Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Светло в России от берез»

Марина Здебская
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Светло в России от берез»

Тема. Светло в России от берез.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

-расширить представления детей об образе березы в поэзии

-расширять и пополнять словарный запас с помощью прилагательных и гла-

голов.

-учить подбирать родственные слова

Коррекционно-развивающие:

-развивать связную речь, координацию речи с движением, мелкую моторику.

- развивать умения наиболее полно выражать свой замысел средствами рисунка, доводить начатое дело до конца.

Воспитательные:

-воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе

и бережное отношение к ней.

Материалы и оборудование. Предметные картинки с изображением березы,

листья,мяч, пенек, ложка, береста, краски,кисти, альбом для рисования,

Содержание организованной деятельности детей.

Организационный момент.

(Дети входят под песню «Во поле берёза стояла»)

Логопед. (Загадка)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки.

Дети. Береза

Логопед. Много стихов,загадок,песен сложено о самом красивом дереве России.

(Чтение стихов детьми)

Береза

1ребенок. Березка белый

Сарафан надела,

Кудри завила,

Косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица-душа!

(Т. Шорыгина)

Белая берёза

1ребенок. Белая берёзка

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

2 ребенок. На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

3 ребенок. И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

4 ребенок. А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

(С. Есенин)

Логопед. В какое время года поэт изобразил березу?

Дети. Зимой.

Логопед. Как догадались?

(Ответы детей)

Логопед. Рассмотрим березу. (Изображение березы с листиками) Какими красивыми словами мы можем сказать о березе?

Береза (какая)

Дети. Кудрявая,светлая, зеленая,лесная,белоствольная,стройная,любимая, красивая, веселая,ветвистая,ласковая, величавая,плакучая, грустная, молодая, золотая, одинокая.

Логопед. Каждый листик березы приготовил задание. Будем срывать лист и выполнять задание, которое написано на нем. Эти листья растут на березе значит они какие?

Дети. Березовые.

(Ребенок срывает лист с березы)

1 лист. Объяснялки.

Логопед. Русская береза заключает в себе 4 дела.

1. Сохраняет чистоту (воздух чистый, дышится легко в березовом лесу)

2. Исцеляет (сок, веник в бане, почки,листья)

Березу использовали в лечебных целях: настои из березовых почек и листьев – ранозаживляющее средство. Березовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане. Считалось, что березовый сок, собранный в особые дни марта и апреля очищает кровь.

3. Радует красотой своей (песни, хороводы, стихи, мебель делают)

4. Зимой согревает (березовые дрова самые жаркие)

(Ребенок срывает лист с березы)

2 лист. Игра «Подбери действия» (игра с мячом)

Логопед. Подобрать действия к слову береза. (Логопед бросает мяч задает вопрос: береза что делает? Ребенок возвращает мяч, называя действие)

Дети. Шумит,стоит,цветет,шелестит,качается,скрипит,плачет,лечит,распускается,сохнет,грустит,склоняется,зеленеет,желтеет, растет.

(ребенок срывает лист с березы)

3 лист Мимические упражнения.

Логопед. Изобразить березку грустную,веселую.

(Ребенок срывает лист с березы)

4 лист. Задумки-придумки

(Выставляются предметы сделанные из березы: туесок, ложка, солонка, доска- разделочная, полено, пенёк,ограда, пирамидки,матрешки.

Дети об одном составляют загадки- описания.

1ребенок Он небольшой, похож на стульчик. Их много в лесу. Около них любят расти опята. В сказке Машенька и медведь, Маша часто о нем вспоминает, когда мишка нес пирожки для бабушки и дедушки. (Пенек)

2ребенок Был он кожей на дереве. Его сдирали в воде мочили. А потом в нём хранили продукты. Одни соль насыпали, а другие хранят заколки, бусы. (Туесок)

3ребенок Делает мастер. Её разрисовывают Она легкая и никто не устает ею работать. Она в работе тс утра до вечера. Бывает музыкальным инструментом. Ни один человек не может жить без неё. Она дружит с правой рукой, иногда с левой. (ложка)

4ребенок Сначала он был зеленый и молодой. Его бьют и колотят. Ему то жарко, то холодно. Когда он становится старым он хороший помощник дворника. (Веник.)

(Ребенок срывает лист с березы)

5 лист. Игра «Подбери родственные слова»

Логопед. Назвать слова похожие на слово береза.

Логопед. Как назовем гриб, который растет под березой?

Дети. Подберезовик.

Логопед. Как называется сок, который дает береза?

Дети. Березовый

Логопед. Сбор березового сока истощает дерево, к тому же через раны на коре в живые ткани могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы, дерево может заболеть и погибнуть. В связи с этим после сбора сока рекомендуется повреждения на коре замазывать. Берёзовый сок идёт на приготовление разных напитков.

Логопед. Как называется верхний слой коры берёзы?

Дети. Береста.

Логопед. Береста применялась в народных промыслах для изготовления корзинок, лукошек, коробок.

Логопед. Назовем ласково березу.

Дети. Березонька.

Логопед. Какие родственные слова к слову береза подобрали?

Дети. Береста,подберезовик, березовый,березонька

(Ребенок срывает лист с березы)

6лист Какой вы представляете березку? Нарисуйте березку и выразите её настроение. Какая у тебя березка? Рассказать состояние березки.

(Ответы детей)

(Ребенок срывает лист с березы)

7лист. Динамическая пауза «Осенний лес»(Выполнение движений по тексту)

Мы пришли в осенний лес!

Сколько тут вокруг чудес!

Справа- березка в наряде стоит.

Слева -елка на нас глядит.

Вот зайчишка побежал,

От лисы он убежал.

Серый волк по лесу рыщет.

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас,

Не найдет теперь он нас.

Пролетают снегири,

Как красивы они!

Кругом –тишина и покой,

Ну а нам пора домой.

(Ребенок срывает лист с березы)

8лист. Пальчиковая гимнастика «Лес»

Здравствуй, лес, дремучий лес. Дети поднимают обе руки ладонями

Полный сказок и чудес. к себе, широко расставив пальцы,

Ты о чем шумишь листвою шевелят пальцами.

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

(Ребенок срывает лист с березы)

9лист. Составление рассказа

Логопед. Придумаем сказку про березку.

Логопед. Ветром унесло маленькое семя березы. Упало семя в землю…

1 ребенок. Семя березки проросло. Из него выросла большая береза. Дерево приносило пользу людям. Весной к березе любили прибегать дети. Она поила их прозрачным березовым соком. Хозяин дома обрезал поломанные ветки для березового веника. Летом береза укрывает от жаркого солнца. Весной собирают почки для лечения больных людей.)

2 ребенок. Стал поливать дождик теплый семя, оно пустило свои корни, потом маленький росток пробил землю. Распустился первый нежный листочек. Солнышко пригревало березку. Березка тянула ветки- руки к солнцу. Прошли годы. Выросла большая стройная белоствольная береза. Ветви её были похожими на косы. Ствол березы был похож на сарафан.

(Ребенок срывает лист с березы)

10лист. (Развитие речевого дыхания)

Упражнение «Береза»

И. п. Ноги врозь, руки опущены.

1-поднять руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох);

2-руки вперед вниз,опуститься на всю стопу (выдох)

(Ребенок срывает лист с березы)

11лист. Итог.

Логопед. Как нужно вести себя в природе?

(Ответы детей.)

(Логопед читает правила поведения в лесу)

- Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать или забрать мусор с собой.

- Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.

- Не разорять муравейники и птичьи гнезда.

- Не рвать цветы, не делать букеты цветов.

- Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

-Не шуми в лесу!

-Съедобные ягоды собирай так, чтобы не повреждать веточек.

-Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!

-Не повреждай кору деревьев!

(Чтение стихов детьми)

1 ребенок Все мы знаем: русский лес

Полон чудных сказок весь

Про медведя и лису,

Про ежа и стрекозу,

Про оленя и бобра…

Много в сказках тех добра!

2ребенок: Если лес нам не беречь,

Рвать, пилить, ломать и жечь,

То случится с ним беда:

Высохнет в ручьях вода,

И кукушка на суку

Не споет своё «Ку-ку».

3ребенок: Ежик, белочки и зайки

Заскучают без лужайки,

А медведь, лиса и волки

Загрустят зимой без ёлки.

Колокольчик и ромашка

Лишь в лесу живут, поют,

Вырастают и цветут.

4ребенок: Знать должны наши детишки

Из рассказов и из книжки:

Мы леса своей страны

Охранять всегда должны!

Чтобы ели зеленели,

На цветах шмели звенели,

5ребенок: В чаще ландыши цвели,

А в борах грибы росли!

И, поверьте мне, тогда

Сказки будут жить всегда!

Смогут долго малыши

Слушать их в лесной тиши.

Литература

1. А. А. Гуськова. Развитие речевого дыхания детей 3-7лет Москва 2011 Творческий Центр.

2. А. А. Гуськова. Логопедические занятия по лексическим темам для детей 5-7 лет ТЦ Москва 2010

3. Н. В Лободина Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» старшая группа Волгоград Издательство «Учитель» 2012

4.1000 загадок Популярное пособие для родителей и педагогов.

Ярославль «Академия развития» 1999.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по экологии с элементами аппликации «В стране тонкоствольных берез»Интегрированное занятие по экологии с элементами аппликации «В стране тонкоствольных берез» Интегрированное занятие по экологии с элементами аппликации на тему: " Встране тонкоствольных берез". Целью данной работы является: - расширение.

Сценарий праздника «С днем рождения, детский сад!» .

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Наша армия
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Светло в России от берез»
Опубликовано: 15 февраля 2014 в 17:56
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Весёлый...
Задачи: - учить детей создавать красивый образ снеговика из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации; - способствовать...
Конспект занятия по обрывной аппликации в старшей группе «Гусь»
Аппликация обрывная "Гусь" Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги. Задачи: Образовательная: научить выполнять аппликацию в...
Конкурс «Креативный неснежный снеговик». Фотоотчёт.
Дo самогo главнoго прaздникa, до Нoвого гoда, oстaлось совсем мaлo времени. Бoльше всего нoвогодних прaздникoв всегда ждут именно дети. Чтo является...
Конспекты занятий по ИЗО деятельности
Конспекты занятий по ИЗО деятельности. Творческие люди – очень эмоциональные личности. Всем нам хочется стать для своих малышей самым близким другом....
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое...
Конспект НОД в средней группе «Подарок для мамы» ОО «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Обучить детей нетрадиционной технике рисования цветным...