Получи документы

Комплекс пальчиковых игр для развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста

Елена Гольцова
Комплекс пальчиковых игр для развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста

«Истоки способностей и дарования детей —на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли».В. А. СухомлинскийОчень важно с самого раннего возраста правильно развивать мышцы ребенка, чтобы в будущем у него была правильная моторика и хорошая реакция. Особенно важно это для развития ладошек и пальцев ребенка, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь. Действи-тельно, рука имеет большое "представитель-ство" в коре головного мозга, поэтому пальчи-ковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Дети раннего возраста от-личаются повышенной эмоциональной впе-чатлительностью, внушаемостью. Сосредото-чение короткое, внимание малого объема и непроизвольное, и распределить его в силу возрастных особенностей дети не могут. Ма-лышам приемлемы небольшие по времени за-нятия, игры, сопровождаемые эмоциональной речью взрослого. В нашей группе большое внимание уделяется пальчиковым играм. Пальчиковые игры очень полезны малы-шам, потому что улучшают координацию мелких движений, а развитие мелкой мотори-ки стимулирует развитие речевых центров в головном мозге. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быст-ро учатся писать, рисовать, обладают хоро-шей памятью. Если у ребенка ловкие и по-движные пальчики, то научиться говорить ему не составит труда. Ведь те слова, которые проговаривают взрослые в такт движения пальчиков малыша, легко запоминаются. С помощью игр можно в интересной фор-ме организовать любой режимный момент, совместную, самостоятельную деятельность ребенка, построить увлекательное занятие. Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких дви-жений, необходимых в рисовании, а в буду-щем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интони-рованием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие ре-чи, но и наее выразительность, формирова-ние творческих способностей. Комплекс пальчиковых игр позволяет пе-дагогу подобрать игру соответственно тема-тическому плану, а такжезакрепить и расши-рить знания ребенка; развить его познава-тельный интерес, любознательность, мелкую моторику рук. 1. «Пальчики здороваются» Цель:развивать движения кистей и паль-цев рук. Ход игры: Кончиком большого пальца пра-вой руки поочерёдно касаться кончиков ука-зательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой. Я здороваюсь везде –Дома и на улице. Даже «здравствуй!» говорюЯ соседней курице. Повстречал ежонка ё ж:«Здравствуй, братец! Как живешь?»2. «Человечек» Цель:развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учитьподражать движениям взрослого. Ход игры:Предложите малышам поиграть. -Посмотрите, какой у меня человечек. Поставьте средний и указательный пальцы на стол или на пол-Человечек пошел погулять. Покажите, как шагает человечек. Топ-топ-топ –топают ножки. Человечек идет по дорожке. Предложите детям повторить движения. 3. «Мы топали» Цель:развивать движения кистей рук и умение понимать речь, учитьподражать дви-жениям взрослого.

Публикация «Комплекс пальчиковых игр для развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста» размещена в разделах

Ход игры:Во время этой игры дети сидят на полу или на стульчиках за столом. Предложите детям положить ладошки на стол (на колени) и прочитайте стихотворение:Мы топали, мы топали,До тополя дотопали,До тополя дотопали,И ножки все оттопали!Слушая стихотворение, дети поочередно хлопаютправой и левой ладонями по столу (или по коленкам).Предложите малышам продолжить «про-гулку». Но теперь нужно двигатьсябыстрее (соответственно и стихотворение с каждым разом следует читатьбыстрее).4. «Ладушки –ладушки» Цель:развивать ощущение собственных движений. Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождаядействия стихотворным текстом. Ладушки –ладушки!Пекла бабка оладушки. Маслом поливала,Детушкам давала. Хороши оладушкиУ нашей милой бабушки!5. «Бумажный мячик» Цель:Развивать моторику обеих рук. Ход игры:ребёнку предложить скомкать лист бумаги, сделав из него бумажныймячик (нагрузка даётся попеременно на каждую ру-ку).Кистью руки отталкивать мячикПерекатывать мячик по столу. 6. Пальчик о пальчик» Цель: развивать движения кистей и паль-цев рук. Ход занятия: стучат пальчиком о паль-чик,хлопают в ладоши, топают ножка-ми,закрыть лицо руками. Повторить 2 разаПальчик о пальчик тук да тукХлопай, хлопай, хлопайНожками топай, топайСпрятались, спряталисьПальчик о пальчик тук да тук. 7. «Вышли пальчики гулять» Цель:развивать движения кистей рук, учить подражать движениямвзрослого. Ход игры:Предложите детям сжать паль-цы в кулак и начните читать стихотворение. (Походу чтения дети повторяют ваши движе-ния.) Раз, два, три, четыре, пять –(Поочередно разогните пальцы, начиная сбольшого.) Вышли пальчики гулять. (Пошевелите пальцами.) Раз, два, три, четыре, пять –(Поочередно сожмите пальцы в кулак,начиная с мизинца.) В домик спрятались опять. Повторите игру с пальцами другой руки. 8. «Клювики» Цель:приучить ребенка к исполнению пальчиками совершенноопределенных дви-жений. Ход игры:Под чтение стихотворения ре-бенок пальчиками, сложенными «клювика-ми»«клюет» бумажные шарики. Мы на ярмарке бывалиИ колечки увидали:Это -Гале, это -Нине,Это –Тане, это –Лине,Ну а это –для Настюши. Все подарки вез Петруша!9. «1,2,3,4,5 вышли в садик погулять» Цель:развивать движения кистей и паль-цев рук. Ход игры:пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на поду-шечки; указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой; считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их. Затем читаем стихотворение, снова и повторяем все движениянадругой руке. Раз, два, три, четыре, пять –Вышли в садик погулять. Ходим –ходим мы по лугу. Там цветы растут по кругу. Лепесточков ровно пять,Можно взять и посчитать. 10. «Сидит белка на тележке» Цель:развивать моторику обеих рук. Ход игры: дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца : большой палец, указатель-ный палец, средний палец, безымянный, ми-зинец. Сидит белка на тележке,Продаё т она орешки:Лисичке-сестричке

Воробью,Синичке,Мишке толстопятому. Заиньке усатому. 11. «Капуста» Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук. Ход игры: движения прямыми ладонями вверх, вниз; поочерёдное поглаживание по-душечек пальцев; потирать кулачок о кула-чок; сжимать и разжимать кулачки. Мы капусту рубим, рубим,Мы капусту солим, солим,Мы капусту трём, трём,Мы капусту жмем, жмём. 12. «На работу» Цель:активизировать движения пальцев рук. Ход игры: Сжать пальцы в кулачок. По-очерёдно разгибать их, начиная с большого; со слов «Встали братцы все.» -широко рас-ставить пальцы в стороны. Большой палец встал один. Указательный -за ним. Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все –«Ура!»13. «Паучок» Цель:развивать движения кистей и паль-цев рук, Ход игры:Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по пле-чу другой руки; кисти свободно опущены, выполняют стряхивающеедвижение (дож-дик).Хлопок ладонями по столу/коленям; ла-дони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцырастопырены, качают руками; солнце светит; действия аналогичны перво-начальным-«Паучки» ползают по головеПаучок ходил по ветке,А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил,Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать,Паучок ползёт опять,А за ним ползут все детки,Чтобы погулять по ветке. 14.«Шалун» Цель: развивать движения кистей и паль-цев рукХод игры : На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговари-ванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать. Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, малышей кормила:Этому дала,Этому дала,Этому дала,Этому дала,А этому не дала. Он много шалил. Свою тарелку разбил. 15. «Лягушка –попрыгушка» Цель:развивать движения кистей и паль-цев рукХод игры :Лягушка –попрыгушка (смыкаем пальцы обеих рук и изображаем лягушачьи рты)Глазки на макушке (большой палец вы-полняет функцию нижней челюсти,А все её слова –(которые то раскрывают-ся, то закрываются)Только «Ква!» да «Ква!».А щёки раздуваетИ рот свой разевает,Чтоб комары и мушки (одной рукой про-должаем изображать рот лягушки)Летели в рот лягушке. (а пальцами другой поочерёдно «попадаем» в этот «рот»)Библиографический список1. Пальчиковые игры для детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.maminpapin.ru/palchikovie-igri-v-kartinkax-i-v-stixax/ свободный (дата обращения 15.09.1019) 2. Александра Стефанько «Наши пальчики играют» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/palchikovye-igry-dlja-malyshei-ot-1-do-3-let.html свободный(15.09.1019)

Публикации по теме:

Лепка как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования».

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста Цель:Теоретическое обоснование возможности использования пластилинографии как средства развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Дидактическая игра «Клоун» для развития мелкой моторики детей раннего возрастаДидактическая игра «Клоун» для развития мелкой моторики детей раннего возраста Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей:.

Игровой самомассаж для детей раннего возраста как средство развития мелкой моторики Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой.

Использование пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики у детей первой группы раннего возраста Родители и педагоги, работающие с дошкольниками, слышали о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью.

Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаПальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста В последнее время не только учёные, но и сами родители отмечают, что словарный запас их детей к 3 годам скуден и лишён эмоциональной окраски.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Дидактические пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений детей раннего возрастаДидактические пособия для развития мелкой моторики и тактильных ощущений детей раннего возраста Я работаю воспитателем в первой младшей группе. Эти дидактические игры я изготовила своими руками для развития мелкой моторики и тактильных.

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.

Игра для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста «Волшебные шнурочки»Игра для развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста «Волшебные шнурочки» Цель: Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста. Задачи: Совершенствовать предметно-развивающую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплекс пальчиковых игр для развития речи и мелкой моторики рук детей раннего возраста
Опубликовано: 16 октября 2019 в 22:42
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД