Получи документы

Исследовательский проект учащихся 4 класса «Цветочные часы»

Светлана Евгеньевна Иванова
Исследовательский проект учащихся 4 класса «Цветочные часы»

Конкурс исследовательских проектов младших школьников «Юный первооткрыватель»

Номинация «Растения вокруг нас»

Тема: «Цветочные часы». Авторы: коллектив «Юннаты», учащиеся 4 класса.

Объект исследования : полевые цветы.

Публикация «Исследовательский проект учащихся 4 класса „Цветочные часы“» размещена в разделах

Экологическое воспитание учащихся является одной из основных задач. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у учащегося осознано-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в младшем школьном возрасте. Актуальность: Образовательный проект "Цветочные часы " нацелен на знакомство младших школьников с миром цветов, как частью природного окружения человека. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Наблюдения за растениями показали, что их жизнедеятельность подчинена определенным ритмам. Не случайно их называют биоритмами. Это привычное, известное всем понятие в то же время содержит много загадочного. У растений с яркими и крупными лепестками венчиков суточные биоритмы проявляются более отчетливо. Цветки таких растений раскрываются и закрываются периодически на протяжении суток. По таким биологическим часам можно определять время. Конечно, точность работы цветочных часов зависит от многих факторов. Время они показывают только в ясный солнечный день, в дождливую или пасмурную погоду цветы обычно не раскрываются вовсе или открываются в другое время. Наша исследовательская работа направлена на то, чтобы показать, как определить время суток по цветам, растущим на участке.

Проблема исследования заключается в том, что суточные биоритмы цветов напрямую зависят от погодных условий на момент исследования.

Отсюда вытекает гипотеза: если условия окружающей среды учтены, то можно по цветам, растущим у дома на клумбах, на огороде приблизительно определить время суток.

Поэтому в рамках данной работы мы определим следующую цель: на основе наблюдений за цветами в разное время суток и при разных погодных условиях показать, возможно ли определить время.

Эта цель конкретизирована следующими задачами:

1. Изучить специальную литературу по выращиванию цветов на клумбах. 2. Узнать существуют ли в реальности «цветочные часы» и почему у них такое название? 3. Провести наблюдение за цветами на участке в разное время суток и при разной погоде. 4. Сравнить естественные и искусственно созданные условия, влияющие на определение времени суток. 5. Путем сравнения показать влияние разных погодных условий на биоритмы цветов.

Для достижения поставленных задач нами были использованы такие методы исследования :

1. Изучение специальной литературы по выращиванию и биоритмам цветов.

2. Анализ результатов исследований.

3. Сравнение.

4. Наблюдение.

Исследование было проведено над следующими материалами: цветы картофеля (Solanum tuberosum, осот огородный, цветы календулы (ноготки) (Calindula officionalis, мать-и-мачеха (Tussilago farfara, одуванчик (Tarxacum officinle, мак (Papaver orientall).

Место проведения работы: пришкольный участок, поле возле трассы.

Время проведения работы: все исследования и наблюдения были выполнены во второй месяц лета – июль.

2. Введение

В 20-х годах XVIII века, в городе Упсала, были "пущены в ход" цветочные часы. В создании их помогло учение знаменитого шведского ботаника Карла Линнея, мага-травника высшей категории.

Карл Линней всю свою жизнь посвятил систематизации растений. Много лет наблюдал за растениями и обратил внимание на то, что растения можно сгруппировать по особому признаку - времени раскрытия и закрытия цветков (или соцветий-корзинок, если речь идет о сложноцветных).

Чтобы привлечь внимание к этому открытию и познакомить с ним студентов, да и просто любопытствующих, Линней высадил растения на клумбе в Упсальском ботаническом саду именно в том порядке, который позволил бы воссоздать на клумбе именно "часы". Но первооткрывателем был все же не он. Первые цветочные часы были известны еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Растения, цветы которых раскрываются в определенное время суток, высаживались на клумбах и использовались в качестве своеобразных часов.

3. Исследовательская часть

3.1. Теоретическая часть

Задача: изучить специальную литературу по выращиванию и биоритмам цветов.

Изучив литературу, мы узнали, что лепестки цветов закрываются и открываются в определенное время, в зависимости от изменения освещенности. Обычно в ночное время цветы закрыты, а с восходом солнца они открывают свои венчики. Хотя душистый табак (Nicotiana alata) открывается только ночью, так как опыляется ночными насекомыми. Ночью же цветет и энотера, ночная красавица. Ботаники так объясняют это явление: суточный ритм движения лепестков – результат неравномерного роста верхней (внутренней) и нижней (наружной) сторон. Если быстрее растет верхняя сторона, то лепестки открываются наружу, при этом цветки раскрываются. Наоборот, более быстрый рост нижней поверхности приводит к отклонению лепестка, то есть к закрыванию цветка. Ученые рассматривают это как приспособление, предотвращающее намокание пыльцы от росы. Лепестки таких растений вечером загибаются, ложатся друг на друга, сдвигаются вместе и принимают вновь то положение, какое они занимали в цветочной почке. Как только роса высыхает и вновь начинают летать насекомые, цветок раскрывается.

3.2. Наблюдение за цветами

Задача: провести наблюдение за цветами на участке в разное время суток и при разной погоде.

Наша исследовательская работа основана на наблюдениях за цветами в течение нескольких дней одного месяца (июль). Дни выбирали разные по погодным условиям. Фиксировалось время раскрывания цветка в солнечный день и пасмурный. Эти результаты видны в таблице 1.

Таблица 1. Примерное расписание "работы цветочных часов"

Растение Солнечный день Пасмурный день

Время раскрытия

(часы) Время закрытия (часы) Время раскрытия

(часы) Время закрытия

(часы)

Мак 4-5 14-15 Может и не распуститься

Осот огородный 5 10 Может и не распуститься

Одуванчик 5-6 14-15 Совсем не раскрываются

Картофель 6-7 14-15 7-8 12-13

Календула (ноготки) 9 17-18 10 15-16

Мать-и-мачеха 9-10 17-18 Может и не распуститься

Как видно из результатов таблицы, очень сильно влияют на раскрывание цветка погодные условия наступающего дня. Маку особенно не «повезло». В природе мак один из самых быстроцветущих цветов, к тому же на момент наблюдения один цветок так и не раскрылся, а на следующий день начал сбрасывать лепестки, так и не порадовав своей красотой.

Некоторые цветы могут выступать в качестве своеобразных живых барометров, так как очень чувствительны к колебаниям влажности и тепла в атмосфере. К примеру, цветы осота в сырую и пасмурную погоду остаются закрытыми

Вывод: если бы в оформлении «цветочных часов» были бы перечисленные выше цветы, то в пасмурную погоду такие «часы» врали бы. Точность зависит от погоды. А можно ли создать искусственно пасмурную погоду? Как будут вести себя цветы?

Достаточно ранним утром накрыть ведром или непроницаемой для света пленкой несколько еще нераспустившихся ноготков, а ближе к полудню их открыть. Если день ясный, солнечный, тугие зеленые бутончики раскроются буквально на глазах. В пасмурную погоду это произойдет несколько позже.

Что влияет на работу «цветочных часов»? Вывод: свет, темнота, температура воздуха. Определять время по цветочным часам можно только в ясные солнечные дни. Когда же небо покрыто тучами, в дождливую погоду или сильный туман цветы либо вовсе не раскрываются, либо раскрываются в другое время.

Результаты исследований позволяют сделать следующие выводы:

1. При изготовлении на своей усадьбе «цветочных часов» нужно непременно учитывать время раскрытия и закрытия цветка.

2. Доверять точности таких часов нельзя, т. к. существует погрешность на определенные биоритмы цветов, географическое положение местности.

3. «Цветочные часы» стали бы оригинальным украшением и достопримечательностью любой усадьбы, села, города.

4. Заключение

Цель нашей исследовательской работы достигнута полностью. Проведя сравнительный анализ, мы показали, что на основе наблюдений за цветами в разное время суток и при разных погодных условиях возможно приблизительно определить время.

В связи с этим определились следующие практические перспективы для дальнейшей работы. Во-первых, возможность существования «цветочных часов» очень заинтересовала. В этом году на своём участке попытаемся сделать свои домашние «цветочные часы». Во- вторых, будем учитывать при оформлении клумб цветами их время раскрытия и закрытия. В-третьих, выйти с предложением к директору школы о создании таких часов на пришкольной территории.

5. Список использованной литературы:

1. Ru.wikipedia.org

2. herbalogya.ru›textbook/flower_clock.php

3. sivatherium.narod.ru›postcard/flwr_clk/flwr_…

4. flowers.cveti-sadi.ru›Цветочные часы

5. Козлова ТА., Цветы садов и парков / Т. А. Козлова, В. И. Сивоглазов. -М. : Дрофа, 2007

6. Я познаю мир: Дет. энцикл. : Растения/ Сост. Л. А. Багрова; - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

7. Бекишева И. В., Свириденко Б. Ф., Ефремов А. Н. Сохраним редкие растения Омской области : учебно-методическое пособие по организации мониторинга редких и охраняемых видов растений. – Омск: Изд-во «Амфора», 2008.

8. Растения России: Начальная школа/ Сост. Н. Ю. Васильева. -М. : ВАКО, 2009.

Прикреплённые файлы:

cvetochnye-chasy_f6cbt.pptx | 3164,71 Кб
 
Публикации по теме:

Игровая программа для учащихся 1 класса «День матери» День Матери. Игровая программа. 1класс 2017год. Цели: _ • воспитывать уважительное отношение к мамам, желание помогать маме в работе по.

Конспект занятия для учащихся 3 класса «Я — петербуржец»Конспект занятия для учащихся 3 класса «Я — петербуржец» Государственное бюджетное образовательное учреждение школа№ 46 Калининского района Санкт-Петербурга «Центр Реабилитации и Милосердия».

Праздник «Мы-народ, и мы — едины». Семейный проект для учащихся 6 класса к Международному Дню толерантности Методическая разработка праздника «Мы – народ, и мы - ЕДИНЫ» является массовым мероприятием, приуроченным к Международному Дню толерантности,.

Праздник для учащихся 1 класса «Мы школьниками стали» Праздник «Мы школьниками стали» Цель: 1. Оказание детям поддержки в успешной адаптации к своему новому качеству ученика. 2. Формирование.

Праздник осени для учащихся 1–2 класса Праздник осени Звучит мелодия П. Чайковского «Осенняя песня». Ведущий: Друзья! Сегодня мы с вами открываем необычный праздник Царицы осени.

Презентация для учащихся 1 класса «Раскрываем секреты буквы Ё» Презентация подготовлена для учеников первого класса. Тема: "Секреты буквы Ё" Е и Ё – родные сестры, Различать сестер непросто. Но у буквы.

Проект воспитанников подготовительной группы и учащихся 1 класса «Дружба — это здорово» Цель. Развитие коммуникативных навыков у детей. Задачи. Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умение договариваться,.

Проект для учащихся 3 класса «Твердые бытовые отходы» Твердые бытовые отходы. Тип проекта: социокультурный. Проблема проекта: бытовые отходы вывозятся на свалки, территория которых зачастую занимает.

Проект учащихся 3 класса «Зимующие птицы нашей местности»Проект учащихся 3 класса «Зимующие птицы нашей местности» Учебно-исследовательский экологический проект «Человек на земле»» Номинация «Первые шаги в экологию» Тема «Зимующие птицы нашей местности».

Проект для учащихся 3 класса «Удивительный космос!» «Удивительный космос» Информационный проект Выполнили: Учащиеся 3-го класса Руководитель проекта: Григорьева Татьяна Валерьевна Воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект учащихся 4 класса «Цветочные часы»
Опубликовано: 17 февраля 2018 в 21:29
+118Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД