Получи документы

Комплекс артикуляционных упражнений для исправления разных групп звуков для детей с различными нарушениями речи

Елена Мощинская
Комплекс артикуляционных упражнений для исправления разных групп звуков для детей с различными нарушениями речи

Комплекс артикуляционных упражнений для исправления разных групп звуков для детей с различными нарушениями речи

Упражнение Звук “C”

При произнесении звука “С” :

• губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,

• зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

• кончик языка упирается в нижние резцы,

• передняя часть спинки языка выгнута,

• боковые края языка прижаты к коренным зубам,

• вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

Публикация «Комплекс артикуляционных упражнений для исправления разных групп звуков для детей с различными нарушениями речи» размещена в разделах

• между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,

• сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,

• голосовые складки разомкнуты – не производят голос.

При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляционная гимнастика. Звук «С»

Название упражнения,

образ Описание упражнения

“Улыбка” Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик” Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок” Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик” Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок” Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок” Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка” Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху

Упражнение Звук “З”

При произнесении звука “З” :

• губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы,

• зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

• кончик языка упирается в нижние резцы,

• передняя часть спинки языка выгнута,

• боковые края языка прижаты к коренным зубам,

• вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

• между передней частью языка и передними верхними зубами образуется щель,

• сильная струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум,

• голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.

Артикуляционная гимнастика. Звук «З»

Название упражнения,

образ Описание упражнения

“Улыбка” Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик” Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок” Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик” Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок” Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок” Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка” Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

“Колокольчик” Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Упражнение Звук “Ц”

При произнесении звука “Ц” :

• положение губ нейтральное,

• зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

• кончик языка упирается в нижние резцы,

• передняя часть спинки языка выгнута,

• боковые края языка прижаты к коренным зубам,

• вдоль языка по его средней линии образуется желобок,

артикуляция в два этапа :

1. передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;

2. смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,

• сильная и короткая струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает короткий свистящий шум,

• голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук «Ц»

Название упражнения,

образ Описание упражнения

“Улыбка” Растянуть губы в улыбке.

“Заборчик” Улыбнуться, с напряжением обнажить сближенные зубы.

“Желобок” Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух.

“Красим нижний заборчик” Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” нижние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Непослушный язычок” Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Приклеим язычок” Улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.

“Горка” Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, спинку языка поднять кверху.

“Киска сердится” Приоткрыть рот, кончик языка прижать к нижним зубам с внутренней стороны, выгибать вверх и вперед спинку языка до соприкосновения с альвеолами верхних зубов и опускать вниз.

Упражнение звук “Ш”

При произнесении звука “Ш” :

• губы вытянуты вперед и округлены,

• зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

• кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,

• средняя часть спинки языка прогибается,

• задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,

• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,

• голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук «Ш»

Название упражнения,

образ Описание упражнения

“Дудочка” С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек” Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок” Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка” Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели” Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка” Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка” Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик” Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок” Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Упражнение звук “Ж”

При произнесении звука “Ж” :

• губы вытянуты вперед и округлены,

• зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

• кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,

• средняя часть спинки языка прогибается,

• задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,

• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,

• голосовые складки сомкнуты – производят голос.

Артикуляционная гимнастика. Звук» Ж»

Название упражнения,

образ Описание упражнения

“Дудочка” С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек” Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок” Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка” Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели” Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка” Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка” Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик” Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок” Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Колокольчик” Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Упражнение звук “Ч”

При произнесении звука “Ч” :

• губы вытянуты вперед и округлены,

• зубы сближены до расстояния 1-2 мм,

• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

• кончик языка касается резцов,

• средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу,

• весь язык несколько продвинут вперед,

артикуляция в два этапа :

1. средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;

2. смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,

• струя воздуха сильная и короткая,

• голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук «Ч»

Название упражнения,

образ Описание упражнения

“Дудочка” С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек” Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок” Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка” Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели” Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка” Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка” Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик” Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок” Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Грибок” Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным

Упражнение звук “Щ”

При произнесении звука “Щ” :

• губы вытянуты вперед и округлены,

• зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

• кончик языка поднят до уровня верхних зубов,

• передняя часть спинки языка несколько прогибается,

• средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу,

• задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед,

• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов,

• голосовые складки разомкнуты – голос не производят.

Артикуляционная гимнастика. Звук «Щ»

Название упражнения, образ Описание упражнения

“Дудочка” С напряжением вытянуть вперед губы.

“Кружочек” Приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

“Непослушный язычок” Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Лопатка” Приоткрыть рот, широкий, мягкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу.

“Качели” Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка” Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка” Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик” Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок” Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

Упражнение звук “Л”

При произнесении звука “Л” :

• положение губ нейтральное,

• зубы сближены до расстояния 2-4 мм,

• кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов,

• спинка языка опущена,

• задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу,

• боковые края языка опущены,

• слабая струя воздуха проходит по бокам языка,

• голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.

Артикуляционная гимнастика. Звук «Л»

Название упражнения,

образ Описание упражнения

“Окошко” Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.

“Качели” Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Болтушка” Открыть рот, кончиком языка касаться верхней губы – движения вперед-назад.

“Чашечка” Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

“Красим верхний заборчик” Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок” Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Непослушный язычок” Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Иголочка” Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

“Колокольчик” Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Упражнение звук “Р”

При произнесении звука “Р” :

• положение губ нейтральное,

• зубы сближены до расстояния 4-5 мм,

• кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,

• спинка языка опущена,

• задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,

• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,

• сильная струя воздуха проходит посередине,

• голосовые складки сомкнуты – производят голос.

При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.

Артикуляционная гимнастика. Звук «Р»

Название упражнения, образ Описание упражнения

“Окошко” Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”.

“Качели” Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

“Лошадка” Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба.

“Грибок” Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам.

“Непослушный язычок” Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка.

“Иголочка” Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами).

“Красим верхний заборчик” Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо.

“Красим потолок” Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед.

“Молоточек” Открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов.

“Пулемет” Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося:

“Д-д-д-д”.

“Моторчик” Выполняя упражнение “Пулемет”, проводить прямым указательным пальцем под языком справа – налево (взбалтывать язычок).

“Колокольчик” Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет.

Публикации по теме:

Картотека артикуляционных упражненийКартотека артикуляционных упражнений Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию пособие для занятий артикуляционной гимнастикой. Изготовлена была эта картотека детками средней.

Картотека коррекционных игр и упражнений для детей с нарушениями речи Кто как говорит? Учите малыша копировать голоса животных. Для этого вложите в фотоальбом картинки с изображением разных животных и птиц:.

Комплекс двигательных упражнений для детей 4–5 лет Двигательные упражнения для детей 4-5 лет. Разминка Мы на плечи руки ставим, (Руки к плечам, вращение плечами вперед-назад.) Начинаем их.

Комплекс двигательных упражнений для детей 4–6 лет Двигательные упражнения с мячом. 1. Жучок Ползание, сидя на полу, с опорой на слегка расставленные стопы впереди и руки сзади за спиной,.

Комплекс двигательных упражнений «Зайчик» для детей 4–6 лет 1. Упражнение «Заячья зарядка» 1. И. п. : ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклоны туловища влево, вправо. Зайка беленький сидит И под.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Комплекс упражнений с гимнастической палкой для детей 5–7 лет Упражнения с гимнастической палкой для детей 5-7 лет 1. Палка на грудь И. п. : ноги врозь, палка за спиной зажата согнутыми руками. 1 – поворот.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс артикуляционных упражнений для исправления разных групп звуков для детей с различными нарушениями речи
Опубликовано: 19 ноября 2023 в 22:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД