики пальцев рук, и вот что.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возрастаРусская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Театрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возрастаТеатрализованные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста Театрализованная игра- является на мой взгляд самым лучшим способом для развития речи детей. Здесь дети не только развивают речь, мышление,.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коллаж как средство развития речи детей 4–5 лет
Опубликовано: 17 ноября 2022 в 11:39
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД