Лучший педагог года

Театрализованная игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Миргородская Ирина
Театрализованная игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Актуальность.

В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации.

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта одной из первостепенных задач современного образования выдвинута задача воспитания всесторонне развитой, творческой личности. Особая роль в этом отводится эстетическому воспитанию.

Публикация «Театрализованная игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

Эстетическое воспитание — это процесс формирования творческой личности. Начинается оно с первых лет жизни детей и достигается разными средствами, в том числе и средствами театрализованной деятельности.

Сегодня многие педагоги озабочены поиском путей решения вопросов

Как просто и ненавязчиво рассказать ребенку о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать? Поможет в решении этой проблемы театрализованная деятельность.

Правильно организованная работа в этой области способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребёнка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системообразующей в интеграции искусства в учебно - воспитательном процессе. И поэтому значение театрализованной игры очень велико для образовательной деятельности дошкольника.

Новизна моей педагогической концепции. В соответствии с ФГОС ДОО семья является полноценным участником образовательного процесса. Организуя работу с родителями воспитанников, я обеспечиваю психолого-педагогическую поддержку семьи. Использую активные формы работы с семьей: консультации по вопросам приобщения детей к миру искусства, мастер-классы, семейные мастерские. Родители моих воспитанников принимают непосредственное участие в театральных постановках в качестве артистов. Помогают мне в работе и воспитатели других групп. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет преодолеть зарегламентированность и искусственную изоляцию детей разного возраста.

Наличие теоретической базы.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театральной деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой этой деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых – Н. Карпинской, Л. Фурминой, и др. Интерес для практических работников представляют и методические рекомендации по театрально–игровой деятельности дошкольников, разработанные Л. П. Бочкаревой, в которых автор описывает виды театрализованных игр и дает подробную характеристику каждой. В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т. Н. Дороновой «Играем в театр», М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий.

Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно и независимо, чем мышление взрослых детей. И эти качества необходимо развивать. Вовлекая детей в мир искусства, я определила следующую цель: развивать эмоциональную сфер дошкольников средствами театрализованной деятельности, обеспечить становление партнерских отношений между семьей и детским садом (или сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества).

Оптимальность и эффективность средств.

Большое и разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет педагогам ДОУ использовать е как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Театрализованная деятельность как особый и прекрасный мир ребенка стала неотъемлемой частью моей работы в ДОУ.

С этой целью в образовательно-воспитательный процесс была внедрена педагогическая технология «театральной педагогики». Основные принципы используемой технологии «обучаемся, играя и подражая», «обучаемся, делая». Театрализованная игра как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения является отнюдь не новшеством и используется в педагогике очень давно. В основе моего подхода к построению занятий с использованием методов театральной педагогики лежит качественно новый уровень взаимоотношений между ребенком и взрослым, и между детьми. Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла.

Такие занятия помогают детям лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение.

Работу по формированию навыков театрализованной деятельности дошкольников я начала с накопления ими эмоционально-чувственного опыта, постепенно развивая интерес и эмоционально-положительное отношение к театральным играм.

В своей работе я использую нетрадиционные формы, методы и средства для развития ребенка, включая театрализованную игру во все формы организации педагогического процесса.

Театрализованные игры всегда радуют малышей, пользуются у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки.

Такие игры я ввожу как составную часть в занятия познавательного цикла, музыкальные занятия, широко использую при чтении художественной литературы, на занятиях по конструированию, и, конечно же, они украшают каждый праздник. Театрализация развивает воображение и фантазию детей, пополняет словарный запас, учит вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы.

Театрализованные игры – один из эффективных способов коррекционного воздействия на детей, в котором ярко проявляется принцип обучения – учить играя.

На занятиях как художественного, так и познавательного цикла в качестве игровой мотивации включаю разнообразные виды театра : кукольный, теневой, пальчиковый, настольный, театр-драматизацию и другие.

При организации занятий с помощью куклы создаю игровую мотивацию продуктивной деятельности детей, даю от лица куклы адекватную оценку продукта деятельности ребенка без риска вызвать его обиду или сопротивление. Занятия познавательного цикла чаще провожу как показ кукольного спектакля, когда персонажи о чем- то рассказывают. Такие персонажи как Незнайка, Шапокляк способствуют установлению обратной связи, помогают стимулировать их мышление, побуждают последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения.

С помощью куклы (Волк, Лиса, Карабас-Барабас) корректирую реальные ситуации, где произошли нарушения моральных норм, показываю «со стороны» последствия и переживания участников. Кукла помогает установить контакт с ребенком, особенно закрепощенным, эмоционально зажатым.

Опыт моей работы показал, что маленькая кукла вызывает у ребенка меньше страха и опасений, с ней он быстрее идет на контакт, нежели со взрослым и считают куклу помощником в решении многих педагогических задач.

Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованных занятий включают в себя:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- игры-драматизации;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения;

- упражнения по развитию эмоциональности у детей.

Если игра для ребенка – это способ существования, способ познания и освоения окружающего мира, то театрализованная игра – это шаг к искусству, начало художественной деятельности. Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания в игре преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков.

Занятия проводятся в занимательной и интересной детям форме, на основе сюжета и выполняют одновременно воспитательные, познавательные и развивающие функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют выполнению следующих задач:

1) Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности

2) Создание атмосферы творчества;

3) Развитие творческих способностей;

4) Социально-эмоциональное развитие.

Театрализованная игра способствует развитию творческих способностей детей, поэтому я выделила такие виды экспериментов как :

-констатирующий, который выявляет начальный уровень творческих способностей детей.

Методы исследования: беседа, наблюдение и диагностика. (Критерии оценки результатов театрально-игровой деятельности Н. Ф. Сорокиной). исследования показали следующие результаты:

Высокий уровень-8%

Средний уровень-72%

Низкий уровень-20%

-формирующий, который предполагает обучение детей на основе разработанной методики и её апробацию с целью выявления эффективности. С этой целью дети были разделены на две подгруппы по уровню развития театрально-игровой деятельности. Занятия проводились отдельно в разных группах. В подгруппе, детей с более низким уровнем развития театрально-игровой деятельности я использовала экран для иллюстрации эмоций, жестов, мимики. А в группе с более высоким уровнем развития театрально-игровой деятельности проводились обычные занятия.

-контрольный, он выявил конечный уровень развития творческих способностей детей. На этом этапе я использовала те же методики, что и на констатирующем эксперименте. В результате дети стали чаще играть, самостоятельно придумывать замысел игры, стали разыгрывать сказки. По результатам диагностики были сделаны выводы:

Высокий уровень-39%

Средний уровень-60%

Низкий уровень-1%

Заключение

Анализ проведенной работы показал, что развитие ребенка через театрально-познавательную деятельность дает положительные результаты.

Развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируется чувство коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций.

Я поняла, что каждый ребенок талантлив изначально, и наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать работу с детьми по развитию их творческих способностей средствами театрального искусства, тем больших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и игровом творчестве. Занимаясь с детьми театром, цель, которую я ставила перед собой – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества достигнута.

Повысился уровень речевого, художественно-эстетического, эмоционального развития детей.

Полученные знания дети используют в разных видах деятельности — игровой, изобразительной, также разыгрывают сценки на закрепление правил поведения в театре.

Родители стали активными участниками образовательного процесса.

При их активном участии организована развивающая среда (костюмы, декорации, аудио и видеоматериалы, куклы, дидактические игры и т. д., пополняется и систематизируется методическое обеспечение.

Я уверена, что навыки, полученные детьми в ходе театрализованной деятельности, они смогут использовать и в повседневной жизни.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

В дальнейшем я планирую: продолжать внедрять театрализованную деятельность на занятиях и тем самым, совершенствовать развитие творческих способностей детей, а также вести просветительскую деятельность по данному вопросу среди педагогов и родителей.

Литература

1. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. -М., 1991.

2. Бочкарева Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. - Ульяновск, ИПКПРО, 1993.

3. Давыдов В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование : Сб. науч. трудов. -М., 1992.

4. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.

5. Карпинская Н. С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей // Художественное слово в воспитании дошкольников. - М., 1972.

6. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004г.

7. Менджерицкая Д. В., Творческие игры в детском саду. -Минск, 1953.

8. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. – 1989. - №1.

9. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. – М. : Школьная пресса, 2004. – 128 с.

Публикации по теме:

Игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС Аннотация В данной методической рекомендации предлагаются игры по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста, которые можно.

Оценка уровня сформированности социально-коммуникативной образовательной области воспитанников в условиях реализации ФГОС Тема проекта: «Оценка уровня сформированности социально – коммуникативной образовательной области воспитанников с ограниченными возможностями.

Дидактическая игра как средство языковой и речевой культуры речи в условиях ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 27 «Детский сад комбинированного вида» Дидактическая игра как средство.

Игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Использование нетрадиционного материала в работе с детьми по изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО «Источники творческих задатков и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Метод проектов как средство работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в условиях реализации ФГОС Метод проектов – педагогическая технология XXI века. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично.

Организация совместной деятельности взрослых и детей в условиях реализации ФГОС (фотоотчёт)Организация совместной деятельности взрослых и детей в условиях реализации ФГОС (фотоотчёт) Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ с родителями, является организация семейного клуба. Данная форма интересна тем, что создает.

Сообщение на тему «Игра-как средство образовательной деятельности при внедрении ФГОС» Районное методическое объединение Сообщение на тему: «Игра – как средство образовательной деятельности при внедрении ФГОС» СП ДО детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 2 марта 2016 в 09:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД