Папки-передвижки

Компьютерная зависимость в дошкольном возрасте

Наталья Кузнецова
Компьютерная зависимость в дошкольном возрасте

Аннотация: В статье рассматриваются причины и способы предотвращения формирования компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: компьютерные игры, компьютерная зависимость.

Сегодня практически каждый ребенок с раннего возраста имеет доступ к компьютеру. Современный дети легко осваивают управление сложными электронными приборами, удивляя этим свих родителей, бабушек и дедушек. Они самостоятельно используют ноутбуки, планшеты, телефоны родителей сначала для просмотра мультфильмов, потом для компьютерных игр и общения в социальных сетях. Как отмечают исследователи, нижняя возрастная планка использования развивающих компьютерных программ опустилась до рекордной отметки «0+», т. е. они рекомендованы для развития детей с момента рождения. Компьютерные игры становятся частью детской субкультуры, при этом, вытесняя из жизни традиционные игры, и превращаются в основную форму досуга детей.

Публикация «Компьютерная зависимость в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Конечно, компьютерные игры разнообразны. Многие из них способствуют развитию восприятия, логического мышления, памяти, обогащению знаний об окружающей действительности. Существуют обучающие программы по развитию навыков чтения, счета, правописания. Наряду с ними существуют и те игры, которые не способствуют развитию дошкольника. Их главная цель – научить ребенка нажимать на клавиши для достижения желаемого результата. Такие игры не стимулируют мышление. Они даже вредны, так как повышают уровень тревожности, страхи, фобии, вызывают у игроков равнодушие или нетерпимость к окружающим.

В последние годы актуальна проблема компьютерной зависимости, когда ребенок может часами играть в компьютерные игры, проявлять агрессию, если родители запрещают ему просиживать за компьютером. Принято считать, что наиболее опасным с точки зрения возникновения зависимости от компьютерных игр является подростковый возраст, однако по данным исследований, уже в дошкольном возрасте может сформироваться симптомокомплекс компьютерной аддикции. Аддикция - от англ. «аddiktive» – пагубная привычка, пристрастие к чему–либо. Аддиктивное поведение характеризуется стремлением к уходу от реальности, которое достигается с помощью приема веществ, воздействующих на психику (алкоголь, наркотики, никотин, или сосредоточением внимания на определенных предметах и активных видах деятельности (длительное прослушивание ритмичной музыки, переедание или голодание, азартные игры, увлечение компьютером).

К негативным последствиям использования компьютерных игр относится нарушение развития речи, когда объем словарного запаса и связная речь отстают от возрастной нормы. Дети, проводящие за компьютером все свободное время, не могут грамотно писать и связно излагать свои мысли. Психологи причину отставания в развитии речи детей видят в отсутствии практики устного общения и сужении кругозора.

Самыми опасными, с точки зрения формирования психологической зависимости, психологи считают ролевые игры. Их особенность в том, что события протекают в них динамично, а сам процесс игры непрерывен. И ребенок не может отвлечься от игры для участия в реальной жизни, т. к. прохождение игры он воспринимает как единый процесс. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой ребенок вырабатывает схему взаимодействия со сверстниками. Компьютерная ролевая игра, в отличие от реальной, не позволяет ребенку самостоятельно выстраивать сюжет: правила и роли уже запрограммированы создателем игры, и не учитывают ни возрастных особенностей дошкольника, ни его потребностей. Поэтому нарушается процесс усвоения социальных ролей. В такой игре ребенок занимает ведомую позицию. Кроме того, виртуальные игры не могут обеспечить развития гибкости мышления, навыков общения, творчества, т. к. имеют определенный алгоритм, который в процессе игры не меняется.

Негативным моментом компьютерных игр является то, что в них искажается представление ребенка о смерти. С определенного возраста нормально развивающиеся дети начинают бояться смерти. Но в игре им это не грозит. Создатели игр предлагают пользователям несколько жизней. Смысл некоторых компьютерных игр сводится к жестокости. Устраняя виртуальных противников, сюжет наполняется дракой, стрельбой, кровопролитием. Неокрепшая психика ребенка невольно входит в образ героя. И постепенно ребенок начинает привыкать, к тому, что проблемы можно решить, применяя физическую силу и грубость.

Причины возникновения компьютерной зависимости у ребенка:

1. Отсутствие должного внимания со стороны родителей (многих родителей устраивает, что ребенок сидит за компьютером, не шумит, не балует, не пристает с вопросами).

2. Нестабильные семейные отношения, проблемы общения со сверстниками. Застенчивые дети, не умеющие налаживать контакты с окружающими, чувствуют себя более комфортно в виртуальной реальности, т. к. это помогает им уйти от существующих трудностей.

3. Низкая самооценка ребенка. Когда родители или сверстники недооценивают его, а в компьютерной игре ребенок чувствует себя лучшим, победителем.

4. Отсутствие у ребенка серьезных интересов, увлечений, привязанностей.

Как предотвратить развитие компьютерной зависимости у ребенка? Полностью оградить ребенка от компьютера невозможно и нецелесообразно, но можно свести к минимуму риск возникновения отрицательных влияний.

Негативных последствий можно избежать, если:

-следить за играми, в которые играет ребенок. Психологи рекомендуют при выборе игры учитывать особенности темперамента. Ребенку – меланхолику лучше предложить игры с элементами соревнований, холерику- интеллектуальные, флегматику – спортивные, а для сангвиника полезны игры- конструкторы. Правильно подобранные игры помогут скорректировать недостатки, присущие тому или иному типу темперамента;

- предпочтение следует отдавать играм с исследовательской направленностью, которые формируют у ребенка познавательную активность, являющуюся залогом успешного обучения в школе в дальнейшем;

- уровень сложности игры должен соответствовать возможностям ребенка, поскольку прохождение слишком легкой игры не окажет развивающего эффекта;

- компьютер лучше разместить в общей комнате, это поможет вам следить за тем, во что играет ребенок, какие фильмы смотрит и где бывает в Интернете;

- использовать технические способы защиты компьютера: функции родительского контроля. «Семейная безопасность» в Windows live – поможет отслеживать контакты и интересы ребенка даже с другого компьютера, а также с помощью фильтра установить запрет к отдельным играм, сайтам, программам и ограничить время пребывания ребенка за компьютером;

- предложить ребенку другие возможности времяпрепровождения: прогулки, походы в кино, посещение секций и кружков и т. п.

Еще одним важным направлением профилактики зависимости от компьютерных игр является демонстрация ребенку, не менее интересных возможностей компьютера. Уже в дошкольном возрасте ребенок может овладеть азами программирования, веб-дизайна, компьютерной графики и анимации, использовать компьютер в познавательных целях, для поиска информации.

Для того чтобы компьютер стал помощником для ребенка, удобным инструментом для работы и творчества, необходимо, чтобы родители вместе с ним осваивали захватывающий компьютерный мир.

Список используемых источников:

1. Гуляева, Е. В. Компьютерные игры в жизни дошкольников [Текст] / Е. В. Гуляева, Ю. А. Соловьева // Психологическая наука и образование. –2012. – № 2. – С. 5-12.

2. Жукова, М. В. Увлечение компьютерными играми как фактор формирования зависимого поведения в дошкольном возрасте [Текст] / М. В. Жукова // Начальная школа плюс до и после. – 2010. – № 10. – С. 32-36.

3. Комарова, И. И. Обзор зарубежных исследований по проблеме влияния информационно-коммуникационных технологий на дошкольников за 50 лет [Текст] / И. И. Комарова // Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 6. – С. 50-56.

4. Краснова, И. Н. Осторожно! Компьютерные игры! [Текст] / И. Н. Краснова // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 9. – С. 42-45.

5. Спиридонова, О. И. Влияние компьютера на психику ребенка [Электронный ресурс] / О. И. Спиридонова // Дошкольник: сайт для всей семьи.

Публикации по теме:

Дежурство в старшем дошкольном возрастеДежурство в старшем дошкольном возрасте В этом возрасте дети могут самостоятельно под присмотром взрослых накрыть столы и убрать с них, приведя в порядок столы и пространство,.

Изучение родного языка в дошкольном возрасте Введение Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Гендерное воспитание детей в дошкольном возрасте Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему иному, как к разделению человеческой расы на две.

Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте. Дошкольный возраст, как и другие возраста, имеет специфические характеристики, связанные с социальной ситуацией развития ребенка данного.

Развитие мышления в дошкольном возрасте Развитие мышления в дошкольном возрасте. Мышление- психический процесс. В процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности.

Развитие самосознания в дошкольном возрасте Интенсивное развитие самосознания у детей происходит в дошкольном возрасте. Ребенок задумывается об отношении к нему, анализирует себя и.

Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте.Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте. Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт.

Экологическое образование в дошкольном возрасте Паспорт экологической тропы МКДОУ ЦРР д\с № 9 1 Пояснительная записка В наши дни экологическое образование является одной из актуальнейших.

Закаливание в дошкольном возрасте Введение Как бы ни казалось, что природный образ жизни человека является логичным и само собой разумеющимся, все равно перед родителями.

Значение мелкой моторики в дошкольном возрасте Значение мелкой моторики в дошкольном возрасте Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Компьютерная зависимость в дошкольном возрасте
Опубликовано: 2 июня 2017 в 14:14
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД