Конспект итоговой НОД в старшей группе по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ

Пышненко Виктория Петровна
Конспект итоговой НОД в старшей группе по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ

Тема: «Зима» с использованием технологии ТРИЗ,

мнемотехники, здоровьесберегающих технологий.

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

образовательные: закреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, способами их приспособления; обучать мыслительному действию, работать с недостатком данных; продолжать учить составлять связные рассказы по мнемотаблицам.

обучающие: закреплять цифры до 10, геометрические фигуры и формы; упражнять в ориентировке на листе бумаги; развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение, память, умение фантазировать; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы полными предложениями, дополнять.

воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.

Образовательные области: речевая, познавательная, физическая, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная.

Современные образовательные технологии: ТРИЗ, мнемотехника, здоровьесберегающие.

Материал:

Березка, листочки желтые с заданием приклеенные к березке, фланелеграф, картинки с дикими животными и птицами, 2 мнемотаблицы для составления рассказов о зиме, лист с геометрическими фигурами и лист с линейкой, тюль-покрывало со снежинками, подарки для детей, аудиозапись для физкультминутки.

Предварительная работа:

Беседа о зимних приметах, о жизни диких животных зимой.

Чтение сказок, стихов, рассказов о зиме.

Д/и: «Зимние слова», «Да-нет».

Наблюдение за березой на прогулках.

Зарисовка с детьми сказок с помощью мнемотехники и составление рассказов.

Ход НОД.

1. Организационный момент. Дети стоят полукругом.

Воспитатель:

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними. А как ещё можно поздороваться?

Дети : Доброе утро!

Воспитатель: Молодцы!

Дети : Доброе утро! Птицы запели,

Добрые люди, вставайте с постели!

Спряталась вся темнота по углам,

Солнце взошло и идёт по делам!

- Ребята, послушайте стихотворение:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложиться.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело…

Воспитатель: Ребята, о каком времени года я вам прочла стихотворение? Как вы догадались, что стихотворение о зиме?

(Ответы детей)

Какое сейчас время года?

Какой сейчас зимний месяц?

Игорь: Декабрь – это первый месяц зимы, его еще называют «хмурень»- хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные.

Какой второй месяц зимы?

Аня: Январь – это второй месяц - лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрепит снег. В народе январь называют «лютовей».

А, как называется третий месяц?

Стас: Третий месяц февраль - последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, сильные ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговей».

Какие приметы зимы вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что можно увидеть зимой в лесу? (Ответы детей: голые деревья; высокие елки; диких зверей и т. д.).

Посмотрите, ребята у нас здесь что-то спрятано? (Воспитатель обращает внимание детей на березку, накрытую белым покрывалом.) Чтобы это узнать, вам надо отгадать загадку:

В белом сарафане

Стала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

Дети: Береза.

Воспитатель: Вы правы, это берёзка, но она не обычная. А почему, как вы думаете?

Дети: На березе листочки висят золотые.

Воспитатель: Правильно, а что же произошло, ведь зимой деревья голые, они отдыхают, а на нашей берёзке листочки. (Ответы детей).

Ребята, всем деревьям необходимо отдыхать зимой? А зачем деревья зимой отдыхают? (Ответы детей).

Как же нам помочь березке? (Ответы детей: освободить от листочков).

Правильно мы поможем берёзке сбросить листву, потому что она должна отдохнуть, но для этого нужно выполнить задания, которые написаны на всех листочках. Вы согласны березке помочь?

Дети: Согласны.

(воспитатель отрывает 1 листочек)

2. 1 задание: Игра «Да – нет»

Воспитатель загадывает животное (заяц, белка, лиса, медведь, ёж, волк).

Дети задают вопросы:

Оно большое? (да)

Оно прыгает? (да)

У него есть копыта? (нет)

У него длинные уши? (да)

У него короткий хвост? (да)

Это заяц? (да).

(Воспитатель показывает картинку)

(воспитатель отрывает 2 листочек)

2 задание: Игра «Чем похожи, чем отличаются»

Воспитатель предлагает пары слов, дети подбирают как можно больше сходств и различий (лиса – белка, сосна – ель, еж – медведь, весна – осень, ворона – грач и т. д.)

(воспитатель отрывает 3 листочек)

3 задание: Игра «Числовая да-нет ка» На фланелеграфе лист с горизонтальной осью с цифрами до 10.

Воспитатель говорит: Я задумала число до 10, а вы должны отгадать его. Дети задают вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет». Дети спрашивают:

Это число больше 5? Меньше 5?

Это больше 3? Меньше3? Снова делят часть: - Это крайняя цифра? Первая? В середине? и т. д.

Физкультминутка «Вот студеною зимой»

Вот студеною зимой (Дети машут руками.)

Ветер дует ледяной

И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)

Он суровый и могучий.

Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на

Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают)

Притаилась и сидит,

Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)

Но утихла злая вьюга,

Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)

Скачет по полю лиса. (Прыжки)

Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)

И домой к себе вернемся. (Дети садятся на стулья)

(воспитатель отрывает 4 листочек)

4 задание: Игра «Отгадай» (с геометрическими фигурами)

На листе расположены геометрические фигуры. Воспитатель загадывает фигуру, дети её отгадывают, задавая вопросы: Это справа (слева) от середины? Это вверху (внизу) листа? И т. д.

(воспитатель отрывает 5 листочек)

5 задание: Игра «Доскажи словечко».

Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

Давайте поиграем со словом «снег».

(воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег».)

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые. (Снежинки.)

На дорожки, на лужок

Всё снижается. (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее. (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился. (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка —. (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой. (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (Снег.)»

(воспитатель отрывает 6 листочек)

6 задание: Дидактическая игра «Кто больше вспомнит зимних сказок»

Дети называют сказки, события в которых происходят зимой. («Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «Морозко», «Мороз Иванович», «Рукавичка», «Два мороза», «Снежная Королева», «Елка», «Серебряное копытце», «Старик Годовик», «Зимняя сказка», «Лисичка-сестричка и волк», «Госпожа Метелица», «Белоснежка и семь гномов», «Зимовье зверей», «Сказка о зиме» и др.

Воспитатель: Ну вот остался последний листок и последнее задание.

(воспитатель отрывает 6 листочек)

Но задание это не простое. Ребята вам надо разделиться на две команды. Каждой команде я даю таблицу (мнемотаблицу). И предлагаю по ним составить рассказ о зиме. (Дети составляют и рассказывают свои истории о зиме.)

Мы помогли березке. И смотрите под деревом вас ждут подарки.

3. Итог.

Воспитатель: Какие вы сегодня молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Что вам понравилось на нашем занятии? Что оказалось для вас трудным?

Публикации по теме:

«Наша ложка волшебная немножко». Конспект занятия по познавательному развитию с использованием методов ТРИЗ в старшей группе«Наша ложка волшебная немножко». Конспект занятия по познавательному развитию с использованием методов ТРИЗ в старшей группе Цель: Формировать познавательный интерес к окружающему миру. Задачи: Обучающие: - Формировать системное мышление через выявление функций.

Конспект НОД по познавательному развитию «Как человек победил ночь» с использованием элементов ТРИЗ (средняя группа) Цель: Развитие воображения и логического мышления, побуждение детей к самостоятельному поиску причин, способов действий; разрешение противоречий,.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история»Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с применением технологии ТРИЗ «Муравьиная история» : Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Стеклянский детский сад «Сказка» Конспект НОД по познавательному развитию.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Конспект итоговой НОД в старшей группе по познавательному развитию и математике с использованием технологии ТРИЗ
Опубликовано: 16 июля 2017 в 23:35
+179Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 63.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Праздник «Есть глаза у цветов» Фоторепортаж.
Добрый вечер, коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня я хочу вам рассказать о небольшом празднике, который проходит у нас в поселке летом, в нашем...
Подготовка ясельной группы к открытию
В нашем новом саду, как и в большинстве недавно построенных садов, были одни голые стены. Нам пришлось из небольшого количества материалов украшать группы...
Фестиваль «Ромашковый край»
Фестиваль «Ромашковый край» Ромашка — нежный символ наступившего лета и предвестник счастья. Лепестки цветка, окружающие золотую сердцевину, так...
Подарки для мам в стиле «кинусайга»
Технику кинусайга в России называют "пэчворк без иголки" . Это японское искусство создания красивых панно, картин, при котором используется нескольких...