Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Любовь Переверзева
Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Известно, что здоровье человека определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психологическим и социальным благополучием человека. Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы требуют выработки определенной комплексной системы в работе по оздоровлению детей.

В основе укрепления здоровья и формирования предпосылок здорового образа жизни лежат задачи, которые включают в себя:

- организацию рационального режима дня, обеспечение необходимой продолжительностью сна в соответствии с возрастными потребностями;

- осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;

- полноценное питание;

- обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;

- создание атмосферы психологического комфорта.

Исходя из поставленных задач, составлен перспективный план развития ДОУ по совершенствованию системы физического воспитания и оздоровления детей. В нем отражена предстоящая деятельность с педагогическими работниками, детьми и родителями, с другими заинтересованными организациями и учреждениями. В этом плане представлены информационное, финансовое, материально-техническое и методическое обеспечение, наблюдение и регулирование программы.

Для выполнения поставленных задач были пересмотрены штатное расписание и материально-техническая база ДОУ, осуществлена подготовка к работе всех категорий работников: помощника воспитателя, воспитателя, медсестры, врача, инструктора по физическому воспитанию.

Важным условием успешного физического развития и оздоровления детей является диагностическая работа врача и медсестры и инструктора по физической культуре. Они определяют исходные функциональные показатели здоровья ребенка и уровень его физической подготовленности. Полученные первичные результаты являются отсчетом для прогнозирования особенностей развития ребенка, подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического воздействия, учитывая индивидуальные особенности детей. Все эти данные записываются в индивидуальную карту ребенка. Медика – педагогический персонал совместно с психологом выделяет дошкольников с патологическими отклонениями в здоровье в диспансерную группу.

Состояние здоровья детей оцениваются по следующим факторам: уровень здоровья и физическое развитие; развитие движений в течение дня; состояние физической подготовленности; адаптационные возможности.

Полученные результаты фиксируются в истории болезни, в листах здоровья, индивидуальных картах. Они помогают составить прогноз физического развития детей.

В своей деятельности мы ориентируемся на требования государственных стандартов по обучению и воспитанию детей. Уходя от традиционной системы воспитания, мы ищем новые формы образовательного процесса. Опираясь на социально-оздоровительную технологию Ю. Ф. Змановского и программу Л. Н. Волошиной инструктор по физическому воспитанию и вообще коллектив подходит творчески к реализации поставленных задач и модифицирует существующие программы в соответствии с конкретными условиями. В ДОУ создали оснащенный спортивный зал с физкультурным оборудованием и инвентарем (изготовлено своими руками из подручных средств). В группах с учетом возрастных особенностей оборудованы «Уголки здоровья» и оснащены физ. инвентарем, атрибутами к подвижным и спортивным играм и т. д. На территории детского сада имеются: спортивная, футбольная площадка, «тропа здоровья».

Для проведения спортивных и подвижных игр, оздоровительного бега приспособлены тротуары вокруг ДОУ и свободные места. На групповых площадках нарисованы разнообразные «зигзаги», «указатели направлений».

С учетом научной методики оздоровления и внедрения совместных технологий разработан рациональный режим дня, в равной мере стабильный и одновременно гибкий динамичный для детей. Он предусматривает их разнообразную деятельность в течении дня с учетом состояния здоровья и возраста при неизменности времени основных компонентов режима. Это создает условие для своевременного и полноценного психического развития ребенка и дает возможность раскрыть их индивидуальные особенности и творческий потенциал.

Ежедневно во всех группах проводятся разные формы физического воспитания детей: утренняя гимнастика в спортивном, музыкальном залах или на улице, подвижные и спортивные игры в течении всего дня, непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, закаливание, оздоровительный бег, дыхательные и другие корригирующие упражнения. Кроме того, устраиваются дни здоровья, зимние и летние спартакиады. Наиболее понравившиеся мероприятия, такие как: «Быстрые и ловкие» - физкультурный досуг в старшей группе; «Мы здоровье укрепляем» - спортивное развлечение в средней группе; «День защитника Отечества» - спортивный праздник по всем возрастным группам.

В совместной деятельности по физическому воспитанию принимают участие родители. Взрослые являются помощниками инструктора по физической культуре, и каждый – тренером своего ребенка.

Открытые сюжетно – ролевые, музыкально ритмические и неопределенно образовательная деятельность, как правило, проводится в конце года, на котором родители – зрители и авторы костюмов для детей и непосредственных участников; дети – герои сказочного театра. В конце 2013 года, совместно с родителями, был проведен спортивный праздник: «Мама, спорт и я – лучшие друзья!». Дети и родители были награждены почетными грамотами и сладкими призами.

Родители принимают самое активное участие в физическом развитии своего ребенка. Дети посещают: ледовый дворец, бассейн, лыжную базу, различные физкультурные секции и другое.

Для наиболее эффективного развития детей в нашем детском учреждении проводятся занятия по хореографии под руководством Жердевой Натальи Александровны и спортивная гимнастика школы имени В. С. Растороцкого под руководством Быстровой Ирины Васильевны.

В целях просветительной деятельности родителей и детей были изготовлен стенд: «Россия, спорт, здоровье»; информационный стенд: «Развитие двигательной активности детей»; книга рекордов спортивных достижений детей.

Также родителей и детей знакомим с комплексами утренней гимнастики, физкультурных минуток и пальчиковой гимнастики, которые они смогут применить самостоятельно дома.

Особое внимание в режиме дня детского сада уделяется закаливанию организма ребенка. Как известно, оно способствует укреплению его здоровья и снижению заболеваемости, созданию условий и привычек здорового образа жизни. Закаливание осуществляется при соблюдении необходимых гигиенических условий и требований: свежий воздух, соответствующая температура воздуха в помещении и вне его и качество одежды. При проведении закаливания строго соблюдались следующие условия для ребенка:

- он должен быть здоров в данный момент;

- находится в комфортном состоянии (теплые руки и ступни, но не вспотевшие).

Особое значение в воспитании ребенка придается развитию движений на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре. Исходя из возраста, времени года, места проведения (помещение, улица) используются разные варианты по физической культуре: по традиционной схеме; состоящие из подбора подвижных игр разной интенсивности; непосредственно определенная деятельность – тренировки основных движений; непосредственно образовательная деятельность – соревнования; ритмическая гимнастика – непосредственно образовательной деятельности и другое.

В методике такой деятельности с различными возрастными группами учитывается подбор величины необходимой физической нагрузки. Высокая моторная плотность непосредственно образовательной деятельности достигалась за счет использования разных способов организации на одной деятельности (до 80% и более). Комбинация фронтального и группового способов позволяла повысить физическую нагрузку. Объединение детей в подгруппы во время непосредственно образовательной деятельности по степени подвижности (средней и малой, средней и большой) помогало создать наиболее благоприятную психологическую атмосферу. Ориентация в работе на степень подвижности детей позволяла наиболее полно удовлетворять их двигательные потребности, способствовать лучшему усвоению движений и формированию высокой физической подготовленности

В общей системе оздоровления особое внимание уделяем охране психического развития здоровья детей. В ДОУ создаются условия для психологического комфорта и полноценного развития психических процессов у дошкольников. Инструктор по физическому воспитанию, психолог, педагоги и весь коллектив в целом так организуем деятельность детей и создаем такую гамму положительных чувств и эмоций (упражнения на релаксацию в музыкальном сопровождении, цветовое сопровождение движений, музыкальное сопровождение неопределенно организационно деятельности и другое, которые дают возможность положительно влиять на эмоциональный фон детей и их психическое здоровье.

В результате проведенной оздоровительной работы отмечено снижение в течение года процента часто болеющих детей с 2,5% до 2,1%, уменьшение общего количества заболеваний с 53,8% до 32,8%, пропуска по болезни детей с 7,3% до 6,3%, улучшение в целом эмоционально-психологической ситуации у детей.

Таким образом, применение комплексной системы воспитательной оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка дает возможность при благоприятной работе инструктора по физическому воспитанию и всего персонала совместно с родителями и, опираясь на современные педагогические технологии успешно решать задачи по формированию и сохранению здоровья детей – будущего здоровья нации.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-pereverzevoi_5l3r0.pptx | 7827,78 Кб | Скачан: 156
 
Публикации по теме:

О здоровье всерьёз Здоровье является важнейшей ценностью для человека. Дать определение здоровью действительно не легко. Здоровым может считаться человек,.

Физиотерапия Физиотерапия. Организм человека – сложная система, которая обменивается с окружающей средой информацией, энергией и веществом. Система,.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 14:01
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за пауком»
Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за пауком" Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Задачи: Образовательные: расширять и...
Проектная деятельность в средней группе «Как нам техника помогает»
Тема: «Как нам техника помогает» Продолжительность проекта: 20. 11. – 24. 11. 2017 г. Возраст детей: 4-5 лет Участники проекта: Воспитанники средней...
Дидактическая игра «Подбери по цвету»
Ирина Баринова Дидактическая игра : "Подбери по цвету". Хочу поделиться с Вами моим опытом работы по изготовлению пособия по сенсорному развитию для детей...
Консультация для родителей «Лечебные игры для детей»
Игры на развитие дыхания. Дыхательная система человека состоит из носовой полости, глотки, гортани, трахеи, бронхов и легких. Она участвует из таких...
Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «День матери»
Планирование воспитательно-образовательной работы. Тема: «День матери». Цель: формировать представление о празднике, воспитывать чувство любви и заботливое...