Получи документы

Комплексное занятие по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ

Людмила Гребенюк
Комплексное занятие по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ

Занятие по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ.

Старшая группа. (Анализ сказки по «системному оператору»)

Цель и задачи занятия

Цель: формировать умение системного анализа сказки;

Публикация «Комплексное занятие по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ» размещена в разделах

Задачи: развивать умение анализировать, обобщать, прогнозировать; обучать использованию приема «наоборот»; развивать воображение, эмпатию. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая

Оборудование Оборудование: сказка «Колобок», рисунок или игрушка Колобок, «пятиэкранка».

Предварительная работа

Педагог Подбор Игрушки (Незнайка) распечатать для пятиэкранки картинки по колобку

Воспитанники. В свободной деятельности ТРИЗ игра Игра «Почему так произошло?», Игра «Путаница» Чтение Д Родари «Сказки по телефону»

Используемые технологии Метод игрового проблемного обучения.

ТРИЗ технологии («Фантазирование», синектика, системный оператор)

Ход занятия

1. Упражнение «Какую сказку загадали?».

Приходит Игрушка с книгой «Колобок», которую прячет за спиной.

И. : Здравствуйте, ребята! Вы сказки любите?

И. : Какие сказки вы знаете?

И. : Попробуйте отгадать мою любимую сказку.

Игрушка загадала сказку «Колобок». Желательно, чтобы дети отгадывали сказку при помощи различных вопросов по сюжету сказки, а не просто старались угадать название.

2. Анализ сказки по «системному оператору».

И. : Кому еще нравится эта сказка?

И. : Знаете, почему эта сказка моя самая любимая? Обычно все сказки хорошо заканчиваются, а эта грустно. И мне так жалко Колобка, он был такой веселый, такой хороший, а Лиса его взяла и проглотила! Мне такой конец совсем не нравится, и я люблю придумывать другой конец к этой сказке, чтобы Колобок мог спастись.

В. : А ты можешь ребят научить так придумывать?

И. : Конечно!

В. : Но вначале давайте вспомним приключения Колобка. (Достает и показывает рисунок Колобка.)

И. : Поможет нам все вспомнить «пятиэкранка».

(Воспитатель помещает Колобка в центральную клетку.)

И. : Вот наш Колобок лежит на окошке, остывает.

(Воспитатель может дорисовать ставни к прямоугольнику.)

И. : Потом Колобок едет на лифте вниз. Из каких продуктов его бабушка испекла?

И. : Теперь Колобок едет вверх. Где он был в начале сказки?

И. : Прошлое Колобка? Чем он был раньше, откуда он появился?

И. : А что произошло потом?

Желательно, чтобы ответы детей были приближены к тексту сказки, а Игрушка «дополняла» ответы детей фрагментами сказки типа: «по сусекам поскребла» и т. д.

И. : Давайте пока не будем говорить о том, что Лиса съела Колобка, а поиграем, как будто Колобок и от нее тоже убежал.

3. Подвижная игра «Лиса и Колобок».

Правила игры (аналогично игре «Кошки-мышки»): дети образуют круг, выбираются Лиса и Колобок. Лиса догоняет Колобка, он от нее убегает. Дети в кругу перед Лисой опускают руки, а Колобка пропускают.

4. Фантазирование.

И. : В игре Колобок смог убежать от Лисы и она его не съела. А почему в сказке Лиса захотела съесть Колобка, какой он был?

(Воспитатель может помочь детям, называя слова: вкусный, румяный, гладкий, аппетитный, с вкусным запахом и т. д.)

И. : В сказке Лиса съедает Колобка, потому что он такой вкусный, румяный, аппетитный. Мы с вами хотим, чтобы было наоборот, чтобы Лиса его не съела. Может быть, и свойства Колобка тоже надо изменить на противоположные: если он станет невкусным, нерумяным, будет не таким аппетитным — Лисе его есть не захочется, не правда ли?

В. : Все правильно ты говоришь, Игрушка! А как Колобок может стать невкусным?

Возможные варианты: посыпать на себя соль, обваляться в песке, залезть в лужу, прокатиться через муравейник и т. д.

И. : Мог ли Колобок сделать так, чтобы от него исходил неприятный запах?

Аналогично рассматриваются и некоторые другие свойства.

И. : Вот если бы Колобок в сказке сделал так, как мы с вами придумали, съела бы его Лиса или нет?

И. : А такая новая сказка про Колобка вам нравится?

И. : Мне тоже. Давайте в следующий раз попробуем придумать другие приключения Колобка, хорошо? А пока до свидания и спасибо, что помогли спасти Колобка!

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ)Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе «Путешествие с кубиком по картинам» (по технологии ТРИЗ) Цель: закреплять умения составлять самостоятельно творческие рассказы по картинам (на основе использования технологии ТРИЗ). Задачи: Образовательные:.

Комплексное занятие по рисованию методом тычка и развитию речи для воспитанников детского дома «Игрушка-кошечка»Комплексное занятие по рисованию методом тычка и развитию речи для воспитанников детского дома «Игрушка-кошечка» Здравствуйте,дорогие коллеги и гости моей странички!Сегодня поделюсь с вами конспектом проведенного открытого занятия по рисованию методом.

Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку»Конспект интегрированного занятия с использованием технологии ТРИЗ «Спасти заколдованную Снегурочку» Тема: «Спаси заколдованную Снегурочку» Цель: Развитие творческих способностей малышей в процессе игровой деятельности с помощью ТРИЗ-РТВ.

Конспект итоговой НОД «Зима» по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ, мнемотехники, здоровьесберегающих технологий. Цель: уточнить и систематизировать знания.

Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» Конспект НОД по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» (подготовительная к школе.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Конспект ООД по ИЗО с использованием ТРИЗ-технологии в старшей группе «Снеговик» Программное содержание: - упражнять в комбинировании двух различных техник при объемном изображении выразительных образов снеговика; - развивать.

НОД по познавательному развитию с применением технологии ТРИЗ «Космическое приключение» Цель и основные задачи: Систематизировать знания о космосе; познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ. Закрепить виды.

ООД по познавательному развитию для детей подготовительной группы с использованием технологии ТРИЗ Тема: «Его величество - электричество»Образовательные задачи: Обучающие: • Обобщить и расширить представление детей о том, что такое электричество,.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень»Конспект открытого занятия в подготовительной группе по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ «Осень» Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Осень» с использованием технологии ТРИЗ. Провела: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное занятие по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ
Опубликовано: 15 марта 2022 в 23:21
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД