МААМ-картинки

Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа»

Валентина
Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа»

Дата проведения 25 июля 2017 г.

Конспект

познавательного развития в разновозрастной группе (ФЦКМ) 3-7 лет.

Тема: «Хлеб в обрядах и традициях русского народа»

Цель: Ознакомление детей с обрядами и традициями связанными с хлебом

- приобщать детей к культуре русского народа;

- развивать монологическую речь, активизировать словарь

Публикация «Конспект занятия „Хлеб в обрядах и традициях русского народа“» размещена в разделах

- закрепить знания детей о хлебе;

- способствовать формированию представления о взаимосвязи природы и человека;

- развивать внимание, память;

- воспитывать интерес к окружающему миру.

Задачи:

1. Воспитание у детей интереса к народным традициям.

2. Закрепление у детей знаний и навыков культуры поведения, общения с людьми.

3. Упражнять детей в применении полученных знаний в типичных ситуациях, развитие умения поддерживать беседу.

4. Активизация и обогащение словаря детей за счёт использования пословиц, новых слов: традиции, серп,

3-5 года: Развивать интерес к традициям русского народа.

5-7лет: Прививать любовь к национальным традициям.

Форма организации: фронтальная.

Предварительная работа: Беседы с детьми по теме «Как выращивали хлеб на Руси», «Беседы о хлеборобах», лепка сушек, пирожков для игр в магазине. Заучивание пословиц о хлебе.

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие (чтение художественной литературы, коммуникация)», Социально-коммуникативное развитие (социализация)», «Физическое развитие», Познавательное развитие (фцкм).

Оборудование: ноутбук.

Материал и оборудование: Выпечка хлебобулочных изделий, презентация по сценарию, костюмы русские народные, формочки для выпечки, разноцветное солёное тесто, музыкальное сопровождение

Мотивация: Давайте расскажем нашим гостям о традициях связанных с хлебом.

Содержание образовательной деятельности

Дети входят в группу, образуя полукруг. Хозяйка входит и останавливается в центре полукруга.

Хозяйка: Здравствуйте, гости желанные

- Хлеб! Какое привычное и всё – таки необычное слово. В самом деле, вдумайтесь! Словом «хлеб» называют такие непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Сегодня мы с вами будем прославлять чудо, земли – хлеб.

Раздаётся стук в дверь входит бабушка.

Бабушка: Здравствуйте гости, внучатки мои дорогие. Я смотрю у вас тут, что то интересное намечается. Вовремя, я решила к вам в гости приехать.

Хозяйка: Здравствуйте бабушка, проходите. Сегодня мы решили рас-сказать нашим гостям, что мы знаем о традициях связанных с хлебом

Традиция – это то, что соблюдается всегда. Традиции - это то, что перешло от одного поколения к другому.

Обращаясь к детям.

А знаете ли вы ребята, что хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега».

Соль раньше была очень дорогим продуктом, который использовался лишь в особых случаях.

Поэтому, преподнести хлеб – соль означало поделиться с гостем самым дорогим.

«Без соли, без хлеба худая беседа»

Традиция встречать дорогих гостей хлебом – солью сохранилась и в наши дни.

Хлебом-солью встречали, жениха с невестою на пороге, новорожденных.

Хозяйка: Я, хочу пригласить вас на нашу выставку - хлеба. Обратите внимание, на разные виды хлеба и на красоту его оформления.

Кто знает, как называется этот вид хлеба?

Дети: Каравай, хлеб.

1-й ребенок: Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом

Встретить щедро от души

С уважением большим

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

2-й ребенок: (держит хлеб- соль на рушнике)

«С караваем соль подносили.

Поклоняясь, отведать просили:

дорогой наш гость и друг

принимай хлеб – соль из рук».

Хозяйка: Каравай дошёл до наших дней с древних времён

С хлебом и солью встречали дорогих гостей. А если кто заходил в дом, должен был попробовать хлеба – соли и поклониться хозяевам.

Хлеб издавна был в большом почёте.

Хозяйка: Ребята, а знаете ли вы, как назывался хлеб в старину?

Дети: ответы детей.

Бабушка: Хлеб в старину называли «жито» от слова жить, он всегда был спутником человека на протяжении всей его жизни.

Круглый каравай был символом солнца, которому поклонялись наши предки. Каждый каравай к празднику украшался по своему. Свадебные караваи украшались узорами из теста и веточками калины.

Каравай был символом семейного счастья, его потом делили всем

Родственникам, в старину хлеб резать ножом считалось большим грехом. Его ломали на куски. (показ каравая)

Хозяйка: Что делали наши предки когда рождался ребёнок?

Дети: ответы детей

Бабушка: Когда рождался ребёнок, то навещать его шли, по древнему обычаю с хлебом, чтобы ребёнок рос счастливым.

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.

Хозяйка (обращаясь к детям) А какие обряды знаете выгде использовали хлеб или зерно?

Дети: в рождественских обрядах, на Пасху, на встрече весны.

Хозяйка: В рождественских обрядах всегда использовался хлеб. (показ хлеба на выставке).

Бабушка: Потому что символ Рождества- это дидух, ржаной или пшеничный сноп. Его устанавливали на углу, и он стоял там до Крещения.

Хозяйка: Из таких маленьких зерен растут хлебные колосья. Сеют рожь, пшеницу, ячмень. (На экране выводится слайд с современной техникой для посева). А когда сеют хлеб?

Дети: (весной).

Хозяйка: Такой посев называется яровым. А осенний –

Дети: Озимый.

Хозяйка: Хлеб- понятие многозначное. Пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо- всё это хлебные злаки. Когда растут, цветут и созревают в поле, мы говорим: «Хлеб на корню. Когда их уберут и обмолотят получится «хлеб в зёрнах». Ну, а что такое печеный хлеб, знают все. Как много значит в нашей жизни хлеб! Недаром народ сложил пословицы, ребята, а вы помните пословицы о хлебе. Давайте поиграем в игру «Колокольчик»

Дети: «Худ обед, коли хлеба нет»

«Без хлеба не сытно, а без соли не сладко»

«Хлеба не куска, так и в тереме тоска,

А хлеба каравай - и под елью рай»

Горька работа…да хлеб сладок!

Хочешь есть калачи… не сиди на печи!

Пироги не растут…на кустах!

В землю не положишь…и с земли не возьмёшь!

Догулялись мужики…нет ни хлеба, ни муки!

Не ленись с плужком… будешь с пирожком!

На чужой каравай…рта не разевай.

Пот на спине…так и хлеб на столе.

«Хлеб на стол, так и стол – престол»

«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска,

А хлеба край, так и под елью рай»

«Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».

«На хлебе, на соли, да на добром слове».

«Соли не жалей, так и есть веселей».

«В начале и в конце обеда, для счастья, съешь кусочек хлеба».

Хозяйка: Хлеб доступен для всех. И заменить нам его ничто не может, а вы знаете как выращивают хлеб.

Дети: Чтобы вырастить хлеб на поля выезжают трактора с сеялками. А раньше на Руси хлеб сеяли вручную.

Хозяйка: Скажите мне пожалуйста как убирают хлеб в наше время.

Дети:(ответы детей)

Хозяйка:Вот и созрели колосья. Наступила пора жатвы. В наше время хлеб убирают огромные комбайны, машины.

Бабушка : А в старину колосья срезали серпами, жали, поэтому уборка хлеба и называется жатва. (На экране слайд золотой нивы)показываю детям серп.

Хлеб даётся нелегко. Добывается в поте лица, и хлебная страда всегда тяжела. И наши ребята, знают, как к нам на стол приходит хлеб :

(дети читаю четверостишия под слайды, на которых изображена современная сельскохозяйственная техника).

1-й ребё нок: За лесами, за лугами,

Раздаётся в поле гром,

Это тракторы плугами

Пашут лёгкий чернозём.

2-й ребё нок: На широкие долины

Вышли новые машины;

Глянь в раскрытое окно –

Сеют сеялки давно.

3-й ребё нок: Посеяли хлеб хлеборобы весною,

Созрел он и стал золотистой стеною.

И слышит, страна, за уборку пора!

И поле идут, трактора, трактора…

Хозяйка: Вот собрали урожай. А, что же теперь делать?

Дети: ответы детей (на мельницу свезём муки намелим)

Хозяйка: Правильно намелим муки, и напечем хлеба, пирогов

Каждому знакомы мудрые слова:

Хлеб хозяин дома, всему он голова!

Бабушка: Силою Державы его звали встарь,

Хлебушек по праву в Государстве – царь!

Бабушка: А после тяжёлой работы наши предки собирались за столом у самовара. А самовар – символ семейного очага, уюта, занимал почетное место в каждом жилище. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе – «печка- матушка», да «самовар - батюшка». Я вижу у вас самовары ещё сохранились, да какие красивые. Мы потом из них обязательно попьём чайку с сушками.

Хозяйка: Ребята а, а давайте поиграем в игру «Золотые ворота»

Кого поймаем будет говорить нам, что мы можем сделать из муки?

Дети: печенье, баранки, сухари, хлеб, торты…

Бабушка: А я тесто замесили, да не простое, а цветное и в подарок вам его привезла, чтобы вы потом, что ни будь из него слепили

Хозяйка: Ребята, что надо сказатьбабушке за подарок.

Дети: благодарят бабушку.

Хозяюшка: Ребята о чем мы сегодня рассказывали нашим гостям:

Дети:

Хозяюшка: В заключение я хочу прочитать стихотворение

Пахнет хлеб и солнц и землёй,

И слезой и ветром и грозой,

Сколько в нем заботы и труда

Сколько людям он несёт добра!

С детских лет запомни навсегда:

Хлеб – земля, хлеб – воздух, хлеб – вода.

Солнечное в нём живёт светило

В нём живёт душа родных полей

Нежность доброй матери твоей

Жизнь – от хлеба, и от хлеба – сила.

Хозяйка:Ребята, из теста мы слепим с вами потом, а сейчас давайте скажем нашим гостям дасвидания. Спасибо за внимание, на этом наше деятельность закончено.

Прикреплённые файлы:

prs_4v24n.pptx | 10341,46 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия «Быт русского народа» Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях. Задачи: Познакомить детей с избой и русским бытом людей.

Конспект занятия «Пасхальные традиции русского народа» Цель: воспитание духовности через приобщение дошкольников к традициям Пасхи. Задачи: Образовательные: познакомить детей с праздником —.

Конспект занятия «Знакомство с предметами быта русского народа через театрализованную деятельность» Программное содержание: Знакомить детей с предметами быта русского народа через театрализованную деятельность. Расширять и обогащать знания.

Формирование представлений о семейных ценностях, традициях, посредством русского фольклора у воспитанников. Пока ребенок мал, взрослые, как правило, не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным,.

Паспорт мини-музея «Деревянная посуда в традициях русского народа» Наименование мини-музея: «Деревянная посуда в традициях русского народа». Профиль мини-музея: Познавательный. Мини-музей предназначен для.

Конспект НОД с использованием ИКТ для старшей группы «Традиции русского народа. Святки» .

Проект «Быт и традиции русского народа» Проект: «Быт и традиции русского народа» Краткосрочный проект во второй младшей группе. Участники проекта: Дети младшего дошкольного возраста.

Проект занятия во второй младшей группе «Знакомство с бытом русского народа» Цель: формировать эмоционально положительное отношение к предметам быта русской традиционной культуры. Задачи: - Конкретизировать первоначальные.

Конспект занятия «Обычаи и традиции русского народа» (подготовительная группа) Цель. Вызвать у детей интерес к русским традициям. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её быте, некоторых исторических.

Конспект внеклассного занятия «Традиции гостеприимства русского народа» Традиции гостеприимства русского народа Цель: Формирование позитивного отношения к обычаям, фольклору и традициям русского народа. Знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Хлеб в обрядах и традициях русского народа»
Опубликовано: 1 августа 2017 в 19:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД